Права сотрудника ГИБДД — Юридические советы

Общение с сотрудниками ГИБДД включает в себя необходимость знания не только очевидных для этой ситуации ПДД, КоАП и регламента МВД, есть целый ряд изданий, которые «must have» – обязательны к прочтению и без них информации будет недостаточно.

Но главное – это оттачивание навыка в реальных условиях, можно сказать, периодическое «житьё» в теме и, конечно же, знание практики. Только это позволит идти в ногу с автоправом 2021 года.

 В статье приводим список источников для чтения, по которым (но не исчерпывающе) написаны статьи АвтоТонкостей, перечень, в составлении которого нам помогали автоюристы и просто эксперты области автоправа.

Из каких знаний состоит общение с ГИБДД?

Это 3 «кита», которые дадут достойное повышение юридической грамотности. Ведь ваша задача – не быть самым умным, а быть умнее инспектора или судьи, рассматривающего дело. Впрочем, не всё так однозначно. Верх грамотности – это умение пользоваться теми инструментами, список которых мы приведём ниже.

Под общением с ГИБДД в данной статье мы понимаем все административные процедуры, ПДД, обжалование штрафов и отстаивание своих прав. В статью не включены такие отрасли автоправа, как ОСАГО, международное автомобильное движение, вопросы автокредита, и продажи и покупки машины с точки зрения потребительского права.

Вот эти 3 направления для повышения умения общаться с ГИБДД:

  • законодательные нормативно-правовые акты: ПДД, КоАП и другие (список того, что конкретно почитать, ниже),
  • обсуждение неоднозначных ситуаций в дорожном движении, процессуальных тонкостей,
  • ознакомление с судебной практикой правоприменения, с трендами в законодательстве.

Что нужно читать среди законов?

  • Ниже приводим ссылки на нормативно-правовые акты (именно так называются все «законы», потому что некоторые из них официально не имеют статус законов, а, например, приказов, регламентов и прочих), актуальные на 2021 год.
  • Важно всегда читать только действующие редакции таких актов, так как они меняются достаточно быстро и часто.
  • Итак, обязательно нужно почитать и, что важно, в хронологическом порядке следующие нормативные акты.

ПДД

Это основа основ – не зная очень хорошо этот подзаконный акт, нельзя понять другие акты (и даже увидеть противоречия, а они есть). Правила дорожного движения – это, коротко говоря, перечень обязанностей водителей.

Права сотрудника ГИБДД - Юридические советы

Что конкретно читать?

Нужно также читать пункты, не относящиеся напрямую к водителям, даже если вы ездите исключительно как водитель. Это также важно, как нужно знать, как ведёт себя враг, чтобы избежать его нападения…

По дорожным знакам и разметке лучше найти источник с иллюстрациями, нежели сайт Консультант Плюс, на который ведут ссылки выше.

КоАП

Если Правила – это список обязанностей, то Административный кодекс – перечень того, что будет, если эти обязанности не выполнять. Но не только. КоАП содержит самое важное для умения правильно общаться с ГИБДД в 2021 году – порядок и нормы процессуальных процедур: обжалования штрафов, мер обеспечения, дополнительных административных мер полиции.

Вот только здесь читать придётся не одну неделю, а некоторым — даже месяц – это достаточно объёмный материал для изучения.

Что конкретно читать?

  • Главу 12 – здесь содержатся штрафы конкретно за нарушения ПДД и других правовых актов, регулирующих дорожное движение, с ми,
  • Главу 1 про основы административного права, презумпцию невиновности и почему она не работает в случае камер автофиксации, как работает закон во времени,
  • Главу 2 про базу ответственности,
  • Главу 3 о том, какие бывают санкции в КоАП,
  • Главу 4 о правилах наказаний, сроках и давности привлечения,
  • Статью 19.3 о неповиновении требованиям сотрудников МВД,
  • Статью 20.25 об уклонениях от наказания,
  • Разделы с 3 по 5 – это самый объёмный материал, но, только благодаря ему можно узнать практически всё о рассмотрениях дел, документах и в целом об общении с сотрудниками ГИБДД и другими представителями исполнительной власти.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

Ещё один не слишком большой правовой акт, имеющий также высокий приоритет и много полезной информации для повышения юридической грамотности автомобилистов.

Читать здесь лучше всё «от корки до корки» – каждая статья имеет отношение к общению с ГИБДД.

ФЗ «О полиции»

Также важный документ, но читать его полностью не нужно, достаточно глав с 1 по 5 включительно, а также главы 10 о методах контроля за полицейскими.

Административный регламент Приказа №664

Это перечень указаний непосредственно для сотрудников ГИБДД (и полиции) при регулировании в том числе дорожного движения.

Вопреки одному из мнений, что читать его для повышения грамотности не нужно, так как там всё предписано для инспекторов, можем смело заявить, что изучить обязательно! Потому как если не знать обязанностей и ограничения прав сотрудников, то нет никакого смысла в общении с ГИБДД.

Права сотрудника ГИБДД - Юридические советы

Сами пункты содержатся непосредственно в Административном регламенте, неправильно ссылаться именно на Приказ, как многие это делают ошибочно, потому что Приказ только вводит в действие этот самый регламент.

Читать текст регламента МВД.

Что желательно почитать?

Теперь приведём список нормативных актов, которые мы настоятельно рекомендуем прочитать, хотя, и без их знания на большинство вопросов теперь ответите и урегулируете законно различные ситуации.

Также настоятельно рекомендуем прочитать Гражданский и Уголовный кодексы, но это уже достаточно углублённое и долгое изучение материала, хотя есть и важные тонкости в указанных актах. Но всё же, чтобы не тратить месяцы и годы на чтение, лучше разбираться в них по обстоятельствам и с конкретными вопросами.

Судебная практика

Её тоже много – точнее, она практически бесконечна. В России на 2021 год сотни тысяч постановлений и решений судов по самым различным вопросам.

Судебная практика именно 2021 года необходима для того, чтобы понимать, как действует то, что прочитано ранее – законные и подзаконные акты – в живом мире судей, принимающих решение по личному убеждению и на основе исследования всех материалов дела.

Сайт судебных актов РФ

Это один из наиболее удобных для поиска и чтения сайт судебной практики. Обязательно воспользуйтесь формой поиска слева для поиска документов конкретно по общению с ГИБДД и по решениям и постановлениям в дорожном движении.

Права сотрудника ГИБДД - Юридические советы

Форму поиска лучше настроить соответствующим образом:

  1. в разделе выбрать Верховный суд для чтения наиболее важных постановлений и решений, либо суды общей юрисдикции для поиска более частных дел,
  2. статья закона, если интересует конкретный пункт или статья (например, для поиска всех дел по нарушениям пункта 10.1 ПДД, введите «10.1» и выберите появившуюся подсказку,
  3. даты документа лучше искать наиболее свежие 2021 года, но если ищете материалы судебной практики по конкретной статье или пункту закона, то нужно смотреть, когда вступило в силу последнее изменение по этому пункту (это можно посмотреть на сайте Консультанта, для чего открыть полный документ (ссылка внизу оглавления) и нажать кнопку «Редакции».

Сайт Росправосудие

Ещё одна база актов судебной практики с не менее удобным и гибким поиском по решениям и постановлениям.

Проблема с ним в том, что он иногда бывает недоступен.

Общение по интересам – форумы и сообщества

Это уже несколько выходит за рамки простого прочтения, а даёт ещё и интерактивную возможность стать более юридически грамотным автолюбителем. Ещё одно преимущество такого способа повышения грамотности в том, что, в отличие от изучения судебной практики и книг, вы получаете по каждому вопросу более одного мнения, и, если где-то кто-то что-то упустил, то его дополнит другой эксперт.

На 2021 год существуют тысячи пабликов и форумов, и выбрать из них, действительно достойный – живой и экспертный, достаточно сложно. Но такие, проверенные временем, существуют.

ЮГА

Должностные права и обязанности инспектора ГИБДД | Автоюристы Москвы

Права сотрудника ГИБДД - Юридические советы

Многие водители уже, наверное, в курсе того, что с недавних пор инспекторам ГИБДД разрешили останавливать машины где угодно и лишь «прикрываясь» банальной проверкой документов. Раньше такое было возможно сделать только на постоянном посту ДПС.

1 Обязали граждан документы, предоставляемые для проверки освобождать от обложек и прочих вещей, мешающих производить идентификацию (например, многие граждане подавали права на цепочке или на шнурке, чтобы ненароком, не украли).
2 Также инспекторам ГИБДД поуменьшили прав в части общения с водителями и их оскорбления.
Инспектору ГИБДД запрещается как-либо оскорблять водителя и находящихся с ним пассажиров, оскорблять их религиозные чувства, дискриминировать водителя и пассажиров по половому признаку и расовой принадлежности, по языковым признакам и политическим убеждениям.

Претерпела некоторые изменения и процедура медосвидетельствования, добавив инспектору ГИБДД новые обязанности. Ведь если при медосвидетельствовании будет установлено, что водитель трезв, то инспектор ГИБДД обязан отвезти его к месту, где был оставлен автомобиль водителя.

Грубо говоря, должностные права и обязанности инспектора ГИБДД претерпели не такие уж и большие изменения. К тому же эти изменения касаются всё больше мелких и частных случаев, а по большому счёту, всё осталось, как и было раньше.

Итак, давайте посмотрим, что же инспектор ГИБДД может, и что при этом сам обязан предпринимать.

Должностные права инспектора ГИБДД

  • Разрешено остановить любой автомобиль и/или мотоцикл, движущийся по трассе.
  • Разрешено проверить документы у гражданина, находящегося за рулём. (права и СТС на машину).
  • Разрешено проверить документы на перевозимый груз.
  • Разрешено требовать от гражданина за рулём предъявления страховки по ОСАГО или её электронного варианта (можно распечатать электронный полис на обычной бумаге – он будет иметь такую же юридическую силу, что и полис, полученный в офисе страховщиков).
  • Сотрудник ГИБДД имеет право на досмотр машины, её груза и водителя, если они похожи по описанию на присланные ориентировки по розыску преступников.
  • Если после проверки выяснится, что остановленный автомобиль числится в розыске, то сотрудник ГИБДД имеет право его задержать.
  • При наличии оснований инспектор ГИБДД имеет право ограничить или как-то по-иному изменить движение на дороге.

Должностные обязанности инспектора ГИБДД (во время остановки автомобиля)

  1. При остановке машины инспектор ГИБДД обязан представиться (должность, звание, фамилия), назвать причину остановки.
  2. Если водитель попросит, то инспектор ГИБДД должен показать своё служебное удостоверение, в развёрнутом виде, не выпуская из рук.

  3. Если водитель попросит, инспектор ГИБДД обязан назвать адрес, по которому находится отдел ГИБДД, из которого был прислан данный экипаж и телефон его дежурного.

  4. Инспектор ГИБДД обязан сообщить водителю и пассажирам остановленной машины, что осуществляется видеонаблюдение и аудиозапись (как с камеры, находящейся на теле самого сотрудника ГИБДД, так и в патрульном автомобиле).

Если гражданин не остановился по указанию инспектора ГИБДД (по причине того, что не видел оснований для этого или по любой другой), инспектор ГИБДД может и обязан на служебном автомобиле догнать машину и вынудить её остановиться.

При этом водителю грозит штраф в 800 рублей за невыполнение требования сотрудника ГИБДД и возбуждение административного дела.

Также увеличился и перечень оснований, по которым инспектор ГИБДД может и должен остановить автомобиль

  • Если инспектор ГИБДД видит, что автомобиль нарушил правила движения.
  • Если на водителя (пассажиров) есть ориентировки, что они причастны к совершению преступления или могут являться свидетелями по делу.
  • Если на автомобиль есть ориентировка, что он участвовал в правонарушении (авария, преступление и т.д.).
  • Если есть основания полагать, что водитель или пассажиры стали свидетелями ДТП и могут дать свидетельские показания.
  • Если инспектору ГИБДД требуются понятые по какому-либо делу.
  • Если нужно перекрыть дорогу на какое-то время.
  • Если нужно организовать «коридор» для спецтранспорта.
  • Если инспектору ГИБДД требуется помощь (при ДТП или в других случаях).
  • При проведении соответствующих профилактических мероприятий, направленных на увеличение безопасности дорожного движения.
  • Инспектор ГИБДД вправе остановить автомобиль для того, чтобы проверить у водителя документы (права, СТС, полис), документы на груз.
Читайте также:  Как уменьшить квартплату и налог на имущество? - Юридические советы

Причём, проверять паспорт у водителя и пассажиров инспектор ГИБДД имеет право только на постоянном посту ГИБДД.

У инспектора ГИБДД есть должностное право потребовать, чтобы водитель вышел из автомобиля, в таких ситуациях

  1. Если груз плохо или неправильно закреплён, водитель должен выйти и исправить недостаток.
  2. Если у машины имеется техническая неисправность, то водитель должен выйти и устранить её (если это возможно).
  3. Если инспектор ГИБДД проверяет соответствие номеров кузова и двигателя тем, что написаны в СТС.

  4. Если необходимо осмотреть машину или перевозимый груз.
  5. Если нужно, чтобы водитель присутствовал в качестве понятого или оказал помощь в ДТП.
  6. Если инспектор ГИБДД посчитает, что действия водителя для него опасны, то он может потребовать его выйти из машины (воспользовавшись при этом даже табельным оружием).

Остались вопросы по теме статьи? Задайте их в форме обратной связи, и наш специалист перезвонит вам.

Остановил сотрудник ДПС ГИБДД

Права сотрудника ГИБДД - Юридические советы

Права и обязанности при остановке сотрудником ДПС ГИБДД

Статья будет полезна водителям транспортных средств, особенно начинающим.

Из статьи вы узнаете, какие права и обязанности имеются у водителя, автомобиль которого остановил инспектор ДПС ГИБДД, какими правами наделен инспектор, какие у него обязанности связанные с остановкой транспортного средства. Изложение прав и обязанностей сопровождается ссылками на законодательство, действующее на момент написания статьи.

Данной статьей можете воспользоваться как шпаргалкой в случае, если вас остановили сотрудники ДПС. Чтобы долго не искать ее, добавьте ссылку на статью в свою учетную запись в социальных сетях, для этого ниже есть кнопки «поделиться».

Внимание!

20 октября 2017 года вступил в силу новый Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 23.08.

2017 года № 664, а точнее указанный Приказ «Об утверждении Административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»

В связи с этим некоторые положения, указанные в данной статье претерпели изменения с обозначенной даты. Однако много того, что написано ниже настоящего примечания перекочевало в новый Регламент, чему-то не нашлось в нем места.

Первое что хочется отметить, это то, что по старому 185 Приказу МВД от 02.03.

2009 года остановка автомобиля не на стационарном посту ДПС для проверки документов являлась нарушением со стороны инспектора указанного Приказа.

Новый Административный регламент дает право инспектору ДПС ГИБДД остановить автомобиль для проверки документов в любом месте, за исключением мест, в которых в соответствии с ПДД остановка запрещена.

Одновременно ужесточились требования к проверке документов. По новому Регламенту, где бы не остановил инспектор ГИБДД для проверки документов, на стационарном посту, или в ином месте, ему теперь нужны для этого основания (п. 106 нового Регламента).

Остальные основания для остановки транспортного средства, указанные в Приказе №185 остались прежними, однако к ним добавилось еще несколько. Например, сотрудник ГАИ может останавливать транспортные средства для обеспечения проезда автомобилей специального назначения, в том числе скорой помощи, МЧС и иных машин аварийно-спасательных служб.

Кроме того работнику ДПС предоставлено право проверять документы не только у водителя, но и у пассажиров.

Однако такое право возникает тогда, когда имеются основания подозревать, что они совершили преступление или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания.

Также в старом Регламенте было четко определено, что водитель вправе при общении с инспектором ГИБДД снимать его действия на видео или вести аудиозапись, а инспектор в свою очередь не вправе препятствовать этому.

Новый Административный регламент такое право водителя не содержит. Зато право инспектора производить видео или аудио запись осталось.

Значит ли это, что водители лишились права запечатлеть общение с сотрудниками ДПС ГИБДД? Об этом читайте в одной из следующих статей раздела блога – «Дела дорожные».

В новом Регламенте просьба сотрудника ГИБДД выйти из автомобиля так и осталась просьбой, в требование не трансформировалась. Случаи, при которых инспектор может попросить водителя выйти из машины, остались прежними. В каких случаях такая просьба становиться требованием, а у водителя возникает обязанность выйти из-за руля, как и обещал в данной статье, можно будет узнать из новых публикаций.

  • Ссылки на новые публикации раздела блога – «Дела дорожные», имеющие отношение к правам и обязанностям водителя, а также инспектора при остановке им автомобиля, будут даны ниже в настоящем примечании.
  • Ссылки на статьи:
  • Можно ли снимать на видео сотрудника ДПС ГИБДД с 20 октября 2017 года?

В каких случаях сотрудник ДПС имеет право остановить автомобиль?

Законодательно закреплены 10 оснований для остановки транспортного средства, перечень которых содержит Административный регламент, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 № 185 (далее – Административный регламент или Регламент). Эти основания указаны в п. 63 Регламента.

Основаниями к остановке являются:

  1. установленные визуально или зафиксированные техническими средствами нарушения ПДД;

  2. наличие данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступлению или административному правонарушению;

  3. наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также, если имеются основания полагать, что т/с находится в розыске;

  4. необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

  5. необходимость привлечения водителя в качестве понятого;

  6. выполнение распорядительно-регулировочных действий;

  7. необходимость использования транспортного средства (транспортные средства граждан могут быть использованы сотрудниками полиции в исключительных случаях, например, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств и др. неотложных случаях);

  8. необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

  9. проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой транспортных средств, находящихся в них лиц и перевозимых грузов (такие мероприятия проводятся на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции;

  10. проверка документов, таких как водительское удостоверение, доверенность, полис ОСАГО документов на транспортные средства и перевозимые грузы, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

 

Остановка сотрудником ДПС ГИБДД

Требование об остановке транспортного средства инспектор ГИБДД может подать с помощью громкоговорителя или жестом руки, направленной на транспортное средство, при этом может применяться жезл или красный диск со световозвращателем. Дополнительно для привлечения внимания водителя инспектор может воспользоваться свистком, а также «мигалкой» и специальными звуковыми сигналами.

При остановке автомобиля сотрудник ГИБДД, если он подает сигналы об остановке, должен указать место остановки (п. 65 Регламента).

Сотрудник ДПС не вправе останавливать автомобиль на участках дорог, где это запрещено правилами дорожного движения (например, на трамвайных путях, на эстакадах, мостах, путепроводах, в тоннелях, на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними и др. местах).

Исключением могут быть случаи, когда такая остановка связана, например, с необходимостью пресечения преступления или предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения и др. чрезвычайных случаях (п.

66 Регламента).

Примите к сведению!

Невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства влечет административную ответственность по ст. 12.25 КоАП РФ. В настоящий момент (29/09.2017 года) наказание предусмотрено в виде штрафа в размере от 500 до 800 руб.

Остановил сотрудник ГИБДД, права и обязанности водителя

Наконец добрались до сути, которая указана в названии статьи. И так, остановка состоялась, вас остановил ГАИшник. Какие у водителя есть права и обязанности в случае остановки транспортного средства?

Остановив автомобиль, сотрудник должен незамедлительно подойти к нему. Вы имеете право не выходить из машины и вести разговор с инспектором через приоткрытое окно. Работник ГИБДД должен представиться — назвать свою должность, звание и фамилию. Если инспектор не представился – попросите его сделать это.

После этого он обязан сообщить причину и цель вашей остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, если вы привлекаетесь в качестве свидетеля либо понятого, то инспектор должен разъяснить вам права и обязанности, предусмотренные законом (п. п.

20, 67 Регламента).

Если инспектор не назвал причину остановки, спросите его об этом.

Если в ответ инспектор говорит, что причина остановки – проверка документов, то можете спросить его, почему он нарушает пункт 63 Административного регламента. Как правило, этим все и заканчивается, инспектор желает вам счастливого пути.

Однако бывают случаи, когда инспектор неадекватно реагирует на такое замечание и, повышая тон, требует передать документы.

В этом случае вежливо попросите инспектора не повышать тон, напомните ему об обязанности сотрудника ГИБДД в разговоре с участниками дорожного движения быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», проявлять спокойствие и выдержку (п. 19 Регламента).

Перепишите номер жетона сотрудника ГИБДД и попросите предъявить вам в развернутом виде личное служебное удостоверение. Не хочет предъявлять? Тогда напомните ему еще об одной его обязанности, предусмотренной абз. 5 п. 20 Регламента и ст. 5 «Закона о полиции», а именно, что он по первому требованию водителя должен показать служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

Предъявил, хорошо. Перепишите данные удостоверения, имеете на это полное право. Эти данные могут пригодиться при возникновении конфликтной ситуации и дальнейшем написании жалобы.

Если все же попался «упертый» инспектор и даже после напоминания о его обязанностях он не предъявляет вам удостоверение, или, если он вытащил и сразу убрал удостоверение в карман, не дав вам ознакомиться с содержанием удостоверения и записать данные, то предупредив его, звоните по номеру службы доверия (номер должен быть нанесен на патрульный автомобиль) или единому номеру МВД – «102», экстренной службы – «112» либо по номеру телефона управления собственной безопасности (телефоны горячей линии службы доверия МВД, а также ГУСБ России и УСБ по Московской области найдете в конце статьи).

Читайте также:  Налоги с доходов, полученных за пределами РФ - Юридические советы

По телефону сообщите, что в таком-то месте, в нестационарного поста ДПС, вас остановил какой-то субъект, переодетый в форму похожую на форму ДПС, который по вашему требованию отказывается предъявить служебное удостоверение, а причину остановки называет «проверка документов». Звонок в службу доверия поможет вам выяснить, действительно ли стоящий перед вами человек является сотрудником ГИБДД. Кроме того, такие звонки фиксируются, и это в дальнейшем также может помочь в обжаловании незаконных действий сотрудника ГИБДД.

Помните, что водитель вправе фиксировать общение с работниками ДПС с помощью видео- и звукозаписывающих устройств, при этом инспектор не вправе препятствовать этому.

В некоторых случаях законодательство предусматривает запрет на ведение видео- и аудиозаписи. О существовании такого запрета инспектор должен сообщить водителю.

Также надо помнить, что инспектор ДПС также имеет право снимать на видео или производить аудиозапись (п. п. 24, 25 Регламента).

Пунктом 70 Регламента установлено, что у инспектора ГИБДД есть вправо предложить водителю выйти из автомобиля. Именно предложить, но никак не требовать.

Так у сотрудника ДПС появляется право озвучить такую просьбу:

  • — в случае необходимости устранения технической неисправности автомобиля или нарушений правил перевозки грузов;
  • — при наличии у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  • — для сверки в присутствии водителя (владельца автомобиля) номеров агрегатов и узлов автомобиля с записями в регистрационных документах;
  • — для личного досмотра, осмотра или досмотра автомобиля и груза;
  • — когда требуется его участие в процессуальных действиях, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • — когда его поведение создает угрозу личной безопасности инспектора;
  1. В каких случаях просьба работника ДПС выйти из машины может стать обязанностью водителя, узнаете из одной из следующих статей, здесь эту тему затрагивать не буду, но если в вкратце, то такая обязанность может наступить в отдельных случаях после составления определенного протокола.
  2. И так, помимо просьбы выйти из машины инспектор также вправе предложить переместить автомобиль в иное указанное инспектором место, если:
  3. — нахождение автомобиля в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
  4. — нахождение инспектора на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в автомобиле, создает угрозу личной безопасности инспектора;
  5. Кроме того инспектор вправе предложить водителю занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Водитель вправе потребовать у инспектора ДПС ГИБДД сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица, а инспектор обязан сообщить водителю такие сведения (абз. 4 п. 23 Регламента).

Также водитель вправе потребовать у инспектора ГИБДД разъяснить порядок обжалования его действий, а инспектор обязан это сделать, так как это предусмотрено абз. 2 п. 23 Регламента.

  • Еще раз напомню, что на каждом патрульном автомобиле должны быть нанесен номер телефона доверия, по которому вы можете позвонить, если возникла такая необходимость.
  • Как и обещал, публикую действующие на момент написания статьи номера телефонов, которыми можно воспользоваться в случаях нарушения сотрудниками ДПС прав водителей, а также противоправных действий сотрудников полиции.
  • Горячая линия МВД России – по вопросам нарушения законности сотрудниками Телефон доверия:
  • Управление ГИБДД ГУ МВД России по Московской области

(495) 692-70-66 Дежурная часть: 8(495) 688-81-71 8(499) 763-11-83 8(495) 688-64-10

  1. Бесплатная горячая линия МВД России:
  2. «Горячая линия МВД России» для обращения граждан по вопросам нарушения их прав и законных интересов сотрудниками органов внутренних дел:
  3. Главное управление собственной безопасности (ГУСБ МВД России)

8-800-222-74-47; 8(495)667-74-47;Адрес: 107078, г. Москва, ул. Садовая Спасская, д. 1/2 Телефон дежурного офицера для получения информации по компетенции подразделений собственной безопасности и разъяснения порядка обращения в ГУСБ МВД России: 8(495)667-07-30

Управление собственной безопасности по Московской области

Адрес: 125009, г. Москва, ул. Никитский переулок, д. 3 8(499)317-24-66

Права и обязанности сотрудника ГИБДД

  • ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
  • (ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ), ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
  • ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Общие обязанности и права сотрудников полиции закреплены в ст. 12 и 13 Закона о полиции, а компетенция по рассмотрению дел об административных правонарушениях — в ст. 23.3 КоАП РФ.

Большинство обязанностей сотрудников полиции, закрепленных в ч. 1 ст. 12 Закона о полиции, носит универсальный характер, т.е. их содержание не зависит от специализации в деятельности соответствующих структурных подразделений полиции. К ним можно отнести следующие обязанности:

  1. — принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
  2. — выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
  3. — осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством РФ, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством РФ, но не реже одного раза в месяц;
  4. — передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя;
  5. — информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;
  6. — прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
  7. — оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
  8. — выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;
  9. — выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;
  10. — участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  11. — участвовать в пропаганде правовых знаний;
  12. — обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;
  13. — пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции и др.

Обязанности полиции по обеспечению безопасности дорожного движения сгруппированы в отдельном положении названного Закона, где предусмотрены следующие обязанности: осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством РФ, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством РФ, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством РФ случаях — тяжеловесных грузов (п. 19 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).

К универсальным правам полиции согласно ч. 1 ст. 13 Закона о полиции можно отнести следующие:

  • — требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
  • — проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • — проверять у граждан разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством РФ;
  • — вызывать в полицию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
  • — подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
  • — в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации;
  • — запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;
  • — беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений об административных правонарушениях;
  • — требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для документирования обстоятельств совершения административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан;
  • — в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их;
  • — обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;
  • — составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
  • — доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;
  • — доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу;
  • — направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством РФ;
  • — осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения и др.
  • Многие из перечисленных прав полиции по существу дублируют права, которые предусмотрены в КоАП РФ для лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
Читайте также:  Размещение фитнес-центра на цокольном этаже - Юридические советы

К специальным правомочиям полиции в области обеспечения безопасности дорожного движения согласно п. 20, 21 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции относятся следующие:

  1. — останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
  2. — осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;
  3. — задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;
  4. — временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения;
  5. — временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии;
  6. — выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);
  7. — требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения;
  8. — ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  9. — задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ;
  10. — запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах;
  11. — при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.
  12. Выполнение обязанностей и реализация прав сотрудниками полиции не должны нарушать права и законные интересы граждан, для этого в Законе о полиции закреплена система органов контроля и надзора за деятельностью полиции.

Система контроля за деятельностью полиции включает государственный и ведомственный контроль (ст. 49 Закона о полиции).

Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент РФ, палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В ст. 50 названного Закона регламентируются вопросы осуществления общественного контроля за деятельностью полиции. Установлено, что граждане РФ, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.

Эту функцию также осуществляет Общественная палата РФ в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», а также общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах.

Общественные советы осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.

Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 51 Закона о полиции).

Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством (ст. 52 Закона о полиции).

В ст. 53 Закона о полиции установлено, что действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры РФ либо в суд.

Адвокаты программы «Человек и Закон» – консультации юристов

Ссылка на статью

Спорить с сотрудником ГИБДД не стоит — он наверняка знает больше и ему виднее, что вы нарушили. Кроме того, ответ даёт инспектору представление о том, хорошо ли вы знаете закон или только имеете о нём общее представление. От правильности ответа зависит и сумма взятки.

Для водителя при этом главным являются не знаки и правила, а санкции, предусмотренные за нарушения. Если гаишник услышит ответ: «лишение», то с радостью начнёт потирать руки, понимая, что может требовать любую сумму.

Потому при встрече не следует стесняться и заглянуть в КоАП с помощью мобильного телефона.

«Отвечать на вопросы по поводу ПДД необходимо только на экзамене в автошколе, в дальнейшем водитель должен их только соблюдать. В законе «О полиции» и других документах, регламентирующих действия непосредственно сотрудников ГИБДД, нет ни слова о том, что полицейский вправе задавать подобные вопросы, а водитель должен на них отвечать», — поясняет юрист Елизавета Владимирова.

Вопрос в лоб призван застать человека врасплох. Спрашивая, выпивал ли водитель накануне, инспектор будет оценивать не только то, что отвечает водитель, но и как он при этом себя ведёт. От реакции на провокационный вопрос будет зависеть дальнейшая линия поведения инспектора. На такой вопрос всегда лучше сказать «нет».

Отвечать положительно не стоит даже в шутку, ведь неизвестно, какая реакция полицейского может последовать. Сотрудник ГИБДД может посчитать, что если вы пили вчера, то у вас в организме ещё присутствует алкоголь.

Вас могут направить на медосвидетельствование, и никакие заверения, что вы просто человек с юмором, тут уже не помогут.

«Сотрудники часто спрашивают о том, где работает водитель. Делается это не из праздного любопытства, а чтобы понять, с кем он имеет дело. Как именно инспектор распорядится полученной информацией, зависит уже от его добросовестности.

В то же время нечистый на руку сотрудник полиции, узнав, что остановил представителя «безобидной» для него профессии, скорее всего, попытается раскачать водителя на взятку. Любимая категория таких, с позволения сказать, представителей закона — люди, чей труд непосредственно связан с управлением автомобилем.

Ведь они готовы на многое, чтобы только сохранить права. Вывод: чем меньше знает полицейский, тем проще водителю», — считает юрист Елизавета Владимирова.

Интерес инспектора к нештатному ксенону, тонировке или самодельному фаркопу тоже возникает не на пустом месте. Задавая вопрос именно в такой формулировке, инспектор заведомо ставит вас в позицию нарушителя. Хорошо это работает с теми автолюбителями, которые плохо разбираются в ПДД.

Водитель автомобиля всегда должен быть уверен в том, что его транспортное средство полностью пригодно к использованию. Любые изменения кузовной части автомобиля подлежат регистрации в установленном законом порядке.

Соответственно, если в автомобиле есть какие-либо изменения, то это указывается в документах на данный транспорт.

«А вот правила перевозки детей в автомобиле, являющиеся предметом спора, привязаны к возрасту пассажиров. Согласно пункту 22.9 ПДД, малышей до семи лет необходимо возить в машине с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих их весу и росту.

Дети с семи до 11 лет включительно могут ездить сзади пристёгнутыми обычным ремнём безопасности. Загвоздка в том, что определить возраст маленького пассажира на глаз бывает непросто (некоторые дети выглядят младше сверстников). Доказать свою невиновность будет очень сложно.

Паспорта с отметкой о детях или свидетельства о рождении ребёнка будет недостаточно, ведь в них нет фото. Я бы посоветовала положить в бардачок копию свидетельства о рождении ребёнка.

Зачастую его демонстрации достаточно, чтобы сотрудник ДПС потерял интерес к вам и вашим пассажирам», — говорит юрист Елизавета Владимирова.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *