Ответственность за несообщение о преступлении — Юридические советы

Ответственность за несообщение о преступлении - Юридические советы

Недонесение о преступлении является преступным деянием и регулируется ст. 205.6 Уголовного кодекса Российской Федерации. Несообщение о совершённом преступлении УК РФ квалифицируется как общественно опасное действие и предусматривает наказание за его совершение.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

В чём суть статьи?

Ответственность за несообщение о преступлении - Юридические советы

Ст. 205.6 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за несообщение о готовящемся преступлении. УК РФ указывает, за недоносительство о каких правонарушениях квалифицируется как противоправное деяние.

К этим деяниям относятся:

  1. Террористический акт (его планирование и осуществление).
  2. Создание организации или сообщества, основной целью которой является терроризм.
  3. Организация и проведение обучения с целью организовывать акты терроризма.
  4. Оказание помощи террористам.
  5. Призывы в виде митингов и демонстраций и размещения информации с обращением и зовом к проведению террористических действий.
  6. Захват заложника или заложников.
  7. Создание вооружённой группы при отсутствии на это законного разрешения.
  8. Планируемый или совершённый угон средства передвижения в виде воздушного или водного судна или поезда.
  9. Запрещённое законом хранение и использование материалов, по химическому составу относящимися к ядерным.
  10. Покушение на жизнь государственного или публичного деятеля.
  11. Захват и удержание власти при применении насилия.
  12. Вооружённый мятеж.
  13. Нападение на лиц и организации, которые находятся под международной защитой.
  14. Террористические акты международного масштаба.
  15. Перечисленные действия относятся к особо тяжким и требуют незамедлительного сообщения о них.

Если гражданин не сообщает в органы правопорядка о подготовке или проведении перечисленных преступных действий, при условии, что он располагает правдивыми сведениями, то к нему применяется санкция.

Наказание позиционируется в виде:

  • Ответственность за несообщение о преступлении - Юридические советыштрафа до 100 000 рублей или другого дохода лица в течение 6 месяцев. Срок уменьшается в зависимости от обстоятельств;
  • работы принудительного характера. Законодатель определяет срок работ в один год;
  • пребывания в местах лишения свободы в течение одного года.

Указанные санкции применяются к осуждённому в случае, если его вина доказана.

Путин подписал «поправки Яровой» о наказании за недонесение о преступлении

07.07.2016
 3169

Владимир Путин подписал так называемый «антитеррористический пакет» законов, авторами которых являются главы комитетов Думы и Совета Федерации по безопасности, единороссы Ирина Яровая и Виктор Озеров (как оценивают эти поправки независимые правоведы, читайте в Legal.Report здесь).

Теперь в Уголовном кодексе появилась статья о несообщении о преступлении. Год лишения свободы можно будет получить, если не сообщить о готовящемся теракте, угоне самолета или захвате заложников (всего 16 видов преступлений). Однако наказания не будет, если не сигнализировать о подготовке или совершении преступления близким родственником или супругом.

Также в УК введена новая статья о международном терроризме, наказываться он будет до пожизненного лишения свободы. Расширяется понятие финансирования терроризма — теперь это не только денежная поддержка, но любая материальная помощь.

За финансирование международных терактов наказывать будут лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом до 500 000 руб. или в размере дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Штрафом до миллиона рублей или лишением свободы до семи лет будут наказываться публичные призывы к терроризму в интернете, а также его публичное оправдание.

Добавился также новый подпункт в статью о массовых беспорядках — за склонение, вербовку или иное вовлечение в их организацию можно получить от 5 до 10 лет лишения свободы либо штраф до 700 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период от двух до четырех лет.

Новые поправки в УК также снижают возрастной порог наказания за преступления, причем не только за терроризм, но и за участие в террористической организации или несообщение о других участниках. Отныне привлекать за это к уголовной ответственности смогут с 14 лет.

Второй документ из так называемого «пакета Яровой» в первую очередь касается абонентов сотовой сети и пользователей интернета.

Операторы будут хранить информацию о фактах приема и передачи звонков, текстовых сообщений, фотографий, звуков и видео на территории России в течение трех лет, а срок хранения содержания разговоров и переписки составит полгода. Однако порядок такого хранения установит Правительство РФ.

Такие же требования будут и для соцсетей и мессенджеров, но для них срок хранения данных о переписке сокращен с трех лет до одного года. Но содержание переписки они будут хранить тоже до шести месяцев.

Операторы связи должны будут предоставлять правоохранительным органам информацию о пользователях и об оказанных им услугах связи и другие данные. А владельцы мессенджеров и соцсетей будут обязаны при использовании дополнительного кодирования сообщений представлять в ФСБ ключи для их декодирования.

За неисполнение этого требования для должностных лиц — штраф до 50 000 руб., для юридических лиц — до 1 млн руб.

Предыдущая

Следующая

Ответственность за несообщение о преступлении - Юридические советы

Уголовная ответственность за «несообщение о преступлении» | Правительство Республики Крым | Официальный портал

Статья 205.6 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за «несообщение о преступлении» и наказание за его совершение в виде штрафа в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Объективная сторона указанного преступления характеризуется бездействием, в частности путем несообщения в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных ст.

205 УК РФ («Террористический акт»), ст. 205.1 УК РФ («Содействие террористической деятельности»), ст. 205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма»), ст. 205.

3 УК РФ («Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности»), ст. 205.4 УК РФ («Организация террористического сообщества и участие в нем»), ст. 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»), ст. 206 УК РФ («Захват заложника»), ст.

208 УК РФ («Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»), ст. 211 УК РФ («Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава»), ст. 220 УК РФ («Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами»), ст.

221 УК РФ («Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ»), ст. 277 УК РФ («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»), ст. 278 УК РФ («Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»), ст. 279 УК РФ («Вооруженный мятеж»), ст.

360 УК РФ («Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой») и ст. 361 УК РФ («Акт международного терроризма»).

Субъективная сторона указанного преступления характеризуется прямым умыслом, то есть если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

При этом уголовной ответственности за совершение указанного преступления подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста.

Так, например, правоохранительными органами республики в течение истекшего периода 2020 года выявлена и пресечена противоправная деятельность 10 жителей республики, не сообщивших в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лицах, которые по достоверно известным сведениям совершили и совершают преступления, предусмотренные ст. 205.5 и ст. 208 УК РФ, в частности о лицах, принимающих участие в действующих на территории Сирийской Арабской Республики и Республики Ирак незаконных вооруженных формированиях, входящих, в свою очередь, в состав международной террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта», а также о лицах, принимающих участие в действующем на территории Украины незаконном вооруженном формировании «Крымско-татарский добровольческий батальон им. Номана Челебижихана».

Одновременно с изложенным необходимо отметить, что законодатель в примечаниях к ст. 205.6 УК РФ предусмотрел, что не подлежит уголовной ответственности лицо за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

Об уголовной ответственности за налоговые преступления

С.В.Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3 класса

Читайте также:  Регистрации дома на землях сельскохозяйственного назначения - Юридические советы

Самым суровым видом ответственности для физического лица является уголовная ответственность. Практика показывает, что в вопросах выявления схем уклонения от уплаты налогов, возмещения причиненного бюджетной системе ущерба налоговые органы активно взаимодействуют со следственными органами, органами дознания.

Некоторым вопросам привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и другие преступления, связанные с налогообложением, посвящено интервью с экспертом.

— В чем выражается уклонение от уплаты налогов с организаций?

Согласно статье 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов с организации состоит в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, внесении в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Примерами уклонения являются:

  • использование фиктивных документов о расчетах с фирмами-однодневками для применения налоговых вычетов по НДС;
  • представление в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль организаций с заведомо ложными сведениями о расходах по мнимым сделкам;
  • занижение объема реализованной продукции в декларации по акцизам.

— Кто привлекается к ответственности?

Некоторые вопросы применения уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления изложены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64.

К субъектам преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, бухгалтер, в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий.

К числу субъектов преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

— Как решается вопрос об ответственности лица, не занимающего должность, но фактически руководящего обществом?

Не секрет, что руководство юридическим лицом может де-факто осуществляться бенефициаром (в частности, лицом, у которого преобладающее участие в уставном капитале, в том числе через цепочку зависимых лиц).

В этом случае вопросы об ответственности могут рассматриваться с учетом роли каждого лица в совершении преступления. При наличии соответствующих фактических обстоятельств директор может быть привлечен к уголовной ответственности как исполнитель преступления, а фактический руководитель как организатор, подстрекатель или пособник (статьи 33, 34 УК РФ).

Следует обратить внимание, что в ситуации c фактическим руководителем взаимодействие, основанное на власти — подчинении строится на неформальных отношениях при отсутствии приказа, распоряжения — документов, адресованных исполнителю.

— Может ли быть признано смягчающим обстоятельством для физлица наличие отношений зависимости при назначении наказания?

  • В силу пункта 2 статьи 42 УК РФ лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.
  • К обстоятельствам, смягчающим ответственность, согласно статье 61 УК РФ относится совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.
  • Такая зависимость может иметь место в ситуации понуждения со стороны бенефициара организации к совершению незаконных действий ее руководителем.
  • Но подтвердить документально такие факты достаточно сложно.

— Каков порядок привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с налогами?

В настоящее время никакой специфики в возбуждении уголовного дела по таким преступлениям, как уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента, нет.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса, предварительное следствие производится следователями Следственного комитета (пункт 2 статьи 151 УПК РФ).

  1. Не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении следователем Следственного комитета должно быть принято процессуальное решение: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела.
  2. По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела (статья 162 УПК РФ).
  3. Согласно статье 171 УПК РФ при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого.
  4. Если в ходе предварительного следствия предъявленное обвинение в какой-либо его части не нашло подтверждения, то следователь своим постановлением прекращает уголовное преследование в соответствующей части, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, а также прокурора (пункт 2 статьи 175 УПК РФ).
  5. Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя, о чем составляется протокол (статья 215 УПК РФ).

По ранее действовавшей редакции статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса, служили только материалы, которые были направлены налоговыми органами. Данные положения признаны утратившими силу Федеральным законом от 22.10.2014 № 308-ФЗ.

С 22 октября 2014 года поводом для возбуждения уголовного дела может стать, в том числе заявление гражданина или сообщение любой организации.

На практике основной повод – это материалы проведенных мероприятий оперативно-розыскной деятельности.

Причем, налоговые органы могут направлять в органы внутренних дел необходимые сведения для сбора доказательственной базы, подтверждающей наличие признаков преступления.

— Возможна ли ситуация, когда по данным налогового органа недоимки нет, а по данным следователя есть?

Такая ситуация возможна. Налоговый орган участвует в процедуре рассмотрения сообщения о преступлениях. Причем, он является вышестоящим налоговым органом по отношению к налоговому органу, в котором налогоплательщик состоит на учете.

В ответ на полученные от следователя материалы о преступлении, налоговый орган констатирует текущую ситуацию в отношении налогоплательщика: налоговая проверка была, проверка идет, проверки не было.

Участие налогового органа носит содержательный характер только в случае проведения в предшествующем периоде проверки налогоплательщика, по результатам которой вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Проверяя законность и обоснованность возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.

1 УК РФ, суд должен выяснить, направил ли следователь в соответствии с требованиями части 7 статьи 144 УПК РФ в трехсуточный срок в налоговый орган копию полученного им от органа дознания сообщения о таких преступлениях с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам, а также получены ли им из налогового органа заключение или информация, предусмотренные частью 8 статьи 144 УПК РФ.

Но при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь не обязан дожидаться получения заключения или информации налогового органа, иными словами, может сразу возбудить уголовное дело.

Непроведение налоговой проверки, более того, принятие по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки решения, в котором отсутствует выявленная недоимка и подлежащий уплате штраф, не являются препятствиями для возбуждения уголовного дела.

Обжалование налогоплательщиком в суд вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и применение судом обеспечительных мер в форме приостановления действия решения налогового органа также не являются основаниями для отказа в возбуждении уголовного дела (приказ Генпрокуратуры России № 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями»).

Данные, указывающие на признаки налогового преступления, могут содержаться, в частности, в материалах, направленных прокурором в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании, в заключении эксперта и других документах.

Если по результатам проверки суд устанавливает, что решение о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.

1 УК РФ, принято следователем при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки этих преступлений, то такое решение может быть признано незаконным и (или) необоснованным.

В этом случае суд обязывает следователя устранить допущенное нарушение закона.

— Должен ли налоговый орган по своей инициативе направлять материалы в следственные органы?

Да, положения пункта 3 статьи 32 НК РФ сохранились без изменений. Налоговые органы обязаны направить материалы в следственные органы, если налогоплательщик в течение двух месяцев не исполняет требование об уплате налога (сбора), и размер неуплаченных сумм указывает на наличие признаков преступления.

Читайте также:  Открытие частного детского сада - Юридические советы

В данном случае имеется в виду неисполнение требований, которые направлены на основании вступившего в силу решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В сопроводительном письме налоговый орган должен отразить выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к статьям 198 и 199 УК РФ (письмо ФНС от 06.06.2012 № АС-4-2/9338@).

Как в России будут наказывать за недоносительство? — Meduza

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Подпишите петицию с требованием отменить закон об иноагентах!

Российский парламент собирается ужесточить Уголовный кодекс. Среди прочего депутаты предлагают преследовать в уголовном порядке людей, которые не сообщили о совершенных или готовящихся преступлениях. Речь идет не о любых преступлениях, а об определенном списке статей. К ответственности по новой статье хотят привлекать с 14 лет. 

  • Таких преступлений всего шестнадцать, так что мы просто приведем — дословно — список из Уголовного кодекса:
  • — Террористический акт
  • — Содействие террористической деятельности
  • — Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма
  • — Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности
  • — Организация террористического сообщества и участие в нем
  • — Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации
  • — Захват заложника
  • — Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем
  • — Угон воздушного судна или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава
  • — Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами
  • — Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ
  • — Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
  • — Насильственный захват власти или насильственное удержание власти
  • — Вооруженный мятеж
  • — Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой
  • — Акт международного терроризма (этой статьи в Уголовном кодексе нет, но депутаты предлагают ее ввести в рамках того же законопроекта). 

Это неизвестно. Законопроект предлагает наказывать за несообщение о совершенных или о «достоверно известных готовящихся». То есть предполагается, видимо, что человека могут привлечь за недоносительство только в том случае, если ему было достоверно известно о подготовке преступления, а он промолчал. Без судебной практики сложно понять, как именно будет работать новая норма. 

Тогда за несообщение не накажут. Вот цитата: «Лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о преступлении, совершенном его супругом или близким родственником». Близкие родственники — это родители, дети, братья и сестры, бабушки, дедушки и внуки. 

Штраф от 200 тысяч до полумиллиона рублей, принудительные работы или лишение свободы сроком до трех лет.

Введение статьи о «несообщении» в пояснительной записке к законопроекту никак специально не объясняется. В целом депутаты считают, что пакет поправок «позволит повысить гарантии безопасности жизни и здоровья граждан и противодействовать любым формам вовлечения их в преступную деятельность». На чем основано это утверждение — неизвестно.

Это неизвестно, но вероятность принятия законопроекта очень высока, так как документ внесли председатели профильных комитетов Думы и Совета Федерации — Ирина Яровая и Виктор Озеров. Однако не исключено, что к моменту подписания законопроекта президентом текст сильно изменится. 

Ностальгия по доносам: в России заработала новая уголовная статья

По статье о несообщении, недавно введенной «законом Яровой», вынесен первый приговор. Статья Уголовного кодекса 205.6 предусматривает ответственность за несообщение о совершении преступления террористической направленности.

Жителя Астрахани Улугбека Гафурова признали виновным в том, что он не сообщил о преступлении, которое совершил его знакомый. Это не единственное дело, возбужденное по новой статье.

В январе появилась информация о еще одном случае в Чечне: обвиняемый не сообщил о планах знакомого уехать воевать в Сирию.

Уголовная ответственность за недоносительство не нова с точки зрения отечественного права: похожая норма существовала и применялась в советское время. В УК РСФСР и уголовных кодексах других союзных республик она называлась «недонесение».

Сейчас название переформулировали, и теперь это называется «несообщением» — вероятно, постеснялись негативной коннотации слова «донос».

В СССР наказывали за отказ донести о широком круге преступлений, «пакет Яровой» пока ограничивается преступлениями террористической направленности.

Но ящик Пандоры открыт: сейчас идет обкатка статьи и нарабатывается правоприменительная практика.

Расследование первого дела и вынесение приговора проходило в полной тишине: мы не знали о возбуждении дела, не знали, как идет предварительное расследование и судебное следствие.

Не исключено, что дело рассмотрели в особом порядке без исследования доказательств. После успешной обкатки новеллы возможно и расширение списка преступлений, о которых необходимо сообщать в компетентные органы.

Терроризм — страшное явление, требующее применения жестких мер уголовно-правового характера. Но такие меры должны быть четкими и понятными для общества, не допускающими неоднозначного толкования.

К сожалению, в действующем  законодательстве формулировки большинства составов преступлений террористической направленности расплывчаты.

На практике у опытных юристов возникают трудности с квалификацией деяний по таким составам преступлений как содействие террористической деятельности, финансирование терроризма, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, участие в незаконном вооруженном формировании. Теперь за несообщение о всех перечисленных преступлениях (готовящихся или совершенных) люди, далекие от проблем юриспруденции, подлежат уголовной ответственности.

Вводя ответственность за недонесение, законодатели бесцеремонно вторглись в область морали и нравственности.

Что вы предпримете, если узнаете, что кто-то опубликовал в социальной сети недостаточно критический пост про ИГИЛ или посылает деньги своему родственнику в арабскую страну? Что сделаете, если увидите, как знакомый читает книгу о взрывном деле? Кто-то сообщит об этом, кто-то пройдет мимо, кто-то попробует остановить этого человека. Это серьезный вопрос, но лежит он не в той области, которую должно регулировать уголовное право.

С юридической точки зрения я считаю введение этой нормы необоснованным и не слишком продуманным, равно как и многих других норм из «пакета Яровой».

В Уголовном кодексе есть статья, предусматривающая ответственность за заранее не обещанное укрывательство особо опасных преступлений.

Это активные действия, которые человек предпринимает, чтобы помочь скрыть следы совершенного преступления, о котором раньше не знал. В случае же с несообщением о совершении преступления речь идет о деянии в форме бездействия.

С точки зрения доказывания несообщение о преступлении – слишком трудоемкая процедура. Сегодня органы предварительного расследования редко утруждают себя поиском улик для подтверждения факта наличия умысла.

Да и суды не часто обращают внимание на субъективную сторону состава преступления.

Как доказать, что человек достоверно знал о готовящемся преступлении, особенно, если приговор преступнику еще не вынесен? Велика вероятность, что для привлечения к уголовной ответственности обвинители будут ограничиваться доказательством одного лишь факта, что гражданин был знаком с обвиняемым в преступлении террористической направленности, а значит, не мог не знать о готовящемся преступлении. Такие дела правоохранителям легко поставить на поток, повышая статистические показатели в расчете на карьерный рост причастных к расследованию.

Новая статья вводит исключение для близких родственников — супругов, родителей, родных братьев и сестер. Но помимо родственных отношений существует гражданский брак, наконец – дружба.

Это исключение не решает и проблем, которые могут возникнуть на Кавказе, где регистрируется основная масса преступлений террористической направленности, а традиционное понимание круга близких родственников значительно шире, чем в других регионах.

В кавказских республиках крепче родственные связи: есть целые села, где все жители так или иначе связаны тесными родственными узами. Статью могли ввести с целью связать жителей таких регионов круговой порукой. Не думаю, что страх уголовной ответственности за недонесение поможет вернуть на Кавказ мир и спокойствие.

Надежды на то, что таким образом удастся предотвратить реальные террористические акты в других регионах, тоже мало. Скорее, статья о несообщении превратится в средство запугивания друзей и родственников политических оппонентов, в инструмент нагнетания нетерпимости и недоверия в обществе.

За несообщение о преступлении введут уголовную ответственность

 Российская ГазетаРоссийская Газета

Читайте также:  Выплата задолженности по взносам на капремонт - Юридические советы

Итак, что же предлагает законодатель?

Он предлагает ввести ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать информацию о готовящемся преступлении, о лице, которое по достоверно известным данным готовит, совершает или совершило убийство двух и более лиц.

А также сделало это общеопасным способом или по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

В предложении есть исключения.

Они предусмотрены для самых близких к преступнику людей. Это, в первую очередь, супруг или близкие родственники преступника. По предложению разработчика законопроекта — их привлекать к ответственности за несообщение о готовящемся или совершенном преступлении не планируется.

Остальным промолчать или закрыть глаза на подготовку злодейства обойдется дорого.

Так, только штраф за несообщение о готовящемся страшном преступлении предложен до 100 тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

Но на этом шкала наказаний не заканчивается. «Молчунам» могут дать принудительные работы на срок до одного года. Максимально можно получить лишение свободы на тот же годичный срок.

«Молчунам» могут присудить принудительные работы на срок до года. Или лишение свободы на тот же срок

Надо подчеркнуть, что предлагаемая норма составлена по аналогии с уже действующей в отечественном Уголовном кодексе РФ статьи 205.6.

В этой статье прописано наказание за несообщение «в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении» гражданина, которому абсолютно точно известно, что кто-то готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, перечисленных в статьях 205-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса РФ.

Все перечисленные статьи из раздела Уголовного кодекса, касаются преступлений против общественной безопасности. В основном — преступлений террористической направленности.

Разработчик проекта положительно оценивает, как говорят юристы, криминализацию такого молчания, но считает необходимым расширить круг преступлений, за несообщение о которых может наступить уголовная ответственность.

Это, по мнению автора, позволит уменьшить уровень латентной преступности в России и восполнить правовые пробелы, оставшиеся после введения в 2016 году в УК РФ ст. 205.6. А еще Марченко предлагает скорректировать название статьи 205.6, уточнив в нем, что речь идет именно о террористических преступлениях.

Несообщение о преступлении как форма причастности к преступлению

Недонесение заключается в несообщении органам власти о достоверно известен преступление, независимо от стадии, на которой он находится, — готовящемся, совершенный или уже совершенное.

Следует обратить внимание на то, что обычно недонесение совершается в отношении преступления, который, по крайней мере, достиг стадии приготовления. Тогда оно составляет одну из форм причастности, которая влечет ответственность в случаях, специально предусмотренных в УК.

Однако недонесение может выступать и как пособничество, — если оно было заранее обещано участникам предикатного преступления и воспринято ими как устранение препятствий (другими словами, если угроза разоблачения вследствие сообщения о преступных действиях составляла препятствие к совершению преступления).

В ранее действующем уголовном законе содержалась отдельная статья (ст. 187 УК 1960 года), которая предусматривала ответственность за недонесение о преступлении. Действующий УК соответствующей статьи не содержит.

Очевидно, поэтому в учебной литературе отмечалось, что действующим УК недонесение преступлением не признается. Согласиться с таким категоричным мнением трудно.

Ведь можно назвать по крайней мере три-четыре случая, когда за несообщение о преступлении другого лица наступает уголовная ответственность:

— должностное лицо подлежит ответственности за несообщение о преступлении, совершенном подчиненными или подконтрольными ему лицами. Такие деяния квалифицируются по статьям о преступлениях в сфере служебной деятельности;

— заведомо ложное показание (ст. 384 УК) может заключаться в предоставлении показаний, направленных на сокрытие сведений о преступлении другого лица;

— отказ от дачи показаний (ст. 385 УК) охватывает деяния, которые совершаются с целью несообщение о преступлении, совершенном другим лицом.

— препятствование появление свидетеля, потерпевшего, эксперта, принуждение их к отказу отдачи показаний или заключения (ст. 386 УК) конечно имеют целью добиться того, чтобы указанные участники процесса не предоставили информацию о преступлениях, совершенных другими лицами.

Итак, есть основания считать, что невключение в УК отдельной статьи о недонесении (аналогичной ст. 187 УК 1960 года) не означает полной декриминализации такого рода деяний.

Вместе с тем, по общему правилу, рядовые граждане не обязаны сообщать (доносить) о преступлениях других лиц, а тем более — о собственных посягательства. Лицо должно осуществить такое сообщение тогда, когда на нее положен соответствующий специальный обязанность.

Причем эта обязанность должна быть юридическим — вытекать из закона, служебного положения, процессуального статуса (свидетеля, переводчика, эксперта), предыдущего поведения.

Поэтому трудно согласиться с высказанным в учебной литературе мнением, что обязанность действовать определенным образом (сообщить о преступлении) может быть как моральным, так и юридическим. За невыполнение такого нравственного долга и ответственность должна наступать не уголовное, а только моральная.

Содействие преступления как форма причастности к преступлению

Содействие преступления — это оказание помощи в его совершении, создание благоприятных условий для преступной деятельности.

По своему содержанию это действия, аналогичные тем, которые выполняет пособник преступления, высказывая советы, указания, предоставляя средства, устраняя препятствия.

Различие между содействием, которое является соучастием в преступлении в виде пособничества, и содействием, которое выступает как отношение, заключается в моменте осуществления такого содействия и, соответственно, его влиянии на совершение преступления:

1) содействие, которое предоставляется до начала совершения преступления или в ходе его исполнения, представляет собой пособничество.

Оно находится в причинной связи с поведением других соучастников — если бы не было соответствующего содействия, то преступление не мог бы быть совершен. Содействие-пособничество квалифицируется по ч. 5 ст.

27 УК и статье Особенной части УК, предусматривающей преступление, в совершении которого предоставляется помощь;

2) причастностью является содействие, которое предоставляется не только тогда, когда преступление уже начатый, но и тогда, когда он уже совершен Такое содействие направлено на продолжение, развитие или обеспечения преступной деятельности, что осуществляется и без соответствующего поведения причастного лица.

Содействие-причастность влечет ответственность в случаях, специально предусмотренных в Особенной части УК. Такие случаи касаются содействия организованной преступной деятельности — деятельности преступной организации (ст. 256), не предусмотренных законодательством военизированных или вооруженных формирований (ч. 3 ст.

260) или отдельных видов преступлений террористического акта (ст. 2544), наемничества (ст. 447 УК).

Поскольку соучастие предполагает более тесную связь с преступлением чем причастность, то в случае сочетания действий, которые одновременно представляют собой и соучастие в преступлении и причастности к нему, совершенное, по общему правилу, должно квалифицироваться по нормам, предполагающим соучастие в преступлении.

Едва ли не единственное исключение из этого правила — потворство преступлению, которое выделено в отдельные уголовно-правовые нормы. В таких случаях возникает конкуренция общей нормы (о соучастии в указанном преступлении) и специальной (о причастности).

Такая конкуренция решается в пользу статьи, которая устанавливает специальную норму.

Сочетание нескольких форм причастности

Отдельные формы причастности к преступлению могут сочетаться между собой. Например, лицо скрывает преступление, а следовательно, не сообщает о нем компетентным органам. В таких случаях содеянное следует квалифицировать по статье УК, которая предусматривает сокрытие преступления как деяния, охватывает и следующее недонесение о это же преступление.

Изложенное выше подтверждает тезис о сложности и многогранности уголовно-правового института соучастия в преступлении.

Соответствующие законодательные нормы, практика их применения, теоретические положения формировались в течение многих лет и, в общем, выдержали проверку временем.

Вместе с тем, немало вопросов ответственности за соучастие в преступлении продолжают оставаться дискуссионными, требуют решения, в том числе и путем внесения изменений и дополнений в УК.

Среди них: использование лиц, которые не являются субъектами преступления, в ходе совершения посягательства; оценка неосторожного співзаподіяння (совершение неосторожного преступления несколькими лицами); целесообразность выделения других кроме предусмотренных сегодня видов соучастников; соотношение между отдельными формами соучастия; понятие организованной группы и т.п.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *