Обязательно ли для ученика посещение классного часа

Обязательно ли для ученика посещение классного часа

Классные и информационные часы не являются уроками Павел МАРТИНЧИК

Уважаемая «Комсомольская правда»!

Из ответов Министерства образования на вопросы ваших читателей появилось много новых вопросов.

«В соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования на 2017/2018 учебный год больше всего уроков у учеников 6 — 9-х классов: 30 — 31 час в неделю (5 — 6 уроков в день). В профильных 10 — 11-х классах недельная учебная нагрузка — 31 час, а это значит, что 4 дня у школьников по 6 уроков и 1 день — 7 уроков. Но это только в 10 и 11 классах!»

30 — 31 час в неделю для учеников 6 — 9-х классов — это 6 уроков каждый день и в один день 7. (6 уроков х 5 дней = 30, 31 час — седьмой урок в любой из дней.)

Чем 31 час для 6 — 9-х классов отличается от 31 часа для 10 — 11-х? Почему в первом случае это 5 — 6 уроков, а во втором 6 — 7?

К слову, 31 час для учеников, например, седьмых классов, — это рабочая неделя без ОБЖ, классного и информационного часа.

То есть полная нагрузка — 33 часа плюс информационный час.

То есть ОБЖ и классные часы не влезают в нормы? Правильно?

«По желанию родителей в школе проводят факультативные занятия, посещение которых не является обязательным»

Когда?

Седьмыми уроками? Это противоречит САнПИну.

«Информационный час проводится один раз в неделю в дни наименьшей учебной нагрузки у учащихся».

Каждый день шесть уроков, один день семь. Какой из этих дней считать наименьшей нагрузкой?

«Таким образом, обязательные учебные занятия не должны заканчиваться в 15.35. Если в вашей школе так, это нарушение. Стоит пойти к директору и просить, чтобы изменили расписание, ссылаясь на СанПиН».

Читаем следующий ответ:

«В школах и гимназиях должны предусматриваться перерывы длительностью не менее 15 минут в количестве, необходимом для организации горячего питания учащихся с учетом количества школьников и мест в столовой, но не менее двух — чтобы была возможность организовать динамическую перемену. Плюс перерыв длительностью не менее 15 минут между первой и второй сменами учебных занятий».

И предыдущий:

«В соответствии с Санитарными нормами и правилами учебные занятия в учреждениях образования должны начинаться не ранее 8.00 в первую смену, не позднее 14.00 — во вторую смену. Но оптимальным является начало учебных занятий с 9.00».

  • Считаем:
  • 7 уроков по 45 минут = 315 минут
  • Три обязательные перемены по 15 минут = 45 минут
  • Еще три перемены по 10 минут в случае семи уроков = 30 минут
  • 315+45+30 = 390 минут время в школе в случае семи уроков (6 часов 30 минут)

Если уроки начинаются в 9 утра, то 7 уроков закончатся в 15.30.

Правильно ли я поняла, что в 15.35 уроки заканчиваться не должны — это нарушение. А должны заканчиваться в 15.30, и это будет правильно?

«Типовым учебным планом общего среднего образования на 2017/2018 учебный год, утвержденным постановлением Министерства образования, предусмотрены учебные часы на проведение факультативных занятий, которые финансируются за счет бюджета»

Повторяю вопрос: куда ставить эти факультативы? Седьмыми уроками? Это противоречит СанПиНу.

«Классные и информационные часы не являются уроками и не должны стоять в расписании вообще»

А проводить их должны когда? Без них и ОБЖ — 31 час, это максимально возможная загрузка.

И вдогонку — обязательно ли посещение ОБЖ?

Мне бы очень хотелось, чтоб ответ был не от абстрактного Министерства образования, а от конкретного человека с именем и фамилией. Чтобы в случае необходимости ссылаться не на статью в газете, а на человека.

  1. С уважением, Евгения Пастернак.
  2. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
  3. Писательница и мама школьницы — Министерству образования: «Учителя вынуждены заниматься чем угодно, только не уроками!»
  4. Евгения Пастернак написала открытое письмо чиновникам (читать далее)
  5. Минобразования о письме Пастернак: «Все проблемы высосаны из пальца»
  6. Министерство прокомментировало открытое письмо писательницы Евгении Пастернак по просьбе «Комсомолки» (читать далее)

Права родителей в школе

В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные.

Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники.

Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.

Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.

Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.

Распространите знания! Отправьте статью тем, кому она пригодится

Основание: статья 44 закона об образовании.

Зачем.

Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать.

При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями.

А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.

Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу.

Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов.

Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.

Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.

Как реализовать. По закону у каждой школы есть официальный сайт.

Там обязательно будет раздел «Сведения об образовательной организации» с информацией об учебных программах, языках, основных предметах, свободных местах для приема и даже полный список учителей с их образованием и стажем.

Изучите сайты тех школ, которые вам интересны и подходят по отзывам, расположению и программе. Подайте заявление в ту школу, куда хотите отдать ребенка.

Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.

Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.

См. также:

Основание: статья 43 Конституции РФ.

Зачем.

С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия.

Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.

Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.

Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.

Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.

Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор.
Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.

См. также:

Как экономить, меньше тратить и больше зарабатыватьРассказываем в нашей бесплатной рассылке. Подпишитесь, чтобы получать на почту лучшие статьи дважды в неделю

Основание: статья 34 закона об образовании.

Зачем.

В каждой школе есть образовательная программа, по которой учат детей. Для родителей это бесплатно. При этом любая школа может ввести платные услуги — с ценами, которые утверждает местная администрация. Список и стоимость услуг публикуются на сайте школы.

Читайте также:  Как добиться исполнения решения суда - Юридические советы

Иногда родителям навязывают дополнительные занятия по отдельным предметам или обучение за рамками школьной программы. А еще проводят олимпиады, где нужно платить за участие и бланки. Все платные занятия — только добровольно.

Обязательную программу вам обязаны обеспечить за счет бюджета, дополнительные занятия — по желанию. Если учителю нужно набрать учеников в секцию робототехники или на факультатив по английскому, он не может заставить родителей платить или снизить ребенку оценку из-за отказа.

Как реализовать. Если с вас требуют деньги за какие-то занятия, сразу проверьте на сайте школы, что это за услуга и сколько она стоит. Если не хотите платить, имеете право. Но тогда и посещать занятия ребенок не сможет. Бесплатно — только основная образовательная программа.

Если с вас требуют деньги и навязывают услуги, жалуйтесь в департамент образования, Рособрнадзор или прокуратуру. Хотя чаще всего хватает ссылки на статью 5.57 КоАП РФ — там о штрафах за нарушение прав в школе.

См. также:

Основание: статья 17 закона об образовании.

Зачем.

Родители обязаны сделать так, чтобы у ребенка было среднее образование. Но они не обязаны отдавать его в школу. Учиться можно и дома: это форма обучения, предусмотренная законом. Так может учиться вообще любой ребенок. Главное — проходить промежуточную аттестацию.

Семейное обучение — это не то же, что домашнее обучение, когда учителя приходят на дом к больному ребенку. Семейное обучение — это выбор родителей и их ответственность.

Как реализовать. Если решили перейти на семейное обучение, сообщите об этом школе. Вам дадут бланки заявлений, помогут составить план аттестации и консультаций с учителями.

Оцените свои возможности: учиться дома — это не значит не учиться совсем. Семейное обучение требует даже больше организации, дисциплины и сил, чем обычное школьное.

Но это ваше право, а еще — возможность сэкономить деньги на форме, учебниках и нуждах класса.

Промежуточная аттестация в школе будет бесплатной. Раньше родителям давали компенсацию за семейное обучение, но с 2013 года ее не платят.

Основание: статья 44 закона об образовании.

Зачем.

В официальных документах школы можно найти много интересного: кто участвует в управлении, чем еще кроме учебы может заниматься школа, есть ли продленка и летний лагерь, может ли внутри работать платное кафе, какие обязанности у директора и за что его можно уволить. Еще в уставе написано, как ученики могут влиять на важные вопросы и что происходит с деньгами родителей.

Кроме устава есть лицензия, приказы и разные положения. Например, есть официальное положение о школьной форме, пропускном режиме и работе библиотеки.

Школа обязательно публикует отчеты о том, как тратит деньги и использует имущество. Если в школе была проверка, должен быть отчет о результатах и нарушениях.

Все это публикуется в открытом доступе и регулярно обновляется. В любых непонятных ситуациях нужно смотреть документы.

Как реализовать. Зайдите на сайт любой школы. Все документы должны быть там: отсканированные, с печатями и обязательно в актуальной редакции. Изучить документы можно еще до зачисления ребенка в школу. Например, чтобы узнать, есть ли там продленка, и найти требования к школьной форме.

  • Если на сайте школы нет документов, пожалуйтесь в департамент образования — скорее всего, документы появятся в течение дня, с этим сейчас строго.
  • Если в процессе обучения возникнет спорный вопрос, попросите показать документ, который его регулирует.
  • Основание: статья 38 закона об образовании.

Зачем.

Школа может прописать в уставе или официальном положении требования к школьной форме: цвету, фасону, правилам ношения. Но школа не может обязать родителей покупать школьную форму в определенном магазине, отшивать в одном определенном ателье или закупать централизованно.

Это же касается обуви, канцелярских принадлежностей и любых других вещей, которые должны обеспечить родители. При выборе моделей школа должна учитывать мнение родителей.

Как реализовать. Еще до зачисления в школу проверьте устав на сайте. Если в школе есть требования к форме, это должно быть указано в уставе. Потом найдите на сайте или запросите в администрации документ, в котором описаны модели.

Узнайте, где школа предлагает покупать форму — именно предлагает, а не требует. По закону школа имеет право проводить централизованные закупки, это может обойтись дешевле.

Но это должно быть совместным решением родителей, после чего школа объявляет торги или закупает форму другим способом, который предусмотрен законом.

Но не наоборот: нельзя сначала объявить торги, закупить форму, а потом заставить родителей выкупить ее.

Принимая решение о покупке, просите показать не только фотографии моделей, но и пошитые образцы: часто поставщики шьют форму из ткани, которая колется, быстро закатывается и вытягивается.

Если вы не хотите покупать форму у конкретного поставщика, то не обязаны это делать. Можете сшить форму сами или купить в любом магазине подходящую по описанию модель.

Если на собрании вам говорят, что покупать школьную форму нужно в конкретном месте, напомните школьной администрации, что в законах нет такого требования.

Если в школьных документах указан поставщик, это нарушение — такое условие недействительно.

Узнайте, кому и какие компенсации положены при покупке формы. Обычно ее бесплатно выдают многодетным и малообеспеченным семьям. Или родителям платят компенсацию в фиксированном размере — условия и суммы зависят от региона.

См. также:

Основание: статья 12 закона об образовании.

Зачем.

Российские школы работают не по одной образовательной программе. Есть общие стандарты, но количество часов, темы уроков, план обучения в разных школах могут отличаться. Как и чему будут учить детей в конкретной школе, написано в образовательной программе — это официальный документ, который утверждает департамент образования. Любой родитель может заранее сравнить программы в разных школах.

В программе описано, какие будут темы уроков по истории, что проходят по химии и сколько часов английского языка в неделю в 7 классе.

Как реализовать. Основные и дополнительные образовательные программы обязательно размещаются на сайте школ. Если хотите сравнить, просто находите нужный раздел и читаете. У каждой программы есть короткое описание.

В том же разделе есть график учебы с датами каникул — можно спланировать отпуск. Еще школы публикуют учебный план с детальной разбивкой по неделям и количеству уроков.

Там рассчитана даже нагрузка по времени выполнения домашнего задания в зависимости от класса.

См. также:

Основание: статья 44 закона об образовании.

Зачем.

Если ребенок не пройдет аттестацию или не усвоит предмет, у него могут быть проблемы с переводом в другой класс и зачислением в вуз. Чтобы понять, по каким предметам нужно дополнительно заниматься, стоит ли нанимать репетитора или проще поменять школу, нужно интересоваться оценками за отдельные задания и по предметам в целом по итогам четверти или года. Учителя часто говорят, что журнал — это собственность учителя, и не показывают его детям.

Но родителям показать обязаны. Причем посмотреть оценки и узнать, как учится ребенок, может и мать, и отец. Для этого не нужно спрашивать разрешения второго родителя.

Как реализовать. Попросите учителя выставлять текущие оценки по каждому предмету в дневник. Иногда это делают раз в две недели. Можно на отдельном листе. Еще оценками можно интересоваться индивидуально: просто прийти и посмотреть журнал.

Но предварительно стоит согласовать это с классным руководителем. Иногда плохие оценки у всего класса говорят о том, что нужно сменить учителя: родители идут к директору, классу меняют учителя по конкретному предмету — в результате экономия на репетиторах.

См. также:

  • Сколько зарабатывают люди без высшего образования
  • Как накопить на обучение

Основание: статья 34 закона об образовании.

Зачем.

Несовершеннолетние дети еще не могут реализовать свои права и защитить интересы. Ребенок не может давать согласие на медицинское обследование, обработку персональных данных и решать, сдавать ли деньги на ремонт школы. За него это делают родители или законные представители. Если ребенка обидят в школе, заявление на обидчиков напишут родители. Если ребенку ставят двойки по физкультуре за то, что он не ходит в секцию, разбираться тоже будут родители.

Еще родители могут писать жалобы на нарушение прав детей, а сами дети не могут.

Как реализовать. Если в школе нарушают права ребенка на доступное образование, охрану здоровья или отдых, пишите жалобы: директору, в департамент образования, в прокуратуру. Каждую жалобу обязаны рассмотреть и отреагировать на нее.

Если детей во время каникул заставляют красить забор, делают им прививки и задают слишком много домашних заданий, это хоть и не касается родителей напрямую, но повод для жалобы или даже суда.

Родители могут использовать любые законные способы для защиты прав детей.

См. также:

Основание: статья 44 закона об образовании.

Зачем.

Никто не может обследовать или тестировать ребенка без согласия родителей. Если детей обследовали врачи или с ними работали психологи, родители могут запросить результаты. Это поможет вовремя сориентироваться, чтобы получить помощь: коррекционное обучение, консультации психолога или медицинскую реабилитацию.

Как реализовать. Если в школе проводили обследование, напишите заявление, чтобы вам предоставили результаты. Иногда достаточно сходить к школьному психологу или медсестре: о результатах расскажут и без заявления. Если не хотите, чтобы ребенка проверяли, не давайте согласия. Или придите в школу, чтобы с ребенком беседовали при вас: имеете право.

Основание: статья 44 закона об образовании.

Зачем.

Родители могут влиять на решения в школе: сколько платить за охрану, разделять ли один класс на два, каким семьям оказывать материальную поддержку, как распределить стипендии между детьми, на что потратить спонсорскую помощь. Можно просто соглашаться с суммами сборов и режимом обучения, а можно войти в состав родительского комитета или управляющего совета и влиять на решения.

Читайте также:  Как бесплатно пройти медицинское обследование?

Как реализовать. Узнайте, как родители могут принимать участие в управлении школой. Информация есть в уставе, а устав — на сайте школы. Попробуйте войти в состав управляющего органа лично или уточните, кто из родителей туда ходит. Следите за общешкольными родительскими собраниями, изучайте классные и школьные отчеты.

См. также:

  • Как работает родительский комитет

Это права, которые гарантированы родителям законом об образовании. Еще есть права, установленные на местном уровне и даже в конкретной школе. Например, право на бесплатное питание для многодетных семей или бесплатную школьную форму. Основной источник информации о правах и возможностях в конкретной школе — ее официальный сайт.

Права и обязанности ученика. Как осуществляется защита прав детей в школе?

10 февраля 2021 в 13:21

     На сегодняшний день практически в каждой общественной сфере существуют права и обязанности задействованных в ней лиц. Это касается и обучающихся в российских общеобразовательных учреждениях.

  •      Каждый ребенок, переступивший школьный порог, должен знать свои права и обязанности.
  •      Права школьника:
  •      Права школьника регламентируются Уставом школы, в которой он проходит обучение. Тем не менее необходимо перечислить основные права учащегося, которые приняты в каждом российском общеобразовательном учреждении:
  1. Право на получение основного образования, о чем говорится и в статье № 43 Конституции Российской Федерации.
  2. Каждый ученик имеет право принимать участие в управлении школой.
  3. Школьник — это полноценная личность, которая заслуживает уважения как со стороны преподавательского коллектива, так и других сотрудников учреждения.
  4. Обучающийся имеет право знать свою отметку за письменные работы и устные ответы.
  5. Ученик может принимать участие в любых школьных и внешкольных мероприятиях, которые организовываются образовательным учреждением и которые соответствуют его возрастной категории.
  6. Школьник может добровольно участвовать в любой трудовой деятельности.
  7. Ученик имеет право попросить у учителя бесплатной помощи в получении знаний по любой теме, включенной в образовательную программу.
  8. Абсолютно каждый обучающийся вправе организовывать объединения, которые не противоречат школьному Уставу.
  9. Школьник вправе иметь свободное время между уроками и в каникулярный период.
  10. Каждый обучающийся имеет право на то, чтобы его выслушала администрация школы, педагоги и другие ученики.
  11. И в учебное время, и во внеклассной работе абсолютно каждый обучающийся вправе отстаивать свои принципы, взгляды, мировоззрение, понятия в тех случаях, когда возникает спорная или конфликтная ситуация.
  12. Обучающийся в любое время, независимо от обстоятельств, имеет возможность перейти в другое образовательное учреждение.
  13. Школьник вправе обучаться на дому, экстерном, а также досрочно сдать ОГЭ и ЕГЭ.
  14. Ученик имеет право высказывать свое мнение на уроке.
  15. Ребенок имеет право появится на уроке позже, предварительно предупредив учителя. Кроме того, при необходимости он имеет право покинуть учебную аудиторию во время урока, спросив разрешения у педагога.
  16. Школьник вправе исправить учителя, если второй оговорился, допустил неточность, касающуюся темы урока.
  17. По истечении урока школьник вправе покинуть учебную аудиторию.
  18. Ученик вправе обучаться в хорошо освещенных помещениях, где также должны соблюдаться чистота и порядок.
  19. Школьник имеет право рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

     Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права их детей в школе. В этих целях создаются родительские комитеты.

  1.      К тому же каждый родитель или законный представитель ученика имеет право в любое время посетить учебное заведение, чтобы оценить условия образовательного процесса.
  2. Обязанности школьника:
  3.      У каждого школьника есть свои обязанности, которые регламентируются в Уставе школы. Ученик обязан:
  1. Уважать не только своих преподавателей, но и других сотрудников учебного заведения.
  2. С уважением относиться к результатам чужих трудов.
  3. Добросовестно относиться к учебе.
  4. Соблюдать школьный режим: своевременно посещать уроки (исключение составляет отсутствие на уроках по уважительным причинам), уходить с уроков в строго отведенное время.
  5. После пропуска учебного дня или определенного урока приходить в школу с объяснительным документом, например, со справкой от врача по поводу болезни (с печатями медицинского учреждения) либо запиской от родителей или родственников.
  6. Приходить в школу чистым и опрятным.
  7. Соблюдать правила техники безопасности на уроках. Особенно это касается уроков химии, физики, биологии, физической культуры и технологии.
  8. Подавать учителю дневник по первому требованию.
  9. Внимательно слушать и выполнять задания, которые дает учитель, для получения качественных знаний.
  •      Что запрещено ученикам в школе?
  •      Стоит отметить, что на каждого ученика действуют запреты, установленные Уставом школы.
  •      Школьнику запрещается:
  1. Приносить с собой в общеобразовательное учреждение опасные предметы: оружие, колющие предметы и так далее.
  2. Становиться зачинщиком ситуаций, которые могут привести к дракам, а также участвовать в разборках других обучающихся.
  3. Пропускать уроки без уважительной причины.
  4. Приносить с собой спиртосодержащую продукцию и употреблять ее в стенах и на территории школы, а также являться на занятия в состоянии алкогольного опьянения.
  5. Курить на территории школы.
  6. Играть в азартные игры.
  7. Красть или брать без разрешения чужие вещи.
  8. Неуважительно и грубо общаться с учителями и администрацией школы.
  9. Игнорировать замечания преподавателей, администрации или сотрудников школы.

     Права учителя:

  1. Абсолютно каждый школьный учитель вправе управлять школой в соответствии с Уставом.
  2. Преподаватель имеет право на уважение личности, личностных и профессиональных качеств.
  3. Педагог вправе получить защиту со стороны администрации школы в случае вмешательства родителей по вопросам, входящих в спектр его обязанностей.
  4. Учитель вправе на свое усмотрение выбирать учебные программы и учебники, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту.
  5. Преподаватель вправе получить любую информацию, непосредственно касающуюся учебного процесса, со стороны школьной администрации.
  6. Учитель может выразить свою позицию по любому вопросу, касающемуся профессиональной деятельности.
  7. Педагог вправе принимать участие в школьных организациях, профессиональных конкурсах и так далее.
  8. Школьный учитель может совершенно бесплатно получать повышение квалификации раз в три года.
  9. Преподаватель вправе работать в нормальной обстановке: чистое рабочее место, хорошее освещение, необходимая температура воздуха в помещении и так далее.
  10. Педагог вправе рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

     Как осуществляется защита прав детей в школе?

     Согласно Конституции Российской Федерации, любой ребенок вправе развивать свои физические и интеллектуальные умения, находясь в общеобразовательном учреждении. А любое посягательство на ограничение или прекращение этих прав со стороны школьных учителей или других школьников всегда наказуемо согласно Кодексу об административных правонарушениях.

     При нарушении прав школьника необходимо письменно оформить жалобу на имя директора школы. Если данная жалоба будет проигнорирована, обучающийся со своими родителями (законными представителями) может обратиться в департамент образования или в прокуратуру, а затем в суд.

Должен ли классный руководитель посещать квартиры учеников?

Для того чтобы начинать дискуссировать на тему, что и кому классный руководитель должен или не должен, нужно определить, а кто же это такой — классный руководитель. С точки зрения Закона, естественно.

Классный руководитель. Кто это такой?

Цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования определены «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751).

А кто такой «классный руководитель» чётко указано в Письме Министерства образования Российской Федерации от 21 июня 2001 года № 480/30—16 «Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях»:: «Он — педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства». Соответственно, именно классный руководитель защищает интересы учащегося, будучи непосредственным «передатчиком» культуры от общества к ребёнку.

Функции классного руководителя

Далее, в этом же документе находим информацию о деятельности классного руководителя: «Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса».

Далее следуют рекомендации о взаимодействиях классного руководителя с педагогическим составом образовательного учреждения, с медицинскими работниками, с библиотекарем и… с семьёй учащегося. «Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья.

Читайте также:  Доля жены в квартире после смерти мужа - Юридические советы

Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность».

Итак, выделенные фрагменты документа явно свидетельствуют о том, что классный руководитель должен быть в курсе, что происходит в семье ученика.

Однако нигде не указано, каким именно образом он должен получить данную информацию.

Опрос учеников, анкеты на дом, звонок родителям, сотрудничество с социальными работниками, индивидуальные домашние визиты — вариантов может быть сколько угодно, вплоть до звонков участковым полицейским.

Теперь обратимся к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 г.

N 21 («Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»). Среди прочего функции классного руководителя, которые определяет Приказ, следующие:

«Организационно-координирующие:

— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

— установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

— проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;…».

Таким образом, Приказ не обязывает классного руководителя лично посещать семьи учащихся. Для того чтобы успешно выполнять свои функции, классному руководителю необходимо поддерживать связь с родителями (или опекунами) учеников, но такие встречи могут проводиться и на территории школы, например на родительских собраниях.

Проведение обследования условий жизни. Кто, где, когда

Далее обращаемся к документу, который определяет, кто и зачем должен обследовать условия жизни семей учащихся образовательных учреждений — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 сентября 2009 г. N 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 декабря 2009 г. Регистрационный N 15610).

Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей находим в Приложении N 2. Согласно п.2, цель проведения обследования — выявление «обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином». А в п.

3 описаны организации, обязанные провести такое обследование: «Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация), которой в установленном порядке передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей».

Таким образом, совершенно ясно, что образовательная организация ( в нашем случае в лице классного руководителя) вполне в праве проводить обследование условий жизни школьников, но только после официальной передачи полномочий органов опеки и попечительства в установленном порядке. Иные варианты не имеют никакой юридической силы.

Более того, проводить по собственному желанию обследование условий жизни учащихся организации не могут. Согласно п.

4, «Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка». Соответственно, с точки зрения закона, в отсутствие обращений и проверок никаких быть не должно.

Таким образом, для проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего образовательная организация должна принять полномочия от органов опеки и попечительства.

Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 21.12.

2018) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» в части «Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» п.2 определяет, что «В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства:

а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;…»

То есть для официальной «передачи дел» образовательным организациям органы опеки и попечительства должны испытывать некоторые из перечисленных проблем.

Следующий пункт (п.3) Постановления Правительства РФ отвечает на, пожалуй, самый популярный вопрос работников — «А будут ли все эти посещения отдельно оплачиваться?» — «Полномочия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства».

Подытожим. Если органы опеки и попечительства не испытывают вышеуказанные проблемы, соответственно официально не передают свои полномочия образовательному учреждению, то и сотрудники этого учреждения не обязаны посещать семьи учащихся. С юридической точки зрения, подобные «визиты» являются добровольными со стороны классного руководителя и, естественно, отдельно не оплачиваются.

Учитель проверяет семью: как, зачем и должен ли

В сентябре СМИ заговорили о том, что учителя будут проверять, как живут ученики. Не только следить за психологическим климатом, но и даже заглядывать в холодильники. Разбираемся, должны ли учителя проверять семьи учеников и как это работает.

Что случилось?

Комиссия по делам несовершеннолетних Пермского края выпустила постановление о профилактике безнадзорности и подростковых правонарушений. Документ появился по нескольким причинам, в том числе трагической. Летом в Краснокамске 14-летняя девочка умерла от голода. Мать не кормила ее, об этом знали все, но никто не вызывал органы соцзащиты и КпДН.

Постановление было опубликовано 15 августа, новости о нем появились 2 сентября. СМИ писали статьи с заголовками «Учителя будут проверять холодильники в семьях учеников». Шум поднялся из-за того, что на родительских собраниях родителей заставляли подписать некий акт и согласиться, что к ним будут приходить проверяющие.

Уполномоченный по права человека в Пермском крае Светлана Денисова осудила документ указав на нарушение конституционных прав. Она сказала, что родители имеют право не впускать к себе проверяющих. После долгого и бурного обсуждения в соцсетях выступил губернатор Максим Решетников.

Он заявил, что документ нужно дорабатывать: идея хорошая, но методы недопустимые.

О чем говорит документ?

В постановлении сказано, что выявлять семьи группы риска нужно еще до рождения детей. Уже в женских консультациях медики должны обращать внимание на беременных и понимать, возникнут ли проблемы в их семьях после рождения ребенка.

От рождения до семи лет за ребенком и его семьей должны наблюдать детские поликлиники, после семи лет — школы. Учитель должен прийти домой к ученику и узнать, соблюдаются ли качественные условия проживания. У учителя есть бланк.

В нем 4 блока: индикаторы психологического благополучия ребенка, индикаторы успешности обучения, индикаторы ненадлежащего поведения родителей, индикаторы социально-бытовых условий.

Предотвратить преступления школьников — одна из воспитательных задач, поставленных перед школой. А значит, и перед учителем хотя бы потому, что натворившие бед дети могут принести неприятности педагогу: он один из тех, кто за детей в ответе

Индикаторов в каждом блоке несколько, за каждый можно получить баллы. Например, за антисанитарию дома — 51 балл, за 30 процентов пропущенных занятий в четверти — 10 баллов, за острый конфликт с родителями — 20 баллов. Дальше семье присваивается низкий, средний или высокий уровень риска социально опасного положения.

От 30 до 50 баллов — минимальный уровень, с такими семьями работает школа. От 51 до 75 — тоже школа, но с обязательным привлечением психологов и медиаторов. От 76 и выше — высокий уровень, подключаются все специалисты.

Если семья набрала больше 200 баллов, то школа должна подавать ходатайство в КпДН и просить признать семью, находящейся в социально опасном положении.

Что будет с такими семьями дальше?

Если семья попала в группу риска, то за ней закрепят куратора. Скорее всего это будет классный руководитель. Он совместно с психологом и социальным педагогом должен составить индивидуальную коррекционную программу.

В нее могут входить индивидуальные консультации психолога, тренинги, постоянные посещения надзорных служб. Если семья за несколько месяцев походит программу, к ней снова приходят с проверкой.

Если есть положительные результаты, то семью могут снять с учета.

Если КпДН признает, что семья находится в социально опасном положении, то за ней следят специалисты из самой КпДН, в том числе, медики, психологи, сотрудники полиции. Если положительных сдвигов нет, родителей могут лишить права опеки над ребенком.

Это законно?

Ставить семью из группы риска на учет — законно. Это право и обязанность Комиссии по делам несовершеннолетних. Они должны учитывать сигналы из поликлиник и школ и принимать меры.

Приходить в дом, то есть на частную территорию, без особых оснований — незаконно. Даже полицию можно не пускать в дом, если у них нет ордера на обыск или арест. Тем более, если речь идет о комиссии по делам несовершеннолетних или учителей.

Еще один вопрос — насколько законно заставлять учителей заниматься такими проверками и кто будет оплачивать эту дополнительную работу.

Учитель вообще должен проверять семьи?

Закон «Об образовании» говорит, что учитель должен общаться с семьями учеников. Должен узнавать о трудностях, помогать советами и делами, подключать родителей к контролю посещаемости и успеваемости ученика. Проверять семьи может только КпДН, но чаще всего имеет право только посылать уведомления с просьбой о встрече. Приходить в дом без ордера даже комиссия не имеет права.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *