Лицензия для проведения работ по госконтракту — Юридические советы

В некоторых сферах для открытия бизнеса недостаточно зарегистрировать компанию или ИП. Для работы нужно получить лицензию государства. Она точно понадобится учебным центрам, барам, медицинским центрам, бизнесам пассажирских перевозок. Рассказываем, что такое лицензия, кому она нужна и как ее получить.

Что такое лицензия

Лицензия — это разрешение государства вести бизнес. Она нужна не всем, а только тем ИП и компаниям, чья деятельность связана с потенциальной угрозой для безопасности людей, государства и окружающей среды.

Полный список лицензируемых видов деятельности с законами и постановлениями о том, что нужно для лицензирования, приводим по ссылке справа.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию

Виды лицензируемой деятельностиКакой закон регулирует
Пассажирские перевозки 99-ФЗ
Оборот спирта 171-ФЗ
Производство лекарств 61-ФЗ
Медицинские услуги 99-ФЗ
Фармацевтика 99-ФЗ, 61-ФЗ
Образование 273-ФЗ
Транспортировка отходов 99-ФЗ, 89-ФЗ
Атомная энергия 170-ФЗ, 317-ФЗ
Банки 395-1
Страховые компании 4015-1, 326-ФЗ
Профессиональные участники рынка ценных бумаг 39-ФЗ
Управление многоквартирными домами 99-ФЗ
Шифровальные устройства и шпионское оборудование 99-ФЗ

Перед получением лицензии ведомства проверяют, соответствует ли компания или ИП требованиям безопасности. Если все в порядке, бизнес допускают к работе. Это и подтверждает лицензия.

  • Проконсультируем по выбору кодов ОКВЭД и системы налогообложения
  • Бесплатно откроем расчетный счет за один день
  • До 500 000 ₽ — на сервисы партнеров

Как понять, нужна лицензия или нет

Самый надежный способ — свериться со списком. Нет единой базы, где можно проверить, например, по коду ОКВЭД, нужна ли лицензия для конкретного бизнеса. Но по коду ОКВЭД можно узнать название деятельности, чтобы затем проверить ее в списке для лицензирования. Проверить нужно все виды деятельности, которыми занимается бизнес. Сверять только основной вид — ошибка.

Список лицензируемых видов деятельности

Возьмем семейную пиццерию. Проверяем по коду ОКВЭД название деятельности.

Лицензия для проведения работ по госконтракту - Юридические советы Достаточно набрать в поисковой строке описание вашего бизнеса

Проверьте на сайте «Консультант Плюс», верно ли определен класс через поиск. Это поможет избежать ошибки.

Справочник ОКВЭД Лицензия для проведения работ по госконтракту - Юридические советы Прочитайте описание класса и убедитесь, что ваш бизнес подходит под описание

По коду ОКВЭД пиццерии понятно, что ее деятельность связана с продуктами питания и напитками. Проверяем, есть ли что-то подобное в списке.

Справочник ОКВЭД Лицензия для проведения работ по госконтракту - Юридические советы Воспользуйтесь поиском фразы по документу

В списке лицензируемых видов деятельности есть только одна сфера с упоминанием продуктов — деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов. С питанием и напитками — ни одной. Значит, для пиццерии не нужна лицензия.

Но если хозяин кафе добавит в меню алкогольные напитки, лицензия понадобится.

Лицензия для проведения работ по госконтракту - Юридические советы Проверить можно так же поэтапно: сначала найти код ОКВЭД в поиске, затем проверить в справочнике ОКВЭД и далее найти в списке лицензируемых видов деятельности

Если вы сомневаетесь, нужна ли лицензия вашему бизнесу, рекомендуем обратиться к юристу.

Когда ИП не может получить лицензию

Некоторые лицензируемые виды деятельности может вести только ООО. Например, лицензия нужна и на охрану магазинов, и на детективную деятельность. Но открыть охранное предприятие может только ООО, а вот работать частным детективом может и ИП.

Лицензируемый вид деятельностиОООИП
Медицина, аптеки
Продажа гражданского и охотничьего оружия
Охрана объектов и имущества
Частная детективная деятельность
Продажа алкоголя
Перевозка пассажиров и грузов воздушным транспортом
Перевозка пассажиров автобусами
Образовательная деятельность с выдачей документов гособразца

Какие есть требования для бизнеса

Для каждого вида лицензируемой деятельности есть положение — это основной документ, в котором перечислены требования и порядок получения лицензии для конкретной сферы. Они касаются помещения, оборудования, документации, квалификации сотрудников.

Постановления о порядке и требованиях лицензирования для каждого вида деятельности Лицензия для проведения работ по госконтракту - Юридические советы Пример требований к бизнесу из постановления о лицензировании автобусных пассажирских перевозок

Чтобы получить лицензию, компания или ИП должны соответствовать всем требованиям.

Кто выдает лицензию

Лицензию выдает ведомство, которое контролирует сферу конкретного бизнеса. Например, образовательную лицензию выдает региональный департамент образования, лицензию на охранную деятельность — Росгвардия, на пассажирские автобусные перевозки — Ространснадзор.

Узнать, где получить лицензию, можно в положении о лицензировании этого вида деятельности или на сайте госуслуг.

Лицензия для проведения работ по госконтракту - Юридические советы Справа от услуги указано ведомство, которое выдает лицензию в вашем регионе

Удобнее проверять на портале госуслуг. Так вы узнаете точное название ведомства в вашем регионе, сможете найти адрес и контакты для связи, если появятся вопросы.

Портал госуслуг

Как подать документы на лицензирование

Чтобы получить лицензию, нужно подать документы одним из четырех способов:

  • лично;
  • по почте;
  • через систему электронного документооборота;
  • на сайте госуслуг.

Лично. ИП или ООО собирает пакет документов и приходит по адресу лицензирующего ведомства в своем регионе. Стоит заранее позвонить и узнать часы приема.

По почте. Пакет документов нужно заверить у нотариуса, сделать опись письма и отправить по адресу лицензирующего ведомства.

Адрес и контакты лицензирующего ведомства можно узнать на сайте госуслуг.

Лицензия для проведения работ по госконтракту - Юридические советы Найдите услугу лицензирования в вашем регионе и нажмите на ведомство, которое ее предоставляет

Чтобы узнать подробнее об услуге или ведомстве, регистрироваться на сайте не нужно.

Лицензия для проведения работ по госконтракту - Юридические советы В разделе «Информация и контакты» появятся адрес, телефон и эл. почта ведомства

Через систему электронного документооборота. Для подачи ИП или ООО нужна квалифицированная электронная подпись. Подходит, если бизнес уже зарегистрирован, открывает новое направление, а предприятие работает в системе электронного документооборота.

На сайте госуслуг. Самый быстрый способ, если есть квалифицированная электронная подпись. На сайте есть подсказки по каждому этапу заполнения и подачи форм.

Если у вас нет электронной подписи, нужно собрать пакет документов и обратиться в удостоверяющий центр.

Как получить электронную подпись

Как получить лицензию

С 1 января 2021 вступили в силу новые правила получения лицензии. Раньше ее получали в электронном или бумажном виде, сейчас лицензия как отдельный бумажный документ не существует.

Лицензии хранятся в виде записи в реестре. У каждой сферы свой реестр. ИП или организация может получить выписку из реестра о наличии лицензии, но необходимости в этом нет. Для работы бизнеса записи в реестре достаточно.

В случае проверки смотреть все равно будут его.

Лицензия для проведения работ по госконтракту - Юридические советы

Заполнить заявление. Единого шаблона заявления нет. Оно различается в зависимости от сферы бизнеса.

В заявлении ИП или компания указывают название и адрес, по которому работает бизнес, код ОКВЭД, ИНН, данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ, описывают информацию о сотрудниках.

Шаблон бумажного заявления можно найти в положении о лицензировании вашего вида деятельности или обратиться в лицензирующее ведомство. Для подачи на сайте госуслуг и в системе электронного документооборота заполнять и сканировать бумажный шаблон не нужно: заявление заполняют в электронном виде.

Лицензия для проведения работ по госконтракту - Юридические советы Первая страница бумажного заявления на получение образовательной лицензии для ИП

Собрать копии документов. В зависимости от сферы деятельности набор документов будет различаться. Узнать, что именно нужно собрать, можно в положении о лицензировании конкретной деятельности или на сайте госуслуг.

Через поиск найдите описание услуги лицензирования

Убедитесь, что услуга предоставляется в вашем регионе.

В списке найдите пункт «Документы, необходимые для получения услуги»

Нажмите на каждый документ, чтобы увидеть количество копий и возможные способы подачи документа. Электронный — значит, можно загрузить скан или фото, если подаете через сайт госуслуг. Бумажный — нужно заполнить и распечатать, если подаете лично или по почте.

К некоторым документам будет прикреплен шаблон

Некоторые копии документов нужно заверить у нотариуса. Об этом будет сказано в списке документов на сайте госуслуг или в положении о лицензировании.

Уплатить госпошлину. Для ИП и ООО размер госпошлины один — 7500 ₽. Исключения касаются только производства и продажи алкоголя:

  • для продажи алкоголя — 65 тысяч рублей в год;
  • для производства вина — 800 тысяч рублей в год;
  • для производства коньяка и водки — 9,5 млн рублей в год.

Реквизиты для платежа можно взять на сайте госуслуг или запросить в лицензирующем ведомстве. Уплатить госпошлину можно через сайт госуслуг, онлайн-банк или в отделении банка.

Выберите услугу по лицензированию сферы вашего бизнеса. В описании откройте пункт о стоимости и порядке оплаты. Здесь указаны реквизиты нужного ведомства

Подать пакет документов с чеком об уплате госпошлины. Заявление рассмотрят в течение трех рабочих дней. Если в заявлении будет ошибка или не будет хватать документов, его вернут. Исправить и подать документы повторно можно будет в течение 30 дней со дня возврата.

Если с заявлением и документами все будет в порядке, вы получите решение о получении лицензии в течение 45 рабочих дней со дня регистрации заявления.

Порядок принятия решений о выдаче лицензии — ст. 14 закона 99-ФЗ

Как продлить или переоформить лицензию

В законе о лицензировании и постановлениях о видах деятельности описаны ситуации, когда компаниям и ИП нужно продлить или переоформить лицензию и когда ее могут отозвать.

Продление. Срок большинства лицензий не ограничен. Есть исключения, например для производства и розничной продажи алкоголя срок лицензии — год, для управления многоквартирными домами — пять лет.

Переоформление. Если ИП или компания меняет данные, лицензию нужно переоформить. Например, предприниматель изменил фамилию или место жительства, компания переехала на новый адрес.

ИП открыл детский образовательный центр в Нижнем Новгороде, и лицензию он получал здесь. Через год он открывает филиал во Владимире. Перед открытием филиала ИП должен переоформить лицензию. Например, через сайт госуслуг.

Пример переоформления лицензии на сайте госуслуг

Порядок продления и переоформления лицензий описан в положениях о лицензировании. В обоих случаях ИП или организации нужно заполнить заявление на сайте госуслуг, в системе электронного документооборота, подать лично или по почте. В некоторых случаях нужно заплатить госпошлину.

Когда лицензию могут отозвать

Лицензию могут аннулировать по двум причинам:

  • ИП или организация закрывает бизнес;
  • ИП или организация не соблюдает требований для лицензирования.

Лицензирующие ведомства проводят проверки компаний и ИП. Проверки бывают плановыми — через один и три года после выдачи лицензии — и внеплановыми.

Порядок плановых и внеплановых проверок — ст. 19 закона 99-ФЗ

Во время проверок инспекторы смотрят, соблюдает ли бизнес лицензионные требования. Если проверяющие находят нарушения, то компания или ИП получает предписание со списком нарушений. Если бизнес не исправляет нарушения в установленный срок, лицензирующее ведомство обращается в суд. Суд решает, приостановить действие лицензии или аннулировать ее.

Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии — ст. 20 закона 99-ФЗ

Порядок приостановления и аннулирования лицензии описан в постановлениях о конкретном виде деятельности.

Как накажут, если работать без лицензии

За работу без лицензии компания или ИП рискует получить наказание по административной или уголовной статье. Мера наказания зависит от дохода бизнеса и ущерба, если он причинен людям, государству или окружающей среде по вине ИП или компании. Размер ущерба оценивает суд.

Сумма ущерба или дохода ИП или ОООМера наказанияЧем регулируется
До 2,25 млн рублей Штраф до 50 000 ₽
Конфискация товаров, сырья или оборудования
Штрафы при работе без лицензии — ст. 14.1 КоАП РФ
От 2,25 млн рублей Штраф до 300 000 ₽
Арест до 6 месяцев
Обязательные работы сроком до 480 часов
Штрафы и сроки за работу без лицензии — ст. 171 УК РФ
От 9 млн рублей Штраф от 100 000 до 500 000 ₽
Принудительные работы сроком до 5 лет
Штрафы и сроки за работу без лицензии — ст. 171 УК РФ

Если ИП или компания работает без лицензии, рискует не только она, но и ее контрагенты.

Риски выездной проверки Во время камеральной проверки налоговая обнаружила, что ИП работает с небольшим охранным предприятием. У предприятия нет лицензии. Для налоговой это повод усомниться в законной деятельности ИП. Налоговая может приехать к ИП с выездной проверкой.

Проверить контрагента можно через электронный сервис налоговой.

Сервис проверки контрагента

Клиенты Тинькофф Бизнеса могут проверить контрагентов через бесплатный сервис в личном кабинете.

Читайте также:  Подача ИП документов на нового работника - Юридические советы

Что важно запомнить

  1. Все, что касается лицензирования конкретного бизнеса, можно найти в положении о вашем виде деятельности. Там описаны требования к компаниям и ИП и порядок получения лицензии: кто выдает лицензию и какие документы нужны.
  2. Некоторыми видами лицензируемой деятельности может заниматься только ООО. Например, охраной имущества и объектов, продажей алкоголя, продажей оружия, перевозкой пассажиров и грузов воздушным транспортом.
  3. Подать документы на лицензирование бизнеса можно в бумажном или электронном виде — лично, по почте, в системе электронного документооборота, на сайте госуслуг. Самый удобный способ — через сайт госуслуг.
  4. Для подачи заявления в электронном виде потребуется квалифицированная электронная подпись.
  5. Срок большинства лицензий не ограничен. Но есть исключения, например производство и розничная продажа алкоголя, управление многоквартирными домами.
  6. Лицензию нужно переоформить, если ИП или компания меняет данные: предприниматель изменил фамилию или место жительства, компания переехала на новый адрес.
  7. Работать без лицензии нельзя. Рискует не только компания или ИП, но и их контрагенты.
  • Проконсультируем по выбору кодов ОКВЭД и системы налогообложения
  • Бесплатно откроем расчетный счет за один день
  • До 500 000 ₽ — на сервисы партнеров

Подробнее

Сопровождение закупок по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ | Тендерное сопровождение по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ

Новые клиенты — главное преимущество, которое дает участие в торгах. Государство постоянно закупает товары и услуги во всех регионах страны. Кроме бюджетных, торги проводят и коммерческие организации, например, Ростех, Роснефть и Газпром.

Потребности таких заказчиков настолько велики, что в некоторых процедурах побеждают сразу несколько участников, а объем контракта делится между победителями.

Работы хватает всем, но не стоит забывать, что чем больше сумма заказа, тем больше требований предъявляют к участнику.

Быть уверенным, что контракт оплатят 

Сроки расчетов прописаны в законе и заказчики обязаны их учитывать. Также заказчика можно проверить — вся его закупочная деятельность в открытом доступе. Всегда можно посмотреть, какие закупки проводит заказчик, как часто он расторгает контракты и просрочивает ли оплату. 

Повысить имидж компании

Организация-участник государственных закупок вызывает больше доверия у клиентов и выглядит стабильной на фоне конкурентов.

Отправить заявку

Что нужно для участия в закупках?

Электронная подпись (ЭП)

Кому понадобится: всем поставщикам. Для чего: чтобы зарегистрироваться в ЕИС, подавать заявки на участие и запросы на разъяснение, участвовать в электронных торгах, подписывать договоры и контракты с заказчиком.

Чтобы поставлять товары, выполнять работы или оказывать услуги госорганизациям по 44-ФЗ, подойдет квалифицированная электронная подпись. Если вы планируете участвовать в закупках по 223-ФЗ и коммерческих торгах, КЭП может быть недостаточно. Некоторые коммерческие электронные торговые площадки (ЭТП), на которых проходят такие тендеры, требуют КЭП со специальным расширением — OID-ом.

Получите универсальную подпись для торгов в Удостоверяющем центре Контура. Подпись подойдет участникам закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, коммерческих торгов и торгов банкротов. Также с ее помощью можно выступать заказчиком в коммерческих закупках, сдавать отчетность, вести ЭДО и регистрировать онлайн-кассы.

Учетная запись компании на портале Госуслуг

Кому понадобится: поставщикам, которые планируют участвовать в закупках по 44-ФЗ, тендерах для малого бизнеса по 223-ФЗ, а также торгах по капремонту по ПП №615.  Для чего: чтобы пройти регистрацию в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).

Для регистрации компании у руководителя должна быть подтвержденная учетная запись на портале. Подтвердить учетную запись можно лично в отделении МФЦ или с помощью электронной подписи.

Учетная запись компании в ЕИС

Кому понадобится: поставщикам, которые планируют участвовать в закупках по 44-ФЗ, тендерах для малого бизнеса по 223-ФЗ, а также торгах по капремонту по ПП №615. 

Для чего: без регистрации не получится подать заявку на участие. Также одновременно с ЕИС участника регистрируют на восьми федеральных ЭТП, на которых проводят госзакупки.

Доверьте регистрацию в ЕИС специалистам Сопровождения торгов Контура. Они помогут подготовить необходимые документы, настроят рабочее место, зарегистрируют организацию и руководителя на Госуслугах, подготовят заявку на регистрацию в ЕИС и проконтролируют, что вас включили в реестр участников госзакупок.

Аккредитация на коммерческих ЭТП

Кому понадобится: поставщикам, которые планируют участвовать в закупках по 223-ФЗ, а также коммерческих торгах и торгах банкротов.

Для чего: чтобы подать заявку и участвовать в закупке. 

Коммерческие организации и компании с госучастием публикуют и проводят торги на коммерческих ЭТП. Таких площадок более 300.

Существуют как универсальные площадки, которые подходят большинству заказчиков, так и специализированные, например, для определенного региона или отрасли.

Каждая площадка выдвигает свой список требований и необходимых документов. Также некоторые ЭТП берут плату за аккредитацию или доступ к участию в закупке. 

Отправить заявку

Что включает в себя сопровождение закупок?

Специалисты по сопровождению помогают поставщикам участвовать в закупках. Услугами могут воспользоваться компании, в которых:

  • нет штатного специалиста по закупкам,
  • у штатного специалиста или тендерного отдела не хватает времени, чтобы поучаствовать во всех торгах.

Специалистам по сопровождению можно доверить:

  • Подготовку компании к участию в закупках, например регистрацию в ЕИС или аккредитацию на определенной площадке.
  • Поиск подходящих тендеров.
  • Прохождение одного из этапов закупки, например, анализ документации и подготовку заявки или подачу ценовых предложений.
  • Прохождение закупки целиком — такое сопровождение называют комплексным.
  • Подготовку жалобы в ФАС при нарушениях заказчика.

Преимущества профессионального сопровождения закупок

Не нужно расширять штат сотрудников

Компании не нужно нанимать тендерного специалиста или расширять уже существующий отдел. Стороннего эксперта можно привлечь только в тот момент, когда помощь действительно нужна. 

Например, если компания участвует в нескольких закупках в год или только открывает для себя новый рынок, она не всегда может спланировать нагрузку на своего сотрудника.

В этом случае лучше доверить сопровождение закупки стороннему специалисту. Иногда в компании уже есть собственный специалист, но он не успевает поучаствовать во всех подходящих закупках.

В этом случае можно попросить пройти только один или несколько этапов торгов, чтобы разгрузить сотрудника.

Также штатному специалисту нужно платить зарплату каждый месяц, а стороннему — только за выполненную работу.

Помощь профессионалов

Специалист сопровождения постоянно участвует в закупках. Он следит за изменением законодательства и знает, что нужно делать в нестандартных ситуациях. Такие умения можно приобрести только с опытом. 

Участие в торгах с минимальными усилиями

Сотруднику или руководителю компании не нужно вникать в тонкости законодательства. Достаточно выбрать закупку, в которой они хотят участвовать, и указать цену, которую готовы предложить.

Специалист сопровождения пройдет каждый этап закупки за них.

Также он подскажет о возможных сложностях и рисках, чтобы уберечь клиента от невыгодной закупки и попадания в реестр недобросовестных поставщиков.

Отправить заявку

Особенности сопровождения закупок по 44-ФЗ

Закупки по 44-ФЗ проводят бюджетные организации. Правила проведения таких торгов прописаны в законе, и заказчик не может принимать свои. Именно с закупок по 44-ФЗ рекомендуют начинать участие в торгах.

В этом случае специалист сопровождения станет проводником новичка. Он поможет заранее подготовить все необходимые документы и получить дополнительные регистрации, которые точно пригодятся в работе.

Также специалист подскажет о возможных рисках и оградит от необдуманных действий. Например, он может заметить, что документация заказчика подогнана под определенного участника. В этом случае лучше отказаться от закупки или подать жалобу в ФАС.

Особенности сопровождения закупок по 223-ФЗ

Закупки по 223-ФЗ проводят организации, доля государства в уставном капитале которых больше или равна 50%. Такие заказчики разрабатывают и утверждают собственные положения о закупках. В этом документе они устанавливают свои правила проведения торгов, например:

  • Сокращают или увеличивают сроки проведения аукциона, заключения контракта или сумму обеспечения.
  • Определяют требования к документам участника и вводят специальные формы для заполнения.
  • Наделяют себя правом отменить закупку на любом этапе или не заключать контракт с победителем.

Поэтому закупки по 223-ФЗ считают одними из самых сложных. При подготовке и сопровождении таких торгов специалисту важно изучить все документы, подготовленные заказчиком. Учитывать нужно мельчайшие детали.

Например, заказчик по 223-ФЗ требует поставщика заполнить «Анкету участника». Эту анкету нужно отправить в двух форматах: в виде сканированного подписанного документа и в виде документа, в котором можно осуществлять копирование.

Если предоставить анкету только в одном виде, заявку могут отклонить.

Иногда у специалиста могут остаться вопросы, даже если он детально изучил положение о закупках. В этом случае он пишет заказчику официальный запрос на разъяснение.

Отправить заявку

Юридическое сопровождение процедуры участия в торгах по 44-ФЗ. Ч.1. Начало. Из арбитража в закупки

Свою профессиональную деятельность я начал как юрист судебно-арбитражной практики в небольшой (но гордой!) юридической фирме.

Претензионная работа, составление процессуальных документов, участие в судебных заседаниях АС стали обычной практикой, сформировалось определенное понимание особенностей арбитражного процесса. Периодические визиты в суды общей юрисдикции поначалу вызывали приступы агрессии и негодования.

Но со временем, пройдя через все стадии принятия, я сформировал стоическое отношение ко всему происходящему в гражданском процессе и начал ждать и надеяться на качественную реформу судебной системы РФ.

По истечении трех лет работы в фирме казалось, что сфера профессиональных интересов (цивилист-литигатор) определена, правила игры ясны и понятны, остается только совершенствовать и развивать профессиональные компетенции в выбранном мною русле (учиться и еще раз учиться!).

  • Но жизнь юриста непредсказуема и полна сюрпризов.
  • Однажды (год назад) к нам обратился один из постоянных клиентов фирмы со следующей проблемой.
  • Для дальнейшего развития бизнеса (производство светодиодной продукции) ему было необходимо выходить на рынок госзакупок, поскольку там есть крупные контракты на поставку, а также высоко маржинальные энергосервисные контракты.

При этом, указанный рынок давно был поделен между различными энергосервисными компаниями-инвесторами, которые «помогали» заказчикам составлять конкурсную документацию. В этом я убедился после того, как после изучения документов клиента, решил открыть и изучить документацию случайных закупок по энергосервису.

Во всех случаях было ясно, что заказчик уже определился с маркой светильника и исполнителем контракта.

Как это увидеть?

Очень просто – изучая документацию задать себе вопрос: «будучи заказчиком, хотел бы я, чтобы у поставляемого товара была [подставить характеристику из технического задания]». Как правило, если ответ нет, значит техническое задание помогали составлять специалисты компании-победителя.

  1. Для большей убедительности можно направить запрос заказчику разъяснений и получить ответ в стиле «посмотрите еще раз документацию» или «мы так захотели, но объяснить не можем» либо что-нибудь невнятное про качество и срок службы.
  2. (Оно и понятно – действительно сложно объяснить, для чего нужна плата «изготовленная с применением алюмоксидной технологии» или «количество тока на одном диоде от 0,07 до 0,09 ампера»).
  3. В общем и целом, задача заключалась в том, чтобы найти эффективный способ оспаривания таких положений и добиться проведения честных и конкурентных закупок.
  4. К тому моменту все моё понимание о законодательстве о закупках сводилось к следующему:
  5. — оно сложное и специфичное, поэтому доступно только тем, кто решил посвятить себя этому нелегкому делу;
  6. — изменения в закон вносятся часто и хаотично, а цена ошибки очень высока, что вызывает у его адептов огромную тягу к знаниям, либо чрезмерную любовь к алкоголю и прочим антидепрессантам.
  7. (Между прочем, по данным Американской психологической ассоциации юристы страдают от депрессии в 3,6 раза чаще, чем представители других профессий, по количеству самоубийств профессия юриста занимает 11 место, среди юристов очень много алкозависимых (подробнее об этом).
  8. Кроме того, в принципе отсутствовало понимание и представление процесса работы с площадкой, заказчиками, антимонопольной службой.
  9. Поставив в известность клиента, я приступил к изучению указанной сферы и поиску эффективных способов защиты. Их оказалось три:
  10. — подача запроса о разъяснении положений конкурсной документации заказчику.
  11. — жалоба в УФАС;
  12. — обжалование результатов торгов (либо решений комиссии) в суде.
Читайте также:  Приобретательная давность на долю в квартире

Теперь, когда были определены цель и средства дело оставалось за малым – проверить механизм на практике и получить конкурентные торги. Но в реальности все оказалось намного сложнее…

Заключение и исполнение государственного контракта

В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.

Вопрос: Как отразить в учете организации, применяющей УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), принимающей участие в аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку продукции, внесение денежных средств для проведения операций по обеспечению участия в аукционе, если она не победила в этом аукционе?
Организацией на специальный счет, открытый в банке, перечислены денежные средства в размере 350 000 руб. Сумма обеспечения заявки составила 250 000 руб.

Посмотреть ответ

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Вопрос: Как отразить в учете торговой организации (принципала) выплату вознаграждения гаранту (банку) за предоставление банковской гарантии в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку товара?
Согласно договору о выдаче банковской гарантии, заключенному между организацией и банком, вознаграждение гаранта за выдачу гарантии составляет 5 000 руб. и перечислено гаранту в день выдачи гарантии. Срок выданной гарантии составляет 90 дней. Согласно учетной политике организации вознаграждения за выдачу гарантий учитываются в периоде вступления гарантий в силу.
Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.

Посмотреть ответ

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Как в счете-фактуре указать информацию об идентификаторе государственного контракта?

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Можно ли привлекать субподрядчиков для исполнения государственных контрактов?

Законодательный регламент государственных контрактов

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.
  3. ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  4. Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  5. Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.

Сроки подписания госконтракта

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт


Способ, которым был определен поставщик
Граничные сроки подписания поставщиком
Конкурс С момента размещения протокола
1 Открытый конкурс 10 дней
2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
3 Конкурс в два этапа 10 дней
4 Закрытый конкурс 10 дней
5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
1 Электронный аукцион 5 дней
2 Открытый аукцион 10 дней
Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Исполнение госконтракта

ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:

  • гарантии от кредитного финансового учреждения (банка);
  • денег в указанном количестве.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.

Идентификатор госконтракта

Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

  • идентификационный код заказчика;
  • способ, который стал определяющим для поставщика;
  • период актуальности контракта (начало и завершение);
  • порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

Расторжение госконтракта

Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

  • по соглашению сторон;
  • в результате судебного решения;
  • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

Контракт разрывает заказчик

Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

  • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
  • поставка недоукомплектованной продукции;
  • нарушения временных рамок;
  • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

Контракт разрывает поставщик

Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

  • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
  • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
  • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

Дополнительные документы: когда нужны и как получить | Контур.Закупки

Иногда для принятия участия в закупке поставщику требуется оформить ряд дополнительных документов. Например, лицензию ФСБ, разрешение об одобрении крупной сделки, подтверждение опыта работы либо владения необходимыми ресурсами. В статье расскажем о том, когда понадобятся эти документы, и как их подготовить.

Читайте также:  Опечатка в свидетельстве о праве на наследство - Юридические советы

Лицензия ФСБ

Эта лицензия может понадобиться для закупок, так или иначе связанных с гостайной. Сразу отметим, что в рамках закона 44-ФЗ лицензия ФСБ не потребуется.

Госзакупки, связанные с государственной тайной, проводятся в виде закрытых процедур, в которых участвуют только поставщики с допуском.

А вот в корпоративных закупках, которые проводятся по закону 223-ФЗ, такое разрешение может понадобиться в следующих случаях:

  • если объектом закупки являются отдельные строительные работы;
  • если закупаемые товары, работы, услуги подразумевают допуск к секретной информации;
  • если закупается выполнение работ, услуг или поставка товара на закрытый объект.

Что касается последнего пункта, то порой требование заказчиков представить лицензию ФСБ не совсем оправданно. Например, если речь идет о закупках работ, которые напрямую не связаны с гостайной, но проводятся на режимном объекте (работы по ремонту военной части). Однако практика ФАС и судов подтверждает, что оспариваются подобный требования крайне редко.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Но все же при возникновении сомнений относительно законности требования лицензии ФСБ или допуска к государственной тайне стоит обратиться к заказчику за разъяснением. Бывает, что такое требование установлено по ошибке. В отдельных случаях заказчики пытаются таким образом ограничить конкуренцию, что незаконно. Но чаще всего требование лицензии ФСБ обосновано.

О получение лицензии

Чтобы получить лицензию ФСБ, мало собрать комплект документов — нужно пройти тщательную проверку, которая занимает достаточно много времени. Однако основная проблема заключается даже не в этом. Согласно требованиям из постановления Правительства № 333 от 15.04.

95, руководитель организации — соискателя лицензии ФСБ должен иметь допуск гостайне. Дать его может заказчик. Но захочет ли он давать допуск неизвестному поставщику? Маловероятно.

А познакомиться с поставщиком и его предложением поближе заказчик не сможет, ведь его заявка будет отвергнута из-за отсутствия лицензии ФСБ.

Получается, как говорится, замкнутый круг. Разорвать его можно двумя способами:

  1. Обратиться в специализированные компании, осуществляющие содействие в получении таких лицензии.
  2. Искать лояльно настроенного заказчика, который может дать допуск к гостайне, и брать с него официальное подтверждение своих намерений о заключении контракта.

Эта схема с успехом применяется поставщиками, конечно, если, им удается найти столь понимающего заказчика. Зато однажды получив такую лицензию, ее можно использовать и для других закупок в течение следующих пяти лет. После этого она может быть продлена еще на 3 года по упрощенной схеме.

Одобрение крупной сделки

Для аккредитации на ЭТП поставщикам нужно подготовить решение об одобрении крупной сделки. Кроме того, требование о его приложении может содержаться в закупочной документации для открытого конкурса и аукциона открытого и закрытого типов.

Решение понадобится, если того требуют закон или учредительные документы поставщика при осуществлении сделки, которая является для него крупной.

Это сделки на сумму 25% и более от имущества ООО или активов АО по данным отчетности за последний отчетный период.

Если Общество состоит из единственного участника, то решение об одобрении крупной сделки оформлять не нужно. Также не нуждаются в одобрении сделки, которые совершаются в ходе обычной хозяйственной деятельности компании. В остальных случаях участники могут решить сами, сделки каких типов должны быть одобрены.

Сложность в том, что для принятия решения об одобрении необходимо провести общее собрание участников ООО и заверить его у нотариуса. На все это понадобится время.

Но у поставщика, которому необходимо срочно получить аккредитацию на ЭТП, его может не быть. Некоторые площадки, например, zakazrf.

ru, разрешают вместо решения общего собрания приложить баланс и решение генерального директора о том, что торги на площадке относятся к обычной деятельности организации.

Однако такой вариант не всегда заменяет принятие решения о крупной сделке по всем правилам. Ведь даже если поставщик пройдет аккредитацию на ЭТП с решением гендиректора, заказчик может отклонить его заявку из-за отсутствия решения общего собрания или совета директоров.

Решение об одобрении крупной сделки поставщику следует включать в заявку всякий раз, когда это требуется, даже если в его уставе прописан иной порядок определения крупной сделки. Практика показывает, что оформить его проще, нежели разбираться с заказчиком в ФАС или в суде из-за неправомерно отклоненной заявки.

Соответствие дополнительным требованиям

При закупке определенных товаров и услуг, полный перечень которых содержится в постановлении Правительства № 99 от 04.02.15, поставщику придется подтвердить свое соответствие дополнительным требованиям.

Это деловая репутация и опыт работы в области предмета закупки, владение нужными основными средствами, оборудованием, материалами, наличие квалифицированных сотрудников или финансовых ресурсов.

Такие требования могут быть установлены в открытых и закрытых конкурсах, в том числе двухэтапных.

Подтвердить соответствие указанным требованиям несложно — для этого нужно представить ряд документов:

  • исполненные контракты, акты приема-передачи — для подтверждения опыта и репутации;
  • копии трудовых книжек и дипломов сотрудников — для подтверждения квалификации кадров;
  • документы о праве собственности на здания и технику — для подтверждения владением основными средствами.

Подтвердить финансовые ресурсы можно разными документами. Чаще всего это баланс или письмо из банка о наличии у поставщика счета (без указания суммы). Какие именно документы требуются в конкретной закупке — это должно быть указано в закупочной документации. Если же такое уточнение отсутствует, всегда можно обратиться к заказчику за официальным разъяснением.

Требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 закона О контрактной системе

Законом о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупок. С большинством из них у заказчиков не возникает проблем. Требования чаще всего в неизменном виде переносятся из Закона в документацию о закупке, а участники закупок декларируют соответствие этим требованиям.

Причем в электронных процедурах участникам для этого ничего особенного делать не надо.

Текст декларации, как правило, уже включен в состав заявки и в зависимости от функционала площадки либо автоматически прилагается к ней, либо для включения декларации в заявку участнику достаточно проставить галочку в нужной графе.

Сложнее обстоят дела с требованием п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которому участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Если таким объектом является деятельность, для которой необходимо соответствовать вышеуказанным специальным требованиям, заказчик должен конкретизировать, каким документом участник подтверждает соответствие им.

Это вытекает из норм, регламентирующих содержание конкурсной и аукционной документации и состав заявки на участие в соответствующих процедурах: п. 4 ч. 1 ст. 54.3, п. 3 ч. 6 ст. 54.4, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Такие документы нужно будет требовать и по новому порядку проведения электронного запроса котировок, вступление которого в силу уже не раз переносилось (п. 16 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ).

Как раз с конкретизацией требований к подтверждающим документам и возникают проблемы. На этом этапе заказчику необходимо ответить на вопросы:

  • предъявляются ли требования для этого объекта закупки;
  • какой документ подтверждает соответствие требованиям;
  • какие существуют требования к этому документу;
  • должен ли участник представлять документ, если специальные требования предусмотрены только для части работ.

Для удобства рассмотрения проблемы разделим требования и документы на четыре группы. Объект закупки может относиться к деятельности, требующей:

  1. государственной лицензии. Такие лицензии выдаются в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ и другими Федеральными законами, регулирующими лицензирование деятельности в отдельных отраслях;
  2. членства в саморегулируемой организации (СРО). Оно необходимо для ряда работ в градостроительной области: инженерных изысканий, проектирования, строительства, капремонта, сноса объектов капстроительства. Также членство в СРО предусмотрено в других сферах, например энергосбережении, оценочной деятельности, аудите, сфере финансового рынка;
  3. обязательной аккредитации либо иного допуска к определенной деятельности. Например, аккредитация необходима для органов по сертификации, испытательных лабораторий, операторов техосмотра транспортных средств. Также для деятельности по специальной оценке условий труда необходимо отвечать определенным требованиям и быть включенным в специальный реестр таких организаций;
  4. разрешения правообладателя результата интеллектуальной деятельности (РИД). Это требование вытекает из п. 1 ст. 1229 ГК РФ, устанавливающего, что правообладатель может по своему усмотрению разрешить или запретить другим лицам использование РИД. Например, разрешение необходимо для оказания некоторых услуг в отношении программного обеспечения, баз данных и других РИД, исключительные права на которые не принадлежат заказчику, а также для оказания услуг с использованием определенного программного обеспечения, баз данных и иных РИД.

В настоящей статье рассмотрим особенности применения заказчиками указанных требований. Разберем возможные варианты сочетания этих требований и действия заказчиков, не установивших требования в документах закупки.

Особенности установления требования о наличии государственной лицензии

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *