Регистрация образовательных учреждений — Юридические советы

С 2013 года коммерческие организации и ИП получили право оказывать услуги в сфере образования наравне с некоммерческими организациями. Услуги в области образования лицензируются. Ранее мы расмотрели полный перечень лицензируемых видов деятельности 2021 года, в этой статье расскажем, как получить лицензию на образовательную.

Кому нужна лицензия

Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г.

N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель.

Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.

Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.

В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.

Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней.

А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы.

И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.

Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.

Лицензионные требования

Положение о лицензировании устанавливает в 2021 году следующие требования к соискателям:

  • собственное или арендованное здание (помещение), соответствующее заявленным образовательным программам;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на это помещение;
  • материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных стандартов;
  • соблюдение условий охраны здоровья обучающихся;
  • собственные разработанные образовательные программы;
  • печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы по этим программам;
  • штатные или привлеченные по гражданско-правовому договору педагогические работники, имеющие профессиональное образование и стаж работы.

Полный перечень требований, в зависимости от типа образования, смотрите в тексте Постановления.

В нормативных актах, регулирующих лицензирование образовательной деятельности, не совсем чётко рассмотрен вопрос об организационно-правовой форме лицензиата.

В законе об образовании № 273-ФЗ даётся следующее понятие образовательной организации: «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности».

Понятие «организация, осуществляющая обучение» означает юридическое лицо, которое ведёт эту деятельность в качестве дополнительной.

Далее приводится ещё одно толкование: «организации, осуществляющие образовательную деятельность», под которыми понимают:

  • образовательные организации;
  • организации, осуществляющие обучение;
  • индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности может быть получена независимо от правовой формы и коммерческой направленности лицензиата. При этом ООО получить лицензию на образовательную деятельность может, если это направление бизнеса будет дополнительным, а не основным.

Документы для получения лицензии

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
  • копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
  • копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
  • справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
  • справка о печатных и электронных ресурсах;
  • справка о педагогических работниках;
  • справка об утверждении образовательных программ;
  • справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • справка о материально-техническом обеспечении;
  • подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
  • опись документов.
  • Формы справок доступны на сайте Минобразования.
  • Регистрация образовательных учреждений - Юридические советы
  • Регистрация образовательных учреждений - Юридические советы

Порядок получения лицензии

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:

  • высшего учебного заведения;
  • организации федерального значения;
  • российской организации, расположенной за пределами РФ;
  • иностранной организации на территории России.

Записаться на приём в Рособрандзор можно онлайн на официальном сайте.

Регистрация образовательных учреждений - Юридические советы

В остальных случаях обращайтесь в региональные государственные органы, имеющие право выдавать лицензии. Контакты этих учреждений опубликованы на сайте Рособрандзора, чтобы найти их, выберите свой регион на интерактивной карте.

Регистрация образовательных учреждений - Юридические советы

Порядок получения образовательный лицензии состоит из следующих шагов:

  1. Изучите СНиП и СанПин для вашего направления обучения.
  2. Подготовьте помещение и оборудуйте его согласно требованиям и стандартам.
  3. Получите на помещение заключение СЭС и пожарной инспекции.
  4. Разработайте и утвердите образовательные программы.
  5. Убедитесь, что педагоги вашей организации имеют необходимые документы об образовании, квалификации, стаже работы.
  6. Приобретите мебель, оборудование, технику, учебную литературу, методические пособия для проведения занятий.
  7. Оплатите госпошлину на выдачу лицензии.
  8. Подайте документы в лицензирующий орган.

Документы принимаются по описи, если в них обнаружены недостатки, то они возвращаются соискателю на доработку (сроком до 30 дней). После этого начинается этап проверки достоверности поданных сведений, причем, не только документальной, но и с выездом на место. В течение 60 дней с даты регистрации заявления чиновники выдают разрешение или отказ в получении лицензии.

Отказ должен быть мотивированным и возможен по двум основаниям: недостоверность сведений или отсутствие условий для процесса обучения. Госпошлина в случае отказа не возвращается.

Что будет, если работать без лицензии

За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.

Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:

  • нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
  • не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
  • обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
  • серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.

Бесплатная консультация по регистрации ООО или ИП

Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Советуем посмотреть интересное видео, в котором рассмотрен порядок лицензирования образовательной деятельности.

Лицензия на образовательную деятельность: что это и как проходит лицензирование и аккредитация образовательной деятельности

Лицензия на образовательную деятельность — это документ, дающий право организации осуществлять образовательную деятельность на территории Российской Федерации. 

Лицензия необходима организациям и учебным заведениям, которые реализуют образовательные программы в любом формате: дистанционно или очно. В наше время тематика образовательных программ очень широка: от курсов иностранных языков до йоги. 

Не стоит путать лицензию на право ведения образовательной деятельности с государственной аккредитацией. Последняя подтверждает соответствие образовательных программ организации федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности. Лицензия же является подтверждением законности осуществления образовательной деятельности.

Срок действия лицензии на образовательную деятельность

Лицензия не имеет срока действия (бессрочная), однако раз в три года государство в лице контролирующих органов проверяет, как организация, имеющая лицензию, соблюдает правила осуществления образовательной деятельности. Предметом таких проверок является довольно широкий перечень вопросов: от содержания образовательных программ до квалификации педагогов. 

Лицензирование образовательной деятельности

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

                                      Статья 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Регистрация образовательных учреждений - Юридические советы

Получение лицензии на образовательную деятельность —  трудоёмкий и энергозатратный процесс. Чтобы принять решение, органы власти рассматривают документы на протяжении 60 дней. Тем, кто нуждается в лицензировании, понадобится ещё и получить ряд разрешений других государственных органов. И, разумеется, составить необходимые образовательные программы. 

Читайте также:  Продажа квартиры при наличии брачного договора - Юридические советы

Почему наличие лицензии образовательного учреждения — это важно для родителей

Наличие образовательной лицензии даёт право организации выдавать обучающимся документ собственного образца о прослушанных программах. Лицензирование образовательной деятельности является залогом спокойствия для родителей школьников, и вот почему:

  • Получение лицензии на ведение образовательной деятельности и соблюдение лицензионных требований — непростая задача. Позволить себе сфокусироваться на ней могут только школы, которые уверенно «стоят на ногах» и работают на долгосрочную перспективу.
  • Наличие лицензии школы на образовательную деятельность обязывает публиковать большое количество информации, которую вы можете найти на сайте — о преподавателях, программах, условиях обучения. Такая подробная информация позволит принять более взвешенное решение при выборе школы.
  • Платя за образование организации, у которой есть лицензия на осуществление образовательной деятельности, вы можете получить налоговые вычеты, а также оплатить обучение ребёнка материнским капиталом. С 2018 года им можно оплачивать не только основное образование, но и дополнительное, при условии, что у организации, которой вы платите, есть действующая лицензия.

Как проверить наличие образовательной лицензии

Проверить наличие лицензии на образовательную деятельность можно на сайте Рособрнадзора. 

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» заботится о репутации и соблюдении законов. Образовательная деятельность в «Фоксфорде» ведётся на основании государственной лицензии №037356 от 06 апреля 2016 г.  Организация, имеющая лицензию, обязана размещать на своём сайте информацию о себе и образовательной деятельности в специальном разделе. 

Регистрация образовательных учреждений - Юридические советы

Обязательно проверяйте организацию на наличие лицензии на право осуществления образовательной деятельности, прежде чем заключить с ней договор. 

Резюме

Образовательная деятельность в Российской Федерации подлежит обязательному лицензированию. Это касается всех, кто организует обучение в любой форме.

Обучение  в заведении, чья деятельность осуществляется незаконно, может доставить массу проблем. Одна из главных — вы не сможете получить документарного подтверждения обучения. Поэтому выбирая учебное заведение, ищите специальный раздел на сайте и проверяйте реестр Рособрнадзора на наличие лицензии на образовательную деятельность.

Абонентское юридическое сопровождение образовательных организаций

Регистрация образовательных учреждений - Юридические советы

Группа компаний «Профзащита» предлагает своим клиентам, нуждающимся в регулярных юридических услугах, долговременное сотрудничество в виде абонентского юридического обслуживания на договорной основе. Каждой организации, будь то бюджетная или коммерческая, может потребоваться профессиональная юридическая помощь. И разовой консультации не всегда бывает достаточно. Поэтому мы предлагаем комплексное правовое сопровождение вашей организации по всем юридическим вопросам, появляющимся в процессе работы.

Оставить заявку Документы

  • Устные и письменные консультации по юридическим вопросам.
  • Предоставление нормативных материалов по запросу клиента.
  • Подготовка и анализ документов правового характера.
  • Составление писем, запросов в органы государственной власти и местного самоуправления.
  • Подготовка документов, необходимых для участия в переговорах. Оказание профессиональной помощи при ведении клиентом переговоров.
  • Профессиональное представление интересов организации в различных структурах и государственных органах.
  • Составление претензионного письма и ведение дальнейшей претензионной переписки.
  • Оперативный выезд к клиенту при возникновении необходимости.
  • Представление интересов заказчика в суде.
  • Проведение проверок.
  • Внесение необходимых изменений в учредительные документы.
  • Организация обучающих семинаров.

Тарифы на абонентское обслуживание

Цены

  1. Когда договор подписан, за клиентом закрепляется конкретный специалист, который будет осуществлять юридическое сопровождение.
  2. Клиент, со своей стороны, выбирает уполномоченное лицо для осуществления взаимодействия с «Профзащитой».
  3. Контакт осуществляется с помощью телефона или электронной почты, при необходимости проводятся личные встречи.
  4. Обращения клиента принимаются в виде заданий:
    • на простое задание ответ дается оперативно;
    • на сложное задание ответ дается после тщательного изучения обстоятельств;
    • на задания повышенной сложности ответ дается после изучения вопроса юристами, на конкретных отраслях законодательства.

Договор на юридические услуги абонентское обслуживание заключается на срок от двух месяцев. Оплата осуществляется исключительно по факту оказанных услуг. В период действия договора предусматриваются скидки на другие юридические услуги, предоставляемые «Профзащитой».

Преимущества юридического абонентского обслуживания

  • за фиксированную абонентскую плату вы гарантированно можете получить своевременную юридическую помощь;
  • за клиентом закрепляется персональный юрист, что позволяет комплексно подходить к решению возникающих проблем;
  • размер абонентской платы намного ниже заработанной платы квалифицированного юриста;
  • отсутствие расходов на содержание штатного сотрудника без ущерба функциональности;
  • возможность четкого определения суммы предстоящих расходов по юридическому обслуживанию при составлении бюджета.

Тарифы для регионов РФ (Ссылка)

Помимо абонентского договора мы оказываем и разовые услуги:

Наименование услуги

 Стоимость

Простая устная консультация юриста (без необходимости представления и изучения документов/ без выезда к Заказчику)

1 000 руб.

Консультация юриста (устная) с изучением и анализом представленных документов — если общий объем представленных документов[1]:

  • до 10 листов печатного текста включительно
  • от 11 до 20 листов печатного текста включительно
  • более 20 листов печатного текста
  • 2 000 руб.
  • 3 000 руб.
  • 5 000 руб.

Устное консультирование с выездом в место расположения Заказчика в случае возникшей необходимости для участия в переговорах, совещаниях, рабочих встречах по вопросам текущей деятельности Заказчик – если продолжительность встречи: 

  • не более 1 часа включительно
  • более 1 часа, но не более 2 часов включительно
  • более 2 часов, но не более 3 часов 

      

  1. 5 000 руб.
  2. 7 000 руб.
  3. 10 000 руб.

Простая письменная консультация юриста (без необходимости представления и изучения документов)

2 500 руб.

Консультация юриста (письменная) с изучением и анализом представленных документов — если общий объем представленных документов:

  • до 10 листов печатного текста включительно
  • от 11 до 20 листов печатного текста включительно
  • более 20 листов печатного текста

3 500 руб. 5 500 руб. 10 000 руб. Подготовка/составление проекта запроса, письма, претензии, ответа на претензию, обращения, ответа на обращение — если документ:

  • до 2 листов печатного текста включительно
  • более 2 листов печатного текста

Правовая экспертиза документа(ов)/проекта документа(ов) — если документ(ы):

  • до 2 листов печатного текста включительно
  • от 3 до 10 листов печатного текста включительно
  • более 10 листов печатного текста

3 000 руб. 7 000 руб. 15 000 руб. Подготовка/составление проекта договора (без приложений к договору):

  • договор поставки/ подряда/оказания услуг/трудовой договор
  • иной договор (кроме договора поставки/ подряда/оказания услуг/трудового договора)

Подготовка/составление проекта дополнительного соглашения к договору, протокола разногласий

3 000 руб.

Подготовка/предоставление проекта локального нормативного акта — если документ:

  • до 3 листов печатного текста включительно
  • от 4 до 6 листов печатного текста включительно
  • более 7 листов печатного текста

6 000 руб. 10 000 руб. 20 000 руб.

Подготовка проекта изменений в локальный нормативный акт, корректировка локального нормативного акта – если изменяется/корректируется не более 30 % текста локального акта

6 000 руб.

Предоставление по запросу имеющихся текстов нормативных правовых актов, методических и иных документов нормативного характера (за 1 документ) 

400 руб.   

Подготовка/составление искового заявления, отзыва (по гражданским делам) — если документ:

  • до 2 листов печатного текста включительно (не включает ознакомление с материалами гражданского дела в суде)
  • более 2 листов печатного текста (не включает ознакомление с материалами гражданского дела в суде)

Ознакомление с материалами гражданского дела в суде в целях подготовки/составления искового заявления, отзыва, апелляционной/кассационной жалобы, подготовки консультации

5 000 руб.

Составление искового заявления, отзыва (по арбитражным делам) — если документ:

  • до 2 листов печатного текста включительно (не включает ознакомление с материалами арбитражного дела в суде)
  • более 2 листов печатного текста (не включает ознакомление с материалами арбитражного дела в суде)

Ознакомление с материалами арбитражного дела в суде в целях подготовки/составления искового заявления, отзыва, апелляционной/кассационной жалобы, подготовки консультации

10 000 руб.

Получение или подача исполнительного листа

7 000 руб.

Составление апелляционной/кассационной/надзорной жалобы

25 000 руб.

Предоставление аналитического материала по действующему законодательству в электронном виде

15 000 руб.

от 32 500 ₽

Документы Оставить заявку

Предоставление лицензии на осуществление образовательной деятельности и приложений к ней / Бизнес / Госуслуги Москвы

Заявление о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности (для юридического лица) (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Заявление о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности (для ИП) (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Справка о наличии разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Справка о наличии у профессиональной образовательной организации, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата
Читайте также:  Может ли почетный донор получить отпуск до истечения 6 месяцев с момента трудоустройства - Юридические советы

Справка о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся (при наличии образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий) (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Сведения, подтверждающие соответствие требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 85 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (при наличии образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой) (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с возможностью возврата по требованию Заявителя

При наличии образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой.

Копия договора об использовании сетевой формы реализации образовательных программ (при наличии образовательных программ, планируемых к реализации с использованием сетевой формы) (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

При наличии образовательных программ, планируемых к реализации с использованием сетевой формы

Гарантийное письмо с обязательством о привлечении педагогических и научных работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, до начала реализации образовательной программы (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

  Реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений в каждом из мест осуществления образовательной деятельности, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  Реквизиты выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности (заверенная копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

  Реквизиты выданной в установленном порядке лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, для образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (при наличии), профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, предусматривающих в период их освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, и (или) использование в учебных целях секретных образцов вооружения, военной и специальной техники, их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ. (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

  Копия договора, заключенного лицензиатом в соответствии с пунктом 2 части 7, частью 8 статьи 13 или частью 5 статьи 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», подтверждающего наличие условий для реализации практической подготовки обучающихся (при наличии основных профессиональных образовательных или основных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования и дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования соответственно) (заверенная копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

При наличии основных профессиональных образовательных или основных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования и дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования соответственно)

  Реквизиты выданного в установленном порядке Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при наличии основных программ профессионального обучения водителей транспортных средств); (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

  Сведения, подтверждающие соответствие требованиям, предусмотренным статьей 15.

2 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (при наличии основных программ профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительных профессиональных программ руководителей частных охранных организаций) (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

  Представление религиозной организации (централизованной религиозной организации) (в случае если лицензиатом является образовательная организация, учредителем которой является религиозная организация) (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

В случае намерения духовной образовательной организации реализовывать образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования, дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения в представлении указывается информация о наличии согласия соответствующей централизованной религиозной организации либо руководящего или координирующего органа, уполномоченного централизованной религиозной организацией на реализацию указанных образовательных программ

  Копия положения о филиале (в случае если соискатель лицензии намерен осуществлять образовательную деятельность в филиале) (заверенная копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Предоставляется в случае, если лицензиат намерен осуществлять образовательную деятельность в филиале

  Копия положения о структурном подразделении (в случае если в качестве лицензиата выступает организация, осуществляющая обучение, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ) (заверенная копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Предоставляется в случае, если в качестве лицензиата выступает организация, осуществляющая обучение, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ

  Опись прилагаемых документов (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

Комментарий к статье 22

Давая определение образовательной организации в ст. 2 комментируемого Закона (п. 18), законодатель устанавливает, что она является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

  • Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, может быть государственной, муниципальной или частной.
  • Государственная образовательная организация — это образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
  • Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием уровня муниципального района или городского округа.
  • Частная образовательная организация создается в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями.

Законодательство запрещает создание частных образовательных организаций иностранными религиозными организациями (ч. 7 комментируемой статьи).

Образовательная организация, исходя из ее легальной дефиниции (п. 18 ст. 2 комментируемого Закона), должна быть создана в форме, установленной гражданским законодательством.

Перечень организационно-правовых форм, в которых может быть создана некоммерческая организация, содержится в ст. 50 Гражданского кодекса РФ и главе II Федерального закона от 12 января 1996 г.

N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» .

———————————

СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

  1. В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
  2. 1) потребительских кооперативов;
  3. 2) общественных организаций;
  4. 3) общественных движений;
  5. 4) ассоциаций (союзов);
  6. 5) товариществ собственников недвижимости;
  7. 6) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  8. 7) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  9. 8) фондов (в том числе общественных и благотворительных фондов);
  10. 9) учреждений (государственных, муниципальных и частных);
  11. 10) автономных некоммерческих организаций;
  12. 11) религиозных организаций;
  13. 12) публично-правовых компаний.
  14. 13) адвокатских палат;
  15. 14) адвокатских образований.
  16. Перечни, содержащиеся в ГК РФ и Федеральном законе «О некоммерческих организациях», не являются исчерпывающими и дополняются путем принятия новых федеральных законов.
  17. Современное состояние системы образования в Российской Федерации дает основание заключить, что наиболее часто используемой на практике организационно-правовой формой для образовательной организации (наиболее востребованной, но не единственной) является учреждение.

Основы законодательного регулирования данной организационно-правовой формы некоммерческой организации содержатся в статье 123.21 «Основные положения об учреждениях» Гражданского кодекса РФ.

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения.

На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц (ст. 123.21 ГК РФ).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.

Читайте также:  Приказное производство

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Законодательно установлены типы государственных и муниципальных учреждений — казенные, бюджетные и автономные (ст. 123.22 ГК РФ, ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом — Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» .

———————————

СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.

Казенное учреждение, как это определено в ст.

6 Бюджетного кодекса РФ, — это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Под бюджетным учреждением, в соответствии со ст. 9.

2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», понимается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Легальная дефиниция автономного учреждения содержится в ст.

2 Федерального закона «Об автономных учреждениях»): автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» .

———————————

СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.

В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований принимаются региональные и муниципальные нормативные правовые акты, которыми утверждается порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных (региональных) и муниципальных образовательных учреждений.

Например, Постановление Московской городской Думы от 9 декабря 2009 г. N 72 «О порядке согласования решений о создании, реорганизации и ликвидации государственных образовательных учреждений на территории города Москвы» , Постановление Правительства Республики Дагестан от 29 октября 2008 г.

N 359 «О Порядке создания, реорганизации, ликвидации и финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Дагестан» , решение Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от 29 декабря 2014 г.

N 6/7 «Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных образовательных учреждений городского округа Котельники Московской области» и т.д.

———————————

Ведомости Московской городской Думы. 18.02.2010. N 12. Ст. 398.

Мособрнадзор :: Лицензирование образовательной деятельности :: Ответы на часто задаваемые вопросы

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), наказывается по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), наказывается по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Объективная сторона изучаемых административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.20 и частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, предусматривает совершение активных действий, направленных на извлечение прибыли или не связанных с извлечением прибыли. Разграничение административных правонарушений осуществляется по признакам объективной стороны.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке  (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Учитывая это, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве юридического лица индивидуального предпринимателя, не образуют состав административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли. 

Доказательствами, подтверждающими факт занятия деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, в частности, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений. Вместе с тем само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.

1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.

1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ. Например, занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, надлежит квалифицировать по части 1 статьи 6.

2 КоАП РФ; нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктами 17-20 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательной деятельностью могут заниматься как образовательные организации (некоммерческие организации), так и организации, осуществляющие обучение, — это юридические лица, осуществляющие на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Законодательством об образовании не предусмотрено, что осуществление образовательной деятельности организациями, осуществляющими обучение (в том числе коммерческими организациями) (примечание), не связано с извлечением прибыли.

При наличии признаков предпринимательской деятельности коммерческие юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность при отсутствии лицензии, привлекаются к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

При отсутствии признаков предпринимательской деятельности коммерческие юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность при отсутствии лицензии, привлекаются к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ.   

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *