Выплата компенсации по ЖКХ — Юридические советы

Выплата компенсации по ЖКХ - Юридические советы

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги

Источник: Фотобанк Московской области , Алла Федина

В Московской области ряд категорий граждан имеет право на ежемесячную денежную компенсацию за расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Кто в Подмосковье может получить эту льготу и какие документы понадобятся для ее оформления, читайте в материале портала mosreg.ru.

  • Как присоединиться к инженерным сетям онлайн в Подмосковье>>
  • Размер компенсации

Выплата компенсации по ЖКХ - Юридические советы

квитанция ЖКУ

Источник: Главное управление «Государственная жилищная инспекция Московской области»

Компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляется гражданам при наличии у них соответствующего льготного статуса. При этом размер компенсации может различаться в зависимости от категории льготы и составлять 50% или 100% расходов на оплату ЖКУ.

Кто может получить

Выплата компенсации по ЖКХ - Юридические советы

Ветеран ВОВ

Источник: Фотобанк Московской области

Список категорий граждан, которые могут получить компенсацию, очень обширен. Важно, что все они должны иметь регистрацию по месту жительства в Московской области.

  1. Получить компенсацию за оплату жилого помещения, взносов за капремонт и коммунальных услуг могут:
  2. — инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
  3. — инвалиды боевых действий;
  4. — военнослужащие, ставшие инвалидами при исполнении обязанностей;
  5. — награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  6. — бывшие несовершеннолетние узники концлагерей;
  7. — члены семей погибших в Великой Отечественной войне;
  8. — инвалиды, семьи с детьми-инвалидами, несовершеннолетние ВИЧ-инфицированные;
  9. — лица, подвергшиеся воздействию радиации, ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС, члены семьи умершего ликвидатора, лица, получившие лучевую болезнь вследствие катастрофы на ЧАЭС, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, лица, подвергшиеся воздействию радиации на ЧАЭС;
  10. — ветераны труда и военной службы, при достижении ими пенсионного возраста;
  11. — труженики тыла;
  12. — реабилитированные лица, а также признанные пострадавшими от политических репрессий;
  13. — жители сельской местности;
  14. — педагоги и другие работники сельских образовательных учреждений.
  15. Компенсация оплаты жилого помещения и взносов за капремонт назначается:
  16. — ветеранам боевых действий;
  17. — одиноким неработающим пенсионерам.
  18. Оплата взносов на капитальный ремонт компенсируется:
  19. — 50% — собственникам жилых помещений старше 70 лет;
  20. — 100% — собственникам жилья старше 80 лет.
  21. Компенсация по оплате коммунальных услуг положена:
  22. — многодетным семьям, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей, до достижения ими возраста 18 лет (учащиеся по очной форме до 23 лет);
  23. — почетным донорам;
  24. — награжденным медалью «За оборону Москвы», званием «Почетный гражданин Московской области».
  25. Благоустройство дворов в Подмосковье: ремонт подъездов, ликвидация ям и новые контейнеры>>
  26. Документы

Выплата компенсации по ЖКХ - Юридические советы

свет, лампочка, отключение света, свеча, Москва

Источник: Фотобанк Московской области, Анастасия Осипова

  • Для того, чтобы получить компенсацию, понадобятся следующие документы:
  • • заявление о предоставлении компенсации расходов;
  • • паспорт;
  • • выписка из домовой книги (документ, подтверждающий количество зарегистрированных в жилом помещении граждан);
  • • договор с кредитной организацией на открытие банковского счета на имя заявителя или банковскую карту на имя заявителя;
  • • документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
  • • сведения о гражданстве;
  • • сведения, подтверждающие место жительства или пребывания на территории Московской области;
  • • документы, подтверждающие право заявителя на льготы.
  • Дополнительно, в зависимости от льготной категории гражданина, будут нужны:
  • • трудовая книжка;
  • • пенсионное удостоверение;
  • • справка о размере пенсии, выданная пенсионным фондом РФ;
  • • свидетельство о рождении детей;
  • • распоряжение органа социальной защиты об установлении опеки и назначении опекуна;

• справка из образовательного учреждения, подтверждающая обучение по очной форме. Предоставляется ежегодно в сентябре.

  1. Как оформить пенсию по потере кормильца в Подмосковье>>
  2. Куда обратиться

Выплата компенсации по ЖКХ - Юридические советы

МФЦ

Источник: Пресс-служба Губернатора Московской области

  • Для того, чтобы оформить компенсацию по расходам за оплату жилого помещения и коммунальных услуг, нужно обратиться в Многофункциональный центр Московской области или прийти с комплектом документов в территориальное отделение соцзащиты.
  • Как получить социальный налоговый вычет в Московской области>>

Новые правила компенсации ЖКХ вступят в силу с 1 января 2021 года

Компенсация за жкх – это одна из наиболее распространенных мер помощи, которую предлагает соцзащита государства.

Одно из её главных преимуществ заключается в том, что получить её могут многие, а не только небольшой процент граждан. В 2021 году с 1 января планируют ввести изменения в действующее законодательство по этому вопросу.

Потому граждане, которые заинтересованы в получении компенсации по жкх, должны ознакомиться с нововведениями.

Обычно компенсация оплаты жкх предназначена для малоимущих граждан, но получать выплаты автоматически, только потому, что вы относитесь к определенному слою населения, не получится. Компенсацию нужно оформить, собрав стандартный набор документов (включая заявление), обратившись в государственные инстанции и получив решение о получении возмещении выплат по жкх.

Оформление помощи от государства часто связано с разнообразными рабочими бюрократическими моментами. Разобраться в них неосведомленному человеку сложно, потому компенсацию он не получит, хотя по справедливости может на неё рассчитывать.

Потому так важно заранее разобраться в новых правилах получения компенсации по жкх, что вступают в силу с 1 января 2021 года. Если будете готовы, у вас появится гораздо меньше шансов получить отказ при оформлении компенсации по коммунальным платежам.

Особенно если идет речь о пенсионерах, ветеранах или малоимущих, для которых рассматриваемая субсидия и предназначалась.

Выплата компенсации по ЖКХ - Юридические советы

Отказы в оформлении компенсации ЖКХ

Компенсация за жкх в 2021 году получит новые правила, что вступят в силу с 1 января, потому граждане, которые могут растать на субсидию, должны с ними ознакомиться.

Малоимущий гражданин должен собрать папку документов, подтверждающих его незащищенный социальный статус. Это же должен сделать пенсионер и ветеран.

Если папка с документами будет неполной, практически гарантировано в оформлении откажут.

Также при оформлении субсидии и компенсации по жкх учитывается уровень дохода граждан. В помощи откажут, если у семьи достаточно высокий или даже средний уровень материального положения.

Чтобы определить размер дохода, учитывается финансовая ситуация всех членов семьи, проживающих в квартире, за которую нужно вносить коммунальный платеж. При подсчете принимают во внимание пенсии пенсионеров и стипендии студентов.

Главное, чтобы у дохода был официальный характер. Если доходы растят, материальную помощь отменят.

При оформлении компенсации учитывается наличие у человека работы. Если трудоспособный, но неработающий гражданин запрашивает компенсацию жкх, не находясь на учете в службе занятости, высока вероятность, что в получении помощи будет отказано.

Следующая причина, по которой могут отказать в оформлении компенсации по жкх – если получатель субсидии не вовремя вносит плату по тарифам. Чтобы получать компенсацию, нужно быть законопослушным гражданином.

А это значит, что придется вносить плату по счетам вовремя, без просрочек, и долгов. Если долги растать, получить субсидию будет практически невозможно.

Это не совсем рационально, поскольку компенсация предназначена для граждан, которые из-за своего плачевного финансового положения, не могут самостоятельно справиться с коммуналкой.

Именно момент с наличием долгов по коммуналке будет исправлен в поправках, вступающих в силу с 1 января 2021 года. Видимо власти поняли, что ходят по кругу, запрещая получить помощь малоимущим людям, пенсионерам и ветеранам, у которых есть задолженность. Малоимущий гражданин готов платить, но не может этого сделать, поскольку выплата слишком большая.

Что изменится в компенсации ЖКХ

Компенсация расходов жкх не предоставляется гражданам, у которых есть долги по коммуналке, что указано вФЗ№ 442от28.11.2018 года. Но с первого января следующего года именно этот пункт будет пересмотрен.

Учитываются долги за три года с момента обращения за оформлением субсидии. Сотрудники органов соцзащиты обязательно проведут проверку, перед тем как дать согласие или отказ на получение компенсации за расход по коммуналке. Даже если оплата всего раз запоздала, это может послужить законным основанием для отказа.

Согласно новым правилам, наличие долга не является приговором, если вам нужна субсидия. Отказать смогут, только если есть судебный акт, который вступил в силу. А управляющие компании обычно подают в суд, только если задолженность действительно крупная. Если долг есть, но судебного акта по его взысканию – нет, отказать в начислении субсидии по выплатам нельзя.

Если имеется подтвержденная задолженность, пенсионер или малоимущий может попросить, чтобы на неё была оформлена рассрочка, оплачиваемая по относительно комфортному для себя тарифу.

Выплачивая долг согласно условиям рассрочки, можно попытаться оформить компенсациюжкх снова. Есть высокая вероятность, что в таком случае субсидия будет предоставлена, и то, что долги растать уже не помешает.

Подробнее ознакомиться с нюансами рассматриваемой процедуры можно в статье 160, пункте 3 Жилищного кодекса РФ.

Доли допустимых расходов на оплату ЖКХ

Выплаты компенсаций жкх рассчитываются по специальной формуле. Выглядит она следующим образом: (Стандарт стоимости ЖКХ × Количество членов семьи) − (Совокупный доход семьи × Доля допустимых расходов).

Если практически все части формулы понятны и не раз уже просчитывались, то «доля допустимых расходов» не столь известная единица расчётов.

Под этим понятием подразумевается отношение расходов на коммунальныеуслуги к основному доходу. Этот показатель имеет региональную основу (в каждом городе он свой) и мало в чем зависит от дохода семьи.

Для примера, в таблице представлена доля допустимых расходов в нескольких городах на 2021 год.

Москва от 0% до 10%
Екатеринбург 12% или 22%
Санкт-Петербург 14%
Новосибирск 16% или 22%
Нижний Новгород 22%

Получить юридическую помощь по вопросам ЖКХ можно на нашем сайте.

ВС: Долг за ЖКУ не может быть основанием для отказа в компенсации инвалиду расходов на их оплату

Верховный Суд в Определении № 14-КГ21-13-К1 от 26 июля разъяснил нижестоящим судам, что сам факт задолженности не может быть основанием для отказа инвалиду в предоставлении компенсации расходов на оплату ЖКУ.

Читайте также:  Правила содержания собак - Юридические советы

Александр Борзаков является инвалидом и в связи с этим имеет право на получение денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсацию он получал с января 2009 г. В ноябре 2011 г.

выплату приостановили из-за образовавшейся задолженности по оплате ряда коммунальных услуг.

При этом мужчине было разъяснено, что для возобновления выплаты компенсации ему следует погасить существующую задолженность и представить оплаченные квитанции или заключить соглашение о частичном погашении долга.

10 июля 2012 г. и 17 февраля 2016 г. Ленинский районный суд г. Воронежа отказал в удовлетворении исковых требований Александра Борзакова к Управлению социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа о возложении обязанности возобновить выплату компенсации.

Тогда инвалид обратился в прокуратуру, но и та не нашла нарушений. При этом прокуратура, наоборот, указала на наличие переплаты в 60 тыс. руб., которая перенесена в строку «содержание и ремонт жилья».

Также ведомство указало, что вопрос о долге по другим услугам заявитель может решить в досудебном либо судебном порядке.

В досудебном порядке решить проблему не удалось, зато выяснилось, что теперь переплата имеется по категории «плата за жилое помещение» в размере около 48 тыс. руб. При этом Александру Борзакову надо уплатить долг за капремонт, отопление, холодную и горячую воду, водоотведение, электроснабжение, подогрев горячей воды и вывоз мусора.

Посчитав, что задолженности нет, мужчина обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Ленинского района Воронежа и просил суд возложить на Управление обязанность возобновить выплату с учетом индексации с ноября 2011 г. и взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 тыс. руб.

Первая инстанция посчитала, что наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных Александром Борзаковым не опровергнуто, мер по погашению задолженности, в том числе по урегулированию вопроса с управляющей компанией (АО «Управляющая компания Ленинского района»), не принято, размер начисленных и неуплаченных сумм по оплате жилищно-коммунальных услуг истцом не оспорен. Отклоняя доводы Александра Борзакова о наличии у него переплаты, суд отметил, что истец с 2012 г. самовольно производит оплату ненадлежащим образом и ненадлежащему получателю, вследствие чего у него возникла переплата по услуге «плата за жилое помещение». По мнению первой инстанции, данное обстоятельство не может быть признано уважительной причиной возникновения задолженности по оплате иных жилищно-коммунальных услуг.

Апелляционный суд согласился с выводами первой инстанции, дополнительно указав, что денежные средства, перечисленные в превышающем размере, не погашают задолженности перед поставщиками коммунальных услуг, вопрос о перераспределении данной суммы может быть разрешен в рамках правоотношений между Александром Борзаковым и АО «Управляющая компания Ленинского района». Первый кассационный суд общей юрисдикции признал выводы судов правильными.

ВС РФ разъяснил «коммуналку»Пленум ВС РФ принял постановление, посвященное вопросам рассмотрения судами споров по оплате услуг ЖКХ

Александр Борзаков обратился в Верховный Суд. ВС сослался на п. 47 Постановления Пленума ВС от 27 июня 2017 г.

№ 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», согласно которому само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду необходимо выяснять причины образования задолженности, период ее образования, а также какие меры приняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. При наличии уважительных причин в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

ВС посчитал, что суды первой и апелляционной инстанций, разрешавшие спор по требованиям, основанным на Законе о социальной защите инвалидов и Законе Воронежской области от 14 ноября 2008 г.

№ 103-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», применили положения законов неправильно.

Выводы судов сделаны без учета фактических обстоятельств дела, причин образования у Александра Борзакова задолженности.

Верховный Суд заметил, что приостановление компенсации было обусловлено полученной в октябре 2011 г. Управлением социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа информации о наличии у Александра Борзакова задолженности.

Однако соответствует ли действительному положению дел эта информация – уполномоченным органом проверено не было, несмотря на утверждение истца о том, что задолженность у него отсутствует, он регулярно оплачивает коммунальные услуги – вносит деньги на счет ОАО «УК Ленинского района», с которой в 2009 г. им был заключен соответствующий договор.

ВС указал, что до июня 2012 г. ОАО «УК Ленинского района» осуществляло управление многоквартирным домом, а с июня 2012 г.

к управлению приступило ОАО «УК Ленинского района», позднее сменившее наименование на АО «УК Ленинского района», которое не является правопреемником предыдущей управляющей организации.

Вместе с тем общество наделено правом требования погашения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по лицевым счетам собственников, ранее находившимся в управлении ОАО «УК Ленинского района».

Суд отметил, что обстоятельства, свидетельствующие о регулярном внесении Борзаковым денег по реквизитам ОАО «УК Ленинского района», прекратившего свою деятельность, не были предметом судебной проверки. При этом информации о том, что Александру Борзакову было известно о смене реквизитов, нет.

Верховный Суд посчитал, что юридически значимым по делу являлось установление следующих обстоятельств: размер задолженности; соотношение задолженности с размером имеющейся на финансовом лицевом счете переплаты; причины, по которым управляющая компания при наличии переплаты не разрешила вопрос о перераспределении излишне внесенных денежных сумм, если такая задолженность имеет место; какой организации и на основании каких правоустанавливающих документов Борзакову надлежало производить оплату; по какой причине истцом, регулярно производящим платежи за предоставляемые ему коммунальные услуги, данная оплата осуществлялась ненадлежащим образом. ВС отменил судебные акты и направил дело на новое рассмотрение.

Руководитель юридического агентства «ДАРТ» Никита Глебов посчитал, что исходя из фактических обстоятельств дела можно было принять новое решение и удовлетворить требования истца. По его мнению, основная проблема заключается в отсутствии законодательного регламента приема, проверки документов и начислений.

«По сути, у нас в законодательстве имеются многочисленные правила и разъяснения относительно начислений, но не того, что необходимо проверять, как производится платежи, как денежные средства уходят на расчетные счета управляющий компаний.

Именно отсутствие должного контроля и организации работы с платежами граждан со стороны управляющей компании и отсутствие детальной регламентации взаимодействия между центрами социальных выплат, расчетно-информационных центров и управляющих компаний для поддержания финансовой дисциплины при поступлении и начислении платежей породили данный спор», – указал он.

Необходимо разрабатывать внутренние регламенты взаимодействия и контроля финансово-хозяйственных операций с начислениями и зачислениями денежных средств по ЖКУ, включая межведомственное взаимодействие, полагает Никита Глебов.

Ведущий юрист INTELLECT Дарья Скудная с сожалением отметила, что такие споры – все еще распространенное явление, несмотря на то, что еще в 2018 г. Верховный Суд высказывал позицию по данному вопросу (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2018 г. № 48-КГ18-14).

«Этот судебный акт отличается от предыдущих тем, что в нем конкретно, по пунктам, прописана обязанность управления социальной защиты проверять причины возникновения такой задолженности, подчеркнута недопустимость произвольного применения уполномоченным органом положений законодательства о мерах социальной поддержки граждан.

Фактически, данное определение должно способствовать сокращению судебных споров по оспариванию отказов в выплате субсидии, поскольку прямо указывает на обязанность уполномоченных органов при принятии подобных решений самостоятельно исследовать причину возникновения задолженности по жилищно-коммунальным услугам», – подчеркнула юрист.

Верховный суд: долги за ЖКХ не повод отменять льготы

Верховный суд РФ вступился за права социально незащищенных категорий граждан на получение льгот по оплате коммунальных услуг и взносов за капремонт: суд рассмотрел спор инвалида II группы с чиновниками Смоленской области, которые из-за долга всего в 825 рублей лишили ее дотации.

ВС подчеркнул, что программа помощи определенным категориям граждан является федеральной, поэтому местные законы по ограничению в выплате компенсаций не являются главными.

Высшая инстанция также призвала суды более человечно относиться к жильцам, имеющим долги за ЖКХ, и изучать причины, по которым они не платят по счетам. Сама по себе задолженность не может являться основанием для лишения гражданина социальной поддержки, указывает ВС РФ.

Суть дела

Жительнице Смоленской области предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и частично — на капитальный ремонт.

Женщина исправно оплачивала все счета, но отказывалась вносить плату за четыре месяца на капитальный ремонт по принципиальным соображениям.

Из-за этой задолженности местные власти вовсе лишили инвалида II группы компенсации.

Заявительница сочла эти решения незаконными, но поддержки в Ярцевском городском суде, а позднее и в Смоленском областном суде она не нашла.

Отказывая истице в удовлетворении иска, суд в том числе сослался на региональный закон о мерах социальной поддержки инвалидов, согласно которому задолженность по оплате ЖКХ уже за два месяца является основанием для прекращения выплаты льготы. У истицы же была пропущена оплата за четыре месяца, значит, чиновники лишили ее компенсаций правомерно, посчитал суд.

Он также указал, что раз гражданин не выполняет своих платежных обязательств, то у него отсутствуют соответствующие расходы, значит и компенсировать ему нечего.

Читайте также:  Отказ от наследства единственного наследника по завещанию - Юридические советы

Позиция ВС

  • Верховный суд подчеркнул, что право определённых категорий граждан, в том числе инвалидов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено не региональными властями, а федеральными законами.
  • Порядок и условия компенсации расходов имеют целевое назначение — уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.
  • По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату ЖКХ предоставляются при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт, а наличие долгов может являться основанием для приостановления или прекращения предоставления льготы, признает ВС РФ.
  • Однако, как указано в пункте 47 постановления пленума Верховного суда от 27 июня 2017 года No 22, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

«Суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении», — говорится в постановлении.

ВС отмечает, что при наличии уважительных причин отсутствия оплаты ЖКХ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

К таким причинам могут быть отнесены невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение жильца и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, болезнь, нахождение на стационарном лечении собственника или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др., поясняет ВС.

Нормами смоленского законодательства установлен перечень оснований для приостановления и прекращения выплаты компенсаций, к которым относится и наличие долгов по оплате коммунальных услуг в течение двух месяцев, а также отсутствие мер по погашению задолженности в течение месяца после приостановки перечисления средств. Если же собственник перестал платить за ЖКХ по уважительным причинам, то выплата компенсации возобновляется.

Однако приведённый в местном законе перечень уважительных причин исчерпывающим не является, указывает ВС РФ.

Между тем судебные инстанции, решавшие спор по иску инвалида II группы, не учли взаимосвязь регионального и федерального законодательства, которые касаются этого вопроса.

Выводы судебных инстанций сделаны без учёта фактических обстоятельств дела и выяснения причин образования задолженности. Суды даже не стали устанавливать достоверный период образования долга, удивилась высшая инстанция.

Из материалов дела следует, что в течение более полутора лет инвалид оплачивала коммунальные услуги в полном объёме. Женщина столкнулась с трудностями лишь при оплате взносов за капитальный ремонт: региональный оператор составил договор таким образом, что из него вытекала обязанность оплатить эти взносы за уже прошедшие четыре месяца.

Жительница с таким подходом не согласилась и заключать договор не стала, а компании отправила претензию, на которую та так и не ответила. Но при получении первой же квитанции взносы на капремонт заявительница перечислила.

А по оплате предшествующего до рассылки квитанций периода между жительницей и региональным оператором до сих пор имеется судебный спор.

  1. То есть задолженность в 825 рублей у жительницы образовалась по уважительным причинам, к тому же суду следовало учесть состояние здоровья истицы и тот факт, что впоследствии она регулярно и вовремя вносила оплату, отмечает ВС.
  2. Таким образом, у департамента Смоленской области по социальному развитию отсутствовали правовые основания для отказа инвалиду в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт,отмечает ВС РФ.
  3. Высшая инстанция сочла возможным не только отменить все состоявшиеся по делу решения, но и принять новое: об удовлетворении исковых требований, о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию и о возложении на чиновников обязанности возобновить выплату инвалиду II группы, включая период, на который ее необоснованно лишили льготы.

Неформальный подход

«Я поддерживаю позицию ВС РФ. Считаю её оптимальной и правильной в ситуации, которая разбиралась. Законодательство не терпит формального подхода к разрешению спорных ситуаций, ведь за этими ситуациями стоят люди, их реальные беды и реальные ситуации», — отмечает член Ассоциации юристов России Александр Самарин.

  • На его взгляд, суды нижестоящих инстанций не стали вникать в саму суть проблемы и не устанавливали причину неоплаты, хотя ВС РФ указывал неоднократно на то, что такой подход недопустим.
  • Он напомнил пункт постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении», в котором ВС указывает, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
  • Как видно из определения Верховного суда РФ, суды нижестоящих инстанций неполно рассмотрели дело, что, в свою очередь, привело к нарушению прав получателя субсидии.

«И такое, к сожалению, не редкость. Вызвано это как загруженностью суда, так и формальным подходом к рассмотрению споров.

Данное определение полезно в первую очередь получателями субсидий на оплату ЖКХ, капитального ремонта.

Теперь при наличии уважительных причин, по которым образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги или капитальный ремонт, в суде можно ссылаться на данное определение для того, чтобы напомнить суду, что нужно не просто учесть наличие задолженности, но и выяснить почему задолженность за ЖКУ образовалась.

  1. В перспективе это поможет получателям субсидии отстоять своё право на получение компенсации за ЖКУ и не допустить формального рассмотрения своего спора с органом, выплачивающим данную субсидию», — подчеркивает Самарин.
  2. Кроме того, на его взгляд, по мере накопления судебной практики, увеличения оспаривания отказов в выплате субсидии, возможно уже на этапе решения социальными органами наличия оснований для выплаты субсидий, чиновники будут самостоятельно учитывать причину возникновения задолженности, что приведет к уменьшению нагрузки на суды за счет снижения числа споров.
  3. Также, возможно, последуют изменения в региональном законодательстве с целью определения какие случаи являются уважительными в качестве основания образования долгов за ЖКУ и в методике определения уважительности причин неоплаты за ЖКУ, выразил надежду член АЮР. 
  4. Алиса Фокс

Предоставление денежной компенсации расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг, потребителям коммунальных услуг

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может подать жалобу в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги; нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Жилищного комитета, должностного лица Жилищного комитета, государственного гражданского служащего Жилищного комитета, работника Городского центра жилищных субсидий в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210‑ФЗ.

В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя.

В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем юридического лица или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Предмет жалобы

Жалоба должна содержать:

  • наименование Жилищного комитета или Городского центра жилищных субсидий, должность и фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) должностного лица либо государственного гражданского служащего Жилищного комитета или работника Городского центра жилищных субсидий, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Жилищного комитета или Городского центра жилищных субсидий, должностного лица Жилищного комитета либо государственного гражданского служащего Жилищного комитета или работника Городского центра жилищных субсидий, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через Портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1.1 административного регламента;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Жилищного комитета или Городского центра жилищных субсидий, должностного лица Жилищного комитета либо государственного гражданского служащего Жилищного комитета или работника Городского центра жилищных субсидий. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Читайте также:  Вывоз за границу ребенка - Юридические советы

Исполнительные органы и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть подана жалоба в досудебном (внесудебном) порядке.

Жалоба подается в Жилищный комитет.

Жалоба на решения и действия (бездействие) председателя Жилищного комитета также может быть подана вице‑губернатору Санкт‑Петербурга (191060, Санкт‑Петербург, Смольный проезд, д. 1, литера Б, телефон: (812)576‑66‑51), непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Жилищного комитета (вышестоящий орган), либо, в случае его отсутствия, председателю Жилищного комитета.

Способы подачи и рассмотрения жалобы

Жалоба может быть подана:

  • в электронной форме;
  • в письменной форме на бумажном носителе.

Подача жалобы в письменной форме на бумажном носителе осуществляется:

  • по почте;
  • через МФЦ;
  • при личном приеме заявителя в Жилищном комитете или в Городском центре жилищных субсидий (в месте предоставления государственной услуги, т.е. в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

При личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1.2 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Подача жалобы в электронной форме осуществляется с использованием сети «Интернет» посредством: официального сайта Жилищного комитета (gilkom‑complex.ru), Портала.

  • Заполнение запроса о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА[4].
  • Порядок рассмотрения жалобы
  • Жалоба на решения и действия (бездействие) Жилищного комитета, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Жилищным комитетом.
  • Жалоба на работника Городского центра жилищных субсидий либо на порядок оказания услуги Городским центром жилищных субсидий рассматривается Жилищным комитетом.
  • Жалоба на решения и действия (бездействие) председателя Жилищного комитета рассматривается вышестоящим органом.
  • МФЦ, в случае подачи жалобы через МФЦ, обеспечивает передачу жалобы в Жилищный комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Жилищным комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
  • Городской центр жилищных субсидий, в случае подачи жалобы через Городской центр жилищных субсидий, обеспечивает передачу жалобы в Жилищный комитет не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

  1. В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.
  2. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
  3. Жилищный комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
  • В случае оставления жалобы без ответа Жилищный комитет в течение трех рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
  • Сроки рассмотрения жалобы
  • Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Жилищном комитете.

Жалоба, поступившая в Жилищный комитет либо вышестоящий орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Жилищным комитетом.

  1. В случае обжалования отказа Жилищного комитета или Городского центра жилищных субсидий в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
  2. Результат рассмотрения жалобы
  3. По результатам рассмотрения жалобы Жилищный комитет принимает одно из следующих решений:
  • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • в удовлетворении жалобы отказывается.
  • Указанное решение принимается в форме акта Жилищного комитета.
  • По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
  • Жилищный комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
  1. Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы
  2. При удовлетворении жалобы Жилищный комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  3. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
  4. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
  • наименование Жилищного комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • в случае если жалоба признана не обоснованной — аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
  • Также в ответе о результатах рассмотрения жалобы приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
  • Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Жилищного комитета, наделенным
  • полномочиями по рассмотрению жалоб.
  • По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного
  • на рассмотрение жалобы должностного лица Жилищного комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
  • Порядок обжалования решения по жалобе
  • Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в вышестоящий орган, в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
  • Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
  • Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на Портале.
  • Информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также при обращении заявителя по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам, указанным на официальном сайте Жилищного комитета, на официальном сайте Городского центра жилищных субсидий и на Портале.
  • Положения раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59‑ФЗ).
  • Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг в Жилищном комитете или в Городском центре жилищных субсидий подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59‑ФЗ.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *