Смена формы обучения в середине учебного года в младших классах — Юридические советы

Версия для печати

Как реализовать свое право выбора формы обучения и образования? Заочное обучение, семейное образование и обучение на дому — в чем разница? Как со всеми этими формами сочетается обучение по индивидуальному учебному плану и дистанционное обучение? Можно ли совмещать формы и способы обучения и образования?

Чтобы избежать путаницы разберем особенности каждого из вариантов. 

Закон «Об образовании в РФ» закрепляет за родителями право выбирать форму образования и формы обучения.

Право выбора формы образования

Форм образования две:

  • в образовательной организации
  • вне образовательной организации — в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) или самообразования (в 10-11 классах).

Смена формы обучения в середине учебного года в младших классах - Юридические советы

Ключевое различие между двумя этими формами заключается в том, кто несет ответственность за качество образования и за организацию процесса обучения. В первом случае условия определяет школа. В случае семейного образования за процесс обучения полностью отвечают родители. Нагрузка, методики обучения, место и время — все они решают сами.

И к родителям и к школе государство предъявляет одинаковые требования — ребенок должен как минимум освоить программу в пределах ФГОС. Дети на семейном образовании проходят промежуточную и итоговую аттестацию в школах, которые имеют государственную аккредитацию в качестве экстернов.

Права обучающихся и государственное финансирование распространяется на экстернов. Например, экстерн бесплатно пользуется учебниками, родители могут получать компенсацию. 

Подробнее про семейное образование

Право на ускоренное обучение

Независимо от формы получения образования учащиеся имеют право на ускоренное обучение. Ученик на семейном образовании имеет право проходить промежуточную аттестацию по мере готовности, досрочно.

Такое же право есть у обычных школьников. Ученик может обратиться с заявлением о прохождении досрочной аттестации экстерном и пройти два года за год.

Ускоренное обучение в рамках школы предполагает обучение по индивидуальному учебному плану.

Право выбора формы обучения

По закону и государственным стандартам образование может быть получено в очной, очно-заочной или заочной форме. Родители имеют право выбрать любую форму.

Очно-заочное и заочное обучение – предполагает больше времени для самостоятельной подготовки, меньший контакт учеников с учителем.

Для каждой формы обучения должен быть организован образовательный процесс, оформлена учебная документация (учебные планы, расписания занятий, журнал успеваемости, сведения по учебной нагрузке учителей по каждой форме и пр.

), определены правила ведения документации.

Обязательно должен быть принят локальный акт о формах обучения, который определяет особенности комплектования классов, требования к объему учебной нагрузки, порядок выбора родителями формы обучения, порядок организации образовательной деятельности.

В чем разница между семейным образованием, заочным обучением и обучением на дому?

Заочное обучение может быть отчасти похоже на семейное образование, ребенок приходит в школу только на сессии и для прохождения промежуточной аттестации. В остальное время готовится самостоятельно.

Дети на семейном образовании также приходят в школу только для прохождения аттестации, иногда школы предусматривают для них дополнительные консультации. Но школа не контролирует как именно ребенок осваивает программу, она лишь оценивает результат на промежуточной аттестации.

Смена формы обучения в середине учебного года в младших классах - Юридические советы

Обучение на дому или надомное обучение возможно только по медицинским показателям.

Этот вариант обучения предусмотрен для детей-инвалидов и длительно болеющих детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья.

При надомном обучении к ребенку на дом приходят учителя и занимаются с ним индивидуально. Учебная нагрузка устанавливается ниже обычной, часть материала ребенок может осваивать самостоятельно.

Главное различие — за ребенка на заочном обучении или за ребенка обучающегося на дому несет ответственность школа, она устанавливает правила, объем нагрузки, график обучения, образовательную программу. За обучение ребенка на семейном образовании отвечают родители.

Они имеют право выбрать любую школу для аттестации, в том числе частную, график аттестации — это также предмет договоренности со школой, аттестацию нужно проходить только по обязательным предметам.

Родители могут выбирать учебники и программы обучения, независимо от того, по какой программе и по каким методикам ведется обучения в школе.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение не является формой обучения, а является способом организации обучения.

Для детей, которые обучаются на дому и детей на очно-заочной и заочной форме обучения школа может организовать обучение с применением дистанционных технологий. Это возможно, если у школы и учащегося есть технические возможности и если у учащегося нет медицинских противопоказаний.

Смена формы обучения в середине учебного года в младших классах - Юридические советы

Обучение по индивидуальному учебному плану

  • Обучение по индивидуальному учебному плану — это академическое право обучающегося и оно предоставляется независимо от формы обучения в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
  • Задача перехода на обучение по индивидуальному учебному плану — учесть особенности и образовательные потребности обучающихся, выбрать оптимальный уровень реализуемых программ, темпов и сроков их освоения.
  • Обучение по индивидуальному плану организуется:
  • для детей с ограниченными возможностями или устойчивой дезадаптацией в коллективе
  • для детей, имеющих академическую задолженность
  • для одаренных детей, которые усваивают программу в ускоренные сроки или заинтересованы в углубленном изучении предметов
  • по иным основаниям, которые определяет школа (для тех кто имеет много пропусков, вынужденно пропускает занятия из-за соревнований, тренировок, иной внешкольной занятости)

Смена формы обучения в середине учебного года в младших классах - Юридические советы

Как воспользоваться правом обучения по индивидуальному учебному плану или правом выбора формы образования или обучения?

Уточнить принят ли в школе локальный акт, который утверждает порядок. Если локального акта нет, написать заявление в произвольной форме со ссылкой на норму закона.

Смена формы обучения в середине учебного года в младших классах - Юридические советы

Сочетание форм и способов обучения

Закон закрепляет возможность сочетания форм и способов обучения. По смыслу закона возможно учиться в школе и изучать отдельный предмет заочно или самостоятельно, и школа должна такую возможность предоставлять по требованию родителя.

Главные препятствия для того, чтобы реализовать законные права и возможности — особенности финансирования и отсутствие локальных актов. Иногда родителям бывает проще перейти в школу, в которой все вопросы решены, чем добиться от своей школы права выбора формы обучения.

Индивидуальный подход в обучении — это дополнительные часы работы педагогов, заочное обучение — это часы работы управленцев по созданию учебных планов и пакета документации.

Никто не понимает, сколько должна получать школа на учащегося, который сочетает формы обучения и образования.

Не все регионы четко определили особенности финансирования обучения учащихся по индивидуальному плану или в форме заочного обучения.

Все это рождает барьеры и активное сопротивление школы. Тем не менее, запрос со стороны родителей на индивидуализацию в образовании растет. Под давлением родителей школам приходится вводить разные формы обучения и продумывать варианты обучения по индивидуальному учебному плану. Много готовых решений и примеров доступно в интернете. И сегодня школам уже есть на что опереться.

Автор Ольга Кочева

Новые требования к расписанию занятий, которые мог упустить ваш завуч

Смена формы обучения в середине учебного года в младших классах - Юридические советы

Перед тем как в сентябре утвердить расписание, проверьте, учел ли завуч новые требования. Нужно убедиться, что в расписание включили все обязательные предметы, дополнительное деление на группы и внеурочные занятия. В статье – образцы расписания, приказ, чтобы его утвердить, и готовые аргументы, если к вам пришли ругаться из-за расписания учителя и родители.

Если школа составит расписание с ошибками, ей грозят штрафы. За нарушение требований СанПиН директору придется заплатить 7 тыс. руб., а школе – 70 тыс. руб. (ст. 6.7 КоАП). Учредитель также будет вправе привлечь директора к дисциплинарной ответственности и вынести ему замечание или выговор (ст. 192 ТК).

Чтобы этого не допустить, необходимо проверить, чтобы в расписание добавили новые обязательные предметы и при этом не нарушили СанПиН. В этом вам помогут фрагменты расписания. Также нужно убедиться, что классы разделили на группы, и оценить, насколько расписание удобно для учителей и родителей.

А если они остались недовольны, смотрите готовые аргументы, которые может использовать директор.

Изменения, которые надо отразить в расписании

Не утверждайте расписание, пока не убедитесь, что в нем есть новые обязательные предметы – родной язык и родная литература, второй иностранный язык, а классы разделили на группы, чтобы их изучать. Выясните, запланировали ли в нем внеурочку. Ведь ее можно включать в основное расписание, только если вы перешли на ФГОС общего образования.

Проверьте, есть ли в расписании новые обязательные предметы. В начальной школе среди уроков нужно найти родной язык и литературное чтение на родном языке.

На уровне основной школы – родной язык, родную литературу, второй иностранный язык. Для средней школы можно выбрать по одному предмету из предметной области – родной язык или родную литературу и отразить их в расписании.

Второй иностранный язык для старшеклассников вводить не обязательно.

Институт новых технологий в образовании идет в ногу со временем и предлагает педагогам обучение в современной и удобной форме в любое удобное время. Посмотреть список программ здесь.  Сентябрь — осенняя пора, когда все приступают к учёбе!

Деление на группы

Когда будете просматривать расписание, обратите внимание, поделили ли в нем классы или параллели на группы. Это необходимо, если школа преподает несколько родных или вторых иностранных языков. Также школа может распределить учеников по группам, чтобы изучать технологию, заниматься физкультурой.

Читайте также:  Выплата долга по оплате услуг ЖКХ - Юридические советы

Школа не обязана делить класс на группы. Но если у нее есть необходимые для этого условия и средства обучения, то сделать это нужно, чтобы повысить качество образования (п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Внеурочная деятельность

Выясните, использовали ли ответственные за расписание возможность чередовать уроки с занятиями по внеурочной деятельности. Сделать это школа вправе, если перешла на ФГОС общего образования. При этом перерывы в 45 минут делать не надо, ведь внеурочные занятия организуют в формах, которые отличаются от классно-урочной формы.

Если школа все еще работает по ФК ГОС, то включать внеурочную деятельность в общее расписание нельзя. Надо отдельно составлять расписание уроков и факультативных занятий. Тогда между началом факультативных занятий и последним уроком лучше устраивать перерыв не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Обратите внимание, что 2019/20 учебный год – последний, когда можно обучать по ФК ГОС. Переход всех школ на ФГОС общего образования завершится в 2020/21 учебном году (распоряжение Правительства от 07.09.2010 № 1507-р). Поэтому школам нужно уже сейчас перестраивать работу с расписанием по требованиям ФГОС.

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой продолжает набор в дополнительные группы колледжа по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов! Успейте подать заявку на комфортное обучение по выгодной цене! Мест остается все меньше.

Требования СанПиН, которым должно соответствовать расписание

Чтобы убедиться, что ваше расписание учитывает все требования СанПиН 2.4.2.2821–10, обратите внимание на то, когда начинаются занятия и какой перерыв предусмотрели между сменами. Также нужно уточнить, равномерно ли распределили учебные предметы в течение недели.

Начало занятий

Начинать учебные занятия нужно не раньше восьми часов (п. 10.4). Пример расписания звонков, которое соответствует СанПиН, смотрите в таблице.

Расписание звонков

Смены

Смена формы обучения в середине учебного года в младших классах - Юридические советы

Нельзя проводить занятия в три смены. Между первой и второй должен быть перерыв не менее 30 минут (п. 10.13). Уроки 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения нужно проводить в первую смену.

На заметку

СанПиН рекомендует включить в расписание как минимум три часа физической культуры в неделю. Но сделать это можно как в урочной, так и во внеурочной форме. Заменять уроки физической культуры другими предметами нельзя (п. 10.20 СанПиН 2.4.2.2821–10)

Нагрузка

Учебную нагрузку в течение учебной недели СанПиН обязывает распределить равномерно (п. 10.6). Для этого необходимо учесть дневную и недельную умственную работоспособность учеников и шкалу трудности учебных предметов. Смотрите шкалы трудности учебных предметов для 1-4-х, 5-9-х и 10-х, 11-х классов >>.

На вторник и среду, когда уровень умственной работоспособности учеников максимальный, в расписании должны стоять предметы с наивысшим баллом по шкале трудности. Например, химия, геометрия, алгебра, физика в 7-х классах.

Другой вариант – поставить в середине недели предметы со средним и наименьшим баллом, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Облегченные дни

Пятница или четверг должны быть облегченными днями (п. 10.11). На них нужно планировать минимум предметов с высокими баллами по шкале трудности. Например, пятиклассникам на эти дни можно поставить ОБЖ, экологию, музыку, физкультуру.

СанПиН запрещает ставить на один день предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку. Например, русский язык, математику, историю.

Физкультура

Не допускайте, чтобы в расписании после физической культуры стояли уроки с письменными заданиями и контрольными работами. Физкультура должна быть одним из последних уроков.

Оценка удобства расписания для учителей, учеников и их родителей

Заместитель директора по УВР после того, как расписание проверили на ошибки, проанализирует, насколько оно удобно для каждого учителя. Если он выявит проблемы, которые не удастся решить и не нарушить при этом СанПиН, можно обсудить их с педагогами. Это позволит предупредить конфликтные ситуации и решить, что учтете и поменяете в следующем полугодии.

Проект расписания можно рассмотреть и вместе с активными родителями. Так вы дадите им возможность высказать свои пожелания о том, как распределить уроки, кружки, секции. Для этого родителей можно пригласить на собрание до начала учебного года либо провести опрос или анкетирование.

Если какие-либо пожелания родителей учесть не получится, вы сможете подготовить аргументы, чтобы убедить их, почему надо оставить расписание без изменений.

Смотрите чат экспертов, которые подскажут, какие аргументы использовать, если учителя или родители пришли ругаться к вам из-за расписания.

 ! На заметку !

Как установить ступенчатый режим в расписании первого класса

Чтобы первоклассники постепенно привыкли к школе, поручите установить для них ступенчатый режим занятий. Это позволит им быстро адаптироваться к школьной среде. Главный принцип ступенчатого режима заключается в том, чтобы последовательно увеличивать продолжительность уроков и их количество по месяцам.

  • Чтобы организовать ступенчатый режим, проводите:
  • – в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый;
  • – ноябре, декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый;
  • – январе – мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый.

Публикация

Поручите ответственному работнику вывесить расписание не только на стенде школы. Пусть он разместит его и на сайте, тогда классные руководители смогут выслать родителям ссылки на его электронную версию

Источник-e.rukobr.ru

Переход на семейное образование в середине года: смена школы в середине учебного года

Перевод ребёнка в другую школу в середине года не всегда возможен, к тому же это большой стресс. Если речь идёт о буллинге или плохой успеваемости, к сожалению, новая школа может не исправить, а усугубить положение. Альтернативой может стать семейное образование. 

Семейное образование (СО) — это форма обучения, при которой общеобразовательная программа изучается ребёнком вне школы

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», любой ребёнок имеет право получать образование как в школе, так и вне её. При этом родители могут обучать ребёнка самостоятельно либо прибегнуть к помощи репетиторов и онлайн-школ.

Основные причины для перехода на семейное образование:

  • Профессиональные занятия спортом, искусством. Если ребёнок занимается, например, хоккеем и собирается сделать спортивную карьеру, то совмещать тренировки со школьными занятиями от класса к классу становится сложно. То же самое относится к юным музыкантам и танцорам.
  • Выдающиеся способности. Дети, которые усваивают материал быстрее сверстников, как правило, хотят быстрее продвигаться вперёд и не ждать остальной класс.
  • Особенности здоровья.Бывает, что обучение в обычной школе становится невозможным или труднодоступным из-за состояния здоровья ребёнка.
  • Неприятие школы. У школьника могут не сложиться отношения с коллективом, он может быть подвергнут травле или просто чувствовать себя неуютно в той социальной среде.
  • Частые переезды. Если работа одного или обоих родителей связана с разъездами, то школу приходится менять по несколько раз в год, а это всегда  стресс.

Согласно законодательству, перейти на семейное образование можно в любое время года. Для этого достаточно сделать нескольких простых шагов. Перевести ребёнка на семейное обучение в середине года несложно, но это может вызвать ряд трудностей.  

Смена формы обучения в середине учебного года в младших классах - Юридические советы

Трудности перехода на семейное обучение в середине года 

При переходе на семейное обучение в середине года приходится в короткие сроки искать альтернативу школьному образованию. Трёх длинных летних месяцев на раздумья и подбор нужного варианта нет, решение нужно принимать быстро.

Возможны три способа  дальнейшего обучения ребёнка:

  1. Самостоятельное. Для этого родители должны обладать хорошим багажом знаний, а главное — достаточным количеством времени и энергии. 
  2. Занятия с репетитором. С одной стороны, ребёнку будет уделяться больше внимания, чем в обычном классе. С другой — поиски хорошего репетитора займут то самое драгоценное время, которое никак нельзя упускать в середине года. Кроме того, услуги хорошего специалиста стоят дорого: нанять репетиторов для школьника по всем основным предметам стоит довольно дорого.
  3. Экстернат или онлайн-школа. Такой вариант предлагает «Домашняя школа Фоксфорда». Обучение происходит из дома, по интернету. Можно совмещать учёбу со спортивной или музыкальной карьерой, кружками, путешествиями или лечебными процедурами. 

Чтобы в середине учебного года вы могли понять, подходит ли вам этот формат и стоит ли переходить на формат домашнего обучения, «Домашняя школа Фоксфорда» предоставляет пробный период использования своей образовательной платформой. В течение трёхдневного демодоступа вы вместе с ребёнком можете оценить, подходит ли вам этот вариант, и принять окончательное решение.

«Узнали про онлайн-школу “Фоксфорд”, пообщалась с людьми, которые отдали туда своих детей, и самим “Фоксфордом”. Попросили посмотреть примеры записей и материалов уроков за седьмой класс, и нам бесплатно (!) дали доступ. По всем предметам и без всяких обязательств заключить потом с ними договор», — рассказывает Анна Воронкова, мама Егора, ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда». 

Рассмотрим и другие проблемы, возникающие из-за перехода на семейное обучение и смены школы в середине года.

1. Нежелание школы отпускать ученика

Часто школа не хочет отпускать ученика, который собрался поменять форму обучения, так как это может «испортить статистику». Вполне возможно, что заявив о желании перейти на семейное обучение, да ещё и в середине года сменить школу, вы услышите возгласы «Одумайтесь!».

Решение

Приходите общаться насчёт перехода ребёнка на семейное обучение в середине года уже после того, как решение принято. Не конфликтуйте и не раздражайтесь, ведь если вы собираетесь проходить аттестации в этой школе, то испорченные отношения с учителями и администрацией вам ни к чему.

Мнение 

«Больное место — это общение со школой, где проходит аттестация. В нашем случае к нам нет негатива, на нас просто особо не обращают внимание. Мне приходится все аттестационные контрольные и оценки выбивать просто с боем», — рассказывает Ксения Ярыш, мама двух учеников домашней онлайн-школы «Фоксфорда».

Читайте также:  Использование маткапитала при покупке квартиры - Юридические советы

Начиная со следующего учебного года вы можете прикрепиться для прохождения аттестаций к одной из партнёрских школ «Экстерната Фоксфорда», где к дистанционному учебному процессу относятся с пониманием.  

2. Отставание по программе 

Иногда именно отставание ребёнка по школьной программе становится причиной решения о переходе в другую школу или на семейное образование в середине года. При этом пробелы и пропущенные темы по тем или иным предметам придётся срочно навёрстывать, чтобы не получился «эффект домино», когда непонятый или невыученный старый материал мешает учить и понимать новый. 

Решение

Переход на семейное образование в середине года позволит вам выстроить план и устранить пробелы. За счёт отсутствия ненужных факультативов и экономии времени на дорогу до школы вы сможете больше времени посвящать непосредственно учёбе.

В «Домашней школе Фоксфорда», например, можно просмотреть все предыдущие занятия с начала учебного года в записи.

Помощником ребёнку станет наставник, который поможет сориентироваться в программе, подскажет, какие предметы больше всего нуждаются в том, чтобы их подтянуть, и проследит за ходом адаптации к новому формату обучения.

Мнение

«Кстати, о наставниках. Это студенты ведущих вузов, которые сами недавно поступали в институты и говорят на одном языке с подростками.

В их задачи входит отслеживать успеваемость ученика, общаться с родителями и учениками, мотивировать последних на учёбу. Так что контроля здесь намного больше, чем в обычной школе.

Всегда можно посмотреть, какую ошибку сделал ребёнок, в какой домашней работе. Всё прозрачно», — рассказывает Анна Воронкова. 

3. Трудности с планированием дня

В обычной школе жёсткий график. Нужно вставать и ложиться в фиксированное время, планировать определённое время под кружки, обеды и ужины, отдых, домашние задания.

В онлайн-школе исчезает необходимость в столь жёстком планировании: вставать можно позже, занятия — смотреть даже в записи, освобождается ребёнок гораздо раньше.

Но по-прежнему важно, чтобы ребёнок излишне не расслабился и сохранил полезный для здоровья и продуктивной деятельности режим. 

Решение 

Помогите школьнику научиться планировать свой день и придерживаться этого плана. Объясните ему, что умение планировать свою жизнь  —  бесценный навык, помогающий добиваться всех поставленных целей. Выберите удобные инструменты планирования: ежедневник, приложение. Следите, чтобы ребёнок ложился и вставал примерно в одно и то же время. 

Мнение

«То, что занятия начинаются в 10:00 или 12:00, не значит, что можно ложиться спать под утро. Нет ничего хуже, чем оказаться на уроке невыспавшимся.  Недостаток сна приводит к ухудшению памяти и внимания. Это доказанный наукой факт. Спите 7-8 часов, чтобы нормально воспринимать материал», — советует выпускница «Экстерната Фоксфорда» Варвара Королёва.

4. Снижение объёма общения

Если ребёнок переводится из школы на семейное образование в середине года, первое время он может чувствовать себя одиноко — особенно если он экстраверт и в школе у него было много друзей. 

Решение

С переходом на СО количество времени на общение с друзьями у ребёнка только увеличится. Ведь школа — не единственное место, где дети общаются.

Внеучебные мероприятия и встречи учеников «Экстерната Фоксфорда» помогут расширить круг знакомств.

Кроме того, с началом учёбы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» у ребёнка появится наставник, который всегда готов послушать хоумскулера и рассказать что-то интересное. 

Мнение

«Переходя на домашнее обучение, я боялась, что мне не будет хватать общения. Но оказалось, что большинство моих друзей находятся вне школы. Я не перестала общаться, а, наоборот, стала общаться со своими друзьями чаще, так как появилось больше свободного времени», — говорит Александра Васильева, ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда».

5. Низкая мотивация к учёбе

Порой обучение в обычной школе приводит к потере учебной мотивации, и для  её восстановления на СО требуется время и внимание. Именно это зачастую становится причиной перехода на семейное обучение. При переходе в середине года этого времени мало, что не может не волновать родителей. 

Решение

Минпросвещения утвердило новый порядок образовательной деятельности в школах

Документ действует для младших, средних и старших классов. Приказ о его утверждении размещён на официальном интернет-портале правовой информации.

Порядок вступает в силу 1 сентября. Он будет действовать до начала 2027/28 учебного года. Документ допускает сочетание различных форм обучения в школе — по этому пункту всё так же, как и в прошлогодней редакции.

Помимо этого, разрешено семейное образование и самообразование (последнее — только для старшеклассников). Совершеннолетние и учащиеся 10-11-х классов по-прежнему могут сами выбирать образовательное учреждение и форму обучения.

В новом документе уточняется, что при выборе семейного образования родители должны проинформировать об этом органы местного самоуправления в течение 15 календарных дней после отчисления или не менее чем за 15 дней до начала учебного года, в котором планируется это сделать. Раньше точные сроки не указывались.

Обозначено, что ученик может в любой момент вернуться в школу, выбрать другой формат обучения или сочетать разные, если это необходимо. Раньше в документе говорилось лишь о том, что дети, которые получают образование дома, вправе пройти промежуточную и итоговую аттестацию в школе.

По нынешнему регламенту те, кто выбрал семейное обучение или самообразование, могут пройти оба вида экзаменов экстерном. Если родители захотят, ребёнок в этот период отправляется в школу на год или только на период сдачи аттестации.

Срок подачи заявления для прохождения ГИА составляет:

  • по программам основного общего образования — не менее чем за две недели до даты проведения итогового собеседования по русскому языку, но не позднее 1 марта;
  • по программам среднего общего образования — не менее чем за две недели до проведения итогового сочинения (изложения), но не позднее 1 февраля.

Дети, находящиеся на семейном обучении и не освоившие программу начальных или средних классов, не переводятся на следующую ступень. А если у них не закрыты академические задолженности, они возвращаются в школу.

Было дополнено положение о требованиях к структуре, объёму, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ. Теперь в документе указано, что они должны соответствовать не только ФГОС, но и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Помимо этого, теперь общеобразовательная программа обязательно должна включать в себя программу воспитания и календарный план воспитательной работы. Уточняется, что они разрабатываются и утверждаются школами.

По этому вопросу есть дополнение: соблюдение гигиенических требований, а также санитарно-эпидемиологических правил являются обязательными.

Уже в прошлом году в документе говорилось, что при угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при введении режима повышенной готовности реализация программ осуществляется дистанционно. Причём в таком случае ограничения ФГОС не имеют силы.

Расписание по-прежнему определяется школой. Его обязаны составлять с учётом дневной и недельной нагрузки на учащихся.

Объёмы домашних заданий должны быть такими, чтобы время на их выполнение не превышало лимитов, установленных Гигиеническими нормативами (2–3 классы — 1,5 часа, 4–5 классы — 2 часа, 6–8 классы — 2,5 часа, в 9–11 классы — 3,5 часа). При этом указано, что в первом классе не предусмотрены ни домашние задания, ни оценочные баллы.

Порядок не распространяется на дипломатические представительства и консульские учреждения России, а также на её представительства при международных организациях.

Обложка: Tima Miroshnichenko / Pexels

Смена формы обучения в середине учебного года в младших классах - Юридические советы

Александра Лапина

Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.

Перевод на семейное обучение в 2021 году: условия и пошаговый план

Здравствуйте! В статье мы расскажем, с какого класса можно перейти на семейное обучение и как это сделать в 2021 году. Разберемся, когда лучше писать заявление, какое основание в нем указать и нужно ли откреплять от своей школы.

Семейное обучение – это такая форма обучения, при которой школьник учится на дому на постоянной основе. Она предусмотрена только для детей с первого по девятый класс. Для подростков старше 15 лет, окончивших 9 классов, действует другая система – самообразование.

Ребенок на семейном обучении (хоумскулер) учится самостоятельно, то есть осваивает программу без помощи школьных учителей. Он не посещает уроки, но проходит аттестацию:

  • Промежуточную. Формат определяет школа, например, 1-2 раза в год в форме контрольной по основным предметам.
  • Итоговую – это ОГЭ, которые хоумскулер сдает вместе с другими школьниками в конце 9-го класса. После успешной сдачи экзаменов он получает такой же аттестат, как и ученики на очном (традиционном) обучении в школе.

Всю ответственность за учебный процесс и качество образования несут только родители. Они занимаются с ребенком самостоятельно, нанимают репетиторов или записывают его в частную онлайн-школу. В первом случае они сами составляют учебный план. Жестких требований к программе обучения нет, но главное, чтобы школьник изучил весь материал, который требуется в рамках ФГОС.

Единственное основание для перевода ребенка на семейное обучение – это его собственное желание и согласие родителей.

Читайте также:  Восстановление в вузе отчисленного со специалитета

Для перехода не требуются какие-либо уважительные причины, в отличие от, к примеру, надомного.

В последнем случае ученик также обучается в домашних условиях, но по медицинским показаниям, при этом он занимается со школьными учителями, которые сами приходят к нему домой (в больницу).

Перечислим распространенные причины, по которым родители переводят школьника на семейное обучение:

  • Не устраивает российская система образования. Например, хочется, чтобы ребенок занимался по авторской или западной методике.
  • Конфликты с одноклассниками, преподавателями или администрацией школы.
  • Семья постоянно меняет место жительства – частые переезды бывают у путешественников, артистов или военных.
  • Выдающиеся способности. Есть категория детей, которым не подходит стандартизированная школьная программа: юные гении, профессиональные спортсмены, музыканты, программисты и т. д.

Если это желание родителей

Достаточно просто составить заявление и указать, что вы хотите перевести ребенка на семейное обучение по собственному желанию. Указывать и аргументировать причину, согласовывать перевод с администрацией школы, департаментом образования и другими надзорными органами не нужно.

Перевод может происходить при любых основаниях, например, религиозные убеждения или желание родителей проводить больше времени с ребенком и заниматься его образованием самостоятельно. Отвечать на вопросы о том, почему школьник переходит на домашнее обучение, вы не обязаны.

Перейти на семейное обучение можно в любой момент – в действующем законодательстве нет никаких требований по этому поводу. Когда можно уйти на домашнее образование:

  • В начале учебного года, например, подать заявление в конце августа.
  • В середине учебного года. Вам не нужно дожидаться, когда закончится месяц или календарный год. Вы можете обратиться в отдел образования в любой момент, и школа не вправе вам отказать (допустим, ссылаясь на то, что нужно закрыть четверть).
  • В конце учебного года. К примеру, ребенок сдал все контрольные за 5 класс, а начиная с 6-го, он учится на дому. При этом если он или родители решат вернуться в школу, то ждать начала 7-го класса не нужно. Зачислиться обратно также можно в любой момент.

Перейти на домашнее обучение можно и после 9 класса, но только по форме самообразования – именно она действует в 10-11 классах. В обоих случаях ребенок учится на дому, но в первой ситуации решение о переходе принимают родители, а во второй –сам школьник после сдачи ОГЭ.

Есть 3 варианта обучения школьника при семейном образовании:

  • Самостоятельно. В начальной школе изучают не так много предметов, поэтому заниматься с ребенком могут и родители. Можно взять в библиотеке учебники по русскому языку и математике, купить или скачать в интернете рабочие тетради по окружающему миру и т. д. При желании можно уделять одной дисциплине больше времени, например, арифметике.
  • С репетиторами или на курсах. Не обязательно приглашать педагога к себе домой или самому ходить в детский учебный центр – можно учиться и дистанционно. Обучение проходит через видеосвязь: ребенок слушает лекцию, задает вопросы учителю в режиме реального времени, после каждого урока делает домашнее задание.
  • В дистанционной школе. В этом случае ребенок также учится на дому, но только онлайн: присутствует на уроках, изучает школьную программу, участвует в «живых» вебинарах, слушает лекции, отвечает на вопросы учителя, выполняет домашние задания, общается с преподавателями, проходит аттестацию и т. д. В частную online-школу можно перевестись из обычной муниципальной без перехода на семейное обучение. В дистанционной школе вам расскажут, что нужно для перевода.

Расскажем о 6 особенностях перевода ребенка на семейное обучение.

Причина для перехода может быть любой.

Вам не придется объяснять в школе свои мотивы. Никто не вправе вам отказать в переводе на домашнее образование.

Перейти на семейное обучение можно в любой момент.

Только вы определяете сроки перехода – в начале или конце учебного года, в середине четверти, посреди недели и т. д. Школа не имеет права заставлять школьника «доучиваться».

Вы сами составляете учебный план и график.

Важно, чтобы ребенок изучил тот материал, который требуется по ФГОС, так как нужно проходить промежуточную аттестацию, а в конце 9 класса ему придется сдавать экзамены. Но в остальном вы не ограничены. При этом вы не обязаны перед кем-то отчитываться о том, как устроен учебный процесс, согласовывать программу и т. д.

Можно ограничить контакты со школой.

Ученик приходит в школу, только чтобы пройти промежуточную или итоговую аттестацию. При этом он имеет право пользоваться всеми бесплатными услугами муниципальной школы: брать книги из библиотеки, посещать кружки (если есть), обращаться за помощью к школьному логопеду или психологу.

Для аттестации подойдет любая школа.

Можно прикрепиться к той школе, в которой ребенок учился до перевода, либо к другой, которая принимает экстернов. Вы можете выбрать то учебное заведение, чьи условия вам больше подходят, при этом оно может быть и государственным, и частным, в городе проживания или любом другом – главное, чтобы организация была аккредитована.

Вернуться к традиционной (очной) форме обучения можно также в любой момент.

Посещать уроки по расписанию можно даже с середины учебного года. Исключение – это непрохождение аттестации. Если ребенок своевременно не прошел аттестацию, то по закону он обязан вернуться к обычному формату обучения, то есть в школу. Даже если родители возражают против обратного перевода.

Процедуру перевода нужно выполнить правильно. Нельзя просто перестать ходить в школу, так как в этом случае родителей могут оштрафовать или пригласить в ПДН.

Расскажем подробнее, как перейти на семейное обучение:

1. Обратитесь в департамент или отдел образования по месту жительства. Заранее выясните, какой именно орган в вашем регионе занимается этим вопросом. Уточните нюансы:

  • есть ли стандартный бланк заявления;
  • за какой период до перевода нужно проинформировать управление образования;
  • как быстро вы получите ответ и пр.

В регионах могут действовать разные условия.

2. Оформите уведомление о переводе на семейное обучение. Если у местного отдела образования нет шаблона, то документ можно составить в свободной форме. Заявление нужно отправить по фактическому адресу, а не по месту вашей регистрации. Например, если вы прописаны в Москве, но живете в Нижнем Новгороде, обращайтесь в нижегородское отделение. Как передать уведомление:

  • Лично. Принесите 2 экземпляра и попросите, чтобы на вашем поставили отметку о получении.
  • Заказным письмом. Необходимо составить опись вложения и запросить уведомление о вручении.
  • В электронном виде, если на сайте у местного департамента образования есть такая опция. При отправке рекомендуется сделать скриншот.

3. Если вы отправляете документы по почте, то дождитесь письменного ответа о получении уведомления.

4. Отчислитесь из школы. Напишите заявление в свободной форме о том, что хотите отчислить ребенка по собственному желанию и приложите к нему уведомление от районного отдела образования.

5. Выберите школу для прохождения аттестации. Вы можете остаться в той же школе, в этом случае ее администрация составит локальный нормативный акт о переводе ученика на семейное образование.

При желании можно прикрепиться к любому другому учебному заведению, у которого есть аккредитация на прием экстернов. Для этого достаточно написать заявление на имя директора школы.

Необязательно, но желательно делать это в начале учебного года.

6. Уведомите новую школу о переходе. Уведомление также можно отправить по почте или в электронном виде, но лучше обратиться лично, пообщаться с директором, выяснить условия аттестации, согласовать форму промежуточной аттестации и т. д. После обсуждения всех деталей останется только подписать договор с новой школой.

Какие документы требуются, чтобы перевести ребенка на семейное обучение:

  • Уведомление в местное управление образования с указанием, что перевод происходит по собственному желанию с учетом мнения школьника. Можно составить по шаблону или в свободной форме.
  • Заявление на имя директора той школы, из которой вы отчисляете школьника (если ранее находились на очном обучении).
  • Заявление на имя директора той школы, в которой ученик будет проходить аттестацию.
  • Паспорт родителя.
  • Паспорт или свидетельство о рождении ребенка, его фотографии 3*4 см.

Возможно, в новой школе вас попросят заполнить согласие на обработку персональных данных (по шаблону). Предоставлять какие-либо медицинские документы не нужно.

При переходе на семейное обучение нужно открепиться от школы. Отчисляться из школы придется в любом случае, даже если вы не будете потом менять учебное заведение. Чтобы проходить аттестацию в своей школе, все равно необходимо сначала из нее отчислить ребенка. Прикрепляться нужно будет только на время аттестаций.

Открепляться не понадобится только при заочном обучении или надомном (по состоянию здоровья).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *