Проверка поднадзорного в ночное время суток — Юридические советы

Проверка поднадзорного в ночное время суток - Юридические советы

Административный надзор за осужденными после освобождения подразумевает наблюдение органами внутренних дел за лицом, освобожденным из мест лишения свободы. Такие меры необходимы для того, чтобы предотвратить осужденным повторное совершение преступление, а также защитить государственные и общественные интересы.

Проверка поднадзорного в ночное время суток - Юридические советы

В отношении кого может быть установлен административный надзор

На практике данная мера пресечения применяется по отношению к лицам, осужденным по определенным статьям.

Административный надзор назначается людям, совершившим:

  • Тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • Рецидив преступление, за которое лицо уже было осуждено ранее;
  • Умышленное преступление по отношению к несовершеннолетнему;
  • Два и более уголовных преступления одновременно;
  • Преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего;
  • Неоднократное нарушение порядка в местах лишения свободы в период отбывания наказания;
  • Два или более административных правонарушений при наличии непогашенной судимости.

Какие ограничения подразумевает административный надзор

Ограничения, применяемые к осужденному, определяются в индивидуальном порядке и зависят от тяжести совершенного преступления.

Основными мерами являются:

  1. Запрет на пребывание в определенных местах;
  2. Запрет на посещение мест, где проводятся массовые мероприятия;
  3. Запрет на выход из дома в определенное время суток (комендантский час);
  4. Запрет на выезд за пределы территории, установленной в судебном порядке;
  5. Обязательная явка осужденного в отделение правоохранительных органов по месту жительству так часто, как того потребует наказание (от 1 до 4 раз в месяц).

Сколько длится административный надзор

Сроки административного надзора могут варьироваться от 1 до 3 лет в зависимости от тяжести совершенного преступления и характеристики осужденного с места лишения свободы.

Однако в случае даже однократного административного нарушения приказ соответствующих органов может продлить срок надзора на 6 месяцев.

Согласно закону, данный период необходим для адаптации осужденного в обществе и предотвращения повторных правонарушений.

Если нарушение правопорядка повторится, срок административного надзора может быть продлен повторно, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости.

ВНИМАНИЕ !!! Многих граждан интересует вопрос, как снять административный надзор раньше положенного срока. Это решение может быть принято, если осужденный будет соблюдать все необходимые требования.

В ходе административного надзора представители органов внутренних дел собирают информацию насчет образа жизни и поведения человека.

Если не будет никаких нарушений и представители закона сочтут, что человек встал на путь исправления, надзор может быть снят.

Важные нюансы

Есть несколько ситуаций, при которых административный надзор может быть приостановлен.

К ним относится:

  • Объявление человека, находящегося под надзором, в государственный или международный розыск;
  • Признание осужденного без вести пропавшим;
  • Повторное заключение осужденного под стражу.

После того, как будет выявлено и устранено обстоятельство приостановки административного надзора, он будет продолжен.

Основания для прекращения надзора

Контроль со стороны правоохранительных органов по отношению к осужденному завершается в следующих случаях:

  • Если срок административного надзора истек;
  • Если с человека снята судимость;
  • Если осужденный направлен на повторное отбывание наказания в места лишения свободы;
  • Если у правоохранительных органов есть на руках оригинал или нотариально заверенная копия свидетельства о смерти осужденного;

ВАЖНО !!! В случае, если речь идет об административном надзоре за лицом, осужденным за педофилию и совершившим преступление сексуального характера по отношению к несовершеннолетнему, административный надзор раньше установленного срока не может быть снят даже при добросовестном соблюдении всех ограничений.

Какими правами и обязанностями наделен осужденный под надзором

Осужденный имеет право:

  1. Один раз в течение установленного периода подать заявление в суд с просьбой о снятии административного надзора (не чаще 1 раза в полгода);
  2. Подать заявление на обжалование решение суда насчет установления административного надзора;
  3. Обратиться в правоохранительные органы по месту жительства с просьбой однократно покинуть место проживания, выехать за пределы установленной судом территории и т.д.;
  4. Подать жалобу на неправомерные действия представителей правоохранительных органов при выполнении административного надзора.

Поднадзорное лицо обязано являться в правоохранительные органы в назначенное время, строго соблюдать все установленные требования, уведомлять представителей закона о трудоустройстве или увольнении, не препятствовать представителям правоохранительных органов в осуществлении надзора.

Заключение

Вопрос об административном надзоре за заключенными имеет массу особенностей и нюансов.

Не так давно руководством правоохранительных органов РФ была обнародована презентация, где опубликовали все нюансы и ситуации, при которых осужденное лицо может однократно нарушить установленные порядки, не опасаясь наказания.

К ним относятся личные обстоятельства, болезнь или смерть близких родственников, необходимость срочного получения человеком медицинской помощи, стихийное бедствие или другие чрезвычайные ситуации.

ВАЖНО !!! Во избежание неприятностей и продления срока административного надзора следует избегать нарушений. Степень важности происшествия, из-за которого был совершен проступок, определяется представителями правоохранительных органов или суда субъективно.

Следователь — ваш враг: 10 советов адвоката при допросе

Проверка поднадзорного в ночное время суток - Юридические советы

Повестка на допрос в компетентные органы для дачи показаний в качестве свидетеля или подозреваемого — всегда стресс, но к такой ситуации нужно быть готовым. Когда можно не приходить на допрос? При каких обстоятельствах допрашиваемый имеет право молчать? Как уйти от ответа на скользкие вопросы? Что можно противопоставить уловкам следователя? Как не поддаться угрозам и шантажу? На эти и другие вопросы отвечает бывший сотрудник Следственного департамента МВД, адвокат, партнер Правового центра ПАСМИ Дмитрий Алексашин.

Главное, что надо знать, когда вызывают на допрос, — следователь не является вашим союзником. Исключение — если вы потерпевший по уголовному делу.

У работников правоохранительных органов имеются свои цели и задачи,  зачастую сильно отличающиеся от ваших.

Не стоит доверять информации от следователя, она может быть недостоверной даже если он говорит, что действует в ваших интересах. В ваших интересах действует только адвокат.

Условно допрос следователя можно разделить на три стадии: подготовительная (вызов на допрос), основная (сам допрос) и завершающая (прочтение и подписание протокола).

Как только вы узнали, что сотрудник правоохранительных органов намерен получить от вас показания, проинформируйте об этом своего работодателя. Если вы работаете в небольшой компании, об адвокате вам необходимо позаботиться самому.

Совет второй — приходите по повестке

Вызывают на допрос свидетеля или подозреваемого оформляется повесткой. Повестка вручается или лично вызываемому лицу, или направляется ему по почте. В случае неявки лица без уважительной причины следователь имеет право подвергнуть его принудительному приводу.

О невозможности явиться на допрос уведомляйте следователя заранее, просите переноса даты или времени допроса. В случае, если можете  подтвердить уважительность причины неявки на допрос свидетеля, подкрепляйте это соответствующими документами. Например, медицинской справкой в случае болезни, или авиабилетами, если в дату допроса следователя вы не находились на территории России.  

Болезнь или командировка являются основаниями для неявки на допрос следователя. О невозможности явки надо предупредить ходатайством или телеграммой. В крайнем случае — позвонить по телефону. Но разговор обязательно надо записать.

Совет третий — не отказывайтесь от адвоката

Если вас вызывают на допрос, избегайте любого общения со следователем без согласования с адвокатом. Любые переговоры со следователем, в том числе путем обмена сообщениями с использованием интернет-мессенджеров, по электронной почте или телефону лучше осуществлять с ведома адвоката.

Не следует посещать допрос свидетеля без адвоката. Адвокат в ходе допроса вправе давать вам краткие консультации как юридического, так и тактического характера. Кроме того, адвокат проконтролирует, чтобы во время допроса не нарушались ваши права. 

Явившись на допрос следователя без адвоката, вы сами оставляете себя без квалифицированной юридической помощи в ситуации, когда против вac играют юридически подготовленные сотрудники правоохранительных органов.

Право иметь адвоката при допросе свидетеля предусмотрено уголовно-процессуальным законом. Желательно, чтобы адвокат присутствовал изначально. Однако в любой момент вы можете заявить ходатайство о перерыве в допросе с целью обеспечения участия адвоката. В случае, если следователь не удовлетворит указанное ходатайство, перенести допрос свидетеля можно, сославшись на плохое самочувствие.

Совет четвертый — подготовьте письменную позицию

К допросу следователя необходимо подготовиться. Если вызывают на допрос, необходимо выяснить причину вызова на следственное действие. Необходимо детально проанализировать ситуацию и выработать письменную позицию с участием адвоката для ответов на возможные вопросы следователя. 

Допрос свидетеля осуществляется с целью выяснения обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Однако надо помнить, что следователь самостоятельно определяет в ходе допроса, какая информация имеет значение.

В ходе допроса следователь имеет право задавать вопросы по своему усмотрению.

Свидетель должен быть готов к широкому кругу вопросов, который может задать следователь, не ограничиваясь обстоятельствами расследуемого уголовного дела.

Совет пятый — не берите с собой ничего лишнего 

Помните: с целью получения доказательств по уголовному делу следователь имеет право перед началом допроса свидетеля или подозреваемого, в ходе, либо после его проведения произвести изъятие предметов или документов, которые у свидетеля имеются при себе.

На допрос к следователю берите с собой только те предметы и документы, изъятие которых не несет каких-либо рисков. В случае, если такие предметы и документы у вас все-таки при себе оказались, передайте их перед началом общения со следователем своему адвокату.

Совет шестой — помните о праве на отказ от дачи показаний

Перед началом допроса следователь разъясняет допрашиваемому права и обязанности. Следует обратить внимание на ст. 51 Конституции РФ, которая закрепляет право допрашиваемого лица  не свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников, круг которых определен законом. Таким образом, любое лицо по указанным основаниям имеет право отказаться от дачи показаний (объяснений). 

Читайте также:  Ответственность учредителя ООО за налоговые нарушения - Юридические советы

Использование данной конституционной нормы не свидетельствует о том, что допрашиваемый скрывает какие-либо обстоятельства, и не может рассматриваться в качестве доказательства его виновности. Использование своих конституционных прав не может ухудшать положение допрашиваемого лица. Лицо может в любой момент заявить ходатайство о дополнительном допросе.

Перед началом допроса следователь предупреждает свидетеля об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний (ст. 308 УК РФ) и дачу заведомо ложных показаний (ст. 307 УК РФ). Свидетель может быть в дальнейшем к такой ответственности привлечен.

Не стоит сообщать следователю, что вы отказываетесь давать показания. Однако, если ситуация для вас непонятна, ответ на вопрос не может быть дан без подготовки и может повлечь риски для вac или близких родственников, лучше не давать показания, ссылаясь на статью 51 Конституции.

Совет седьмой — отвечайте кратко и по существу

При допросе следователя не бойтесь уточнять вопросы и отвечайте только на поставленный вопрос. Внимательно слушайте вопросы следователя. Убедитесь, что вы поняли вопрос. Не стесняйтесь переспрашивать и просить уточнить вопрос, если вы что-то не поняли, или если вопрос вам кажется слишком общим, абстрактным. Всегда старайтесь сохранять спокойствие и иметь ясную оценку происходящего. 

В случае, если следователь просит изложить интересующие его обстоятельства в свободной форме, отвечайте кратко и лаконично. Не высказывайте предположений и своего мнения, в ответах касайтесь только фактов. Анализируйте каждое свое слово, исходя из возможных рисков. 

Допрашиваемое лицо в ходе следственного действия вправе использовать имеющиеся у него документы и записи. Вы можете использовать проект имеющейся у вас позиции в ходе допроса свидетеля, пояснив следователю, что таким образом вы более точно воспроизводите прошедшие события.

В идеале — чтобы ваши показания были дословно изложены в протоколе следственного действия, а следователь будет выступать лицом, которое будет записывать подготовленную заранее позицию. Помните, если у вас что-то не спросили, а вы что-то не ответили, то это не значит, что вы солгали.

Совет восьмой — не бойтесь отвечать “не помню”  

На допросе следователя не стесняйтесь отвечать на вопросы «не помню». Особенно это касается «скользких» тем, а также тех вопросов, на которые вы именно сейчас не готовы ответить. Это позволит вам выиграть время и подготовиться к правильному ответу. Задавать вопросы и продумывать их заранее — это обязанность следователя. 

Совет девятый — изучите протокол

Не допускайте произвольной интерпретации ваших слов со стороны следователя. Внимательно изучите протокол допроса свидетеля перед его подписанием. Все должно быть изложено именно так, как вы сказали, в тех же формулировках. 

Если что-то упущено или вы хотите что-то добавить, то требуйте внесения изменений в протокол до подписания. Если следователь отказывается их вносить, впишите дополнения собственноручно в конце протокола — в графе «Замечания к протоколу».

Совет десятый — не спешите ставить подпись

Никогда не подписывайте протокол допроса, не прочитав его.На допросе следователя свидетель имеет право протокол прочитать, в подтверждение правильности изложенных в протоколе показаний свидетель подписывает каждый лист протокола.

Даже если следователь уверяет вac, что в протоколе допроса все записано с ваших слов, даже если вы торопитесь, даже если вас подгоняют и требуют как можно быстрее подписать протокол (особенно в данном случае), не подписывайте его, не прочитав. Помните, что протокол допроса свидетеля является доказательством по уголовному делу. Все, что вы скажете на допросе, может быть использовано для обвинения вас либо иного лица в преступлении.

Всегда просите копию протокола допроса в качестве свидетеля. Следователь её давать не обязан, но вправе, а вы можете попросить об этом. Вы имеете право перед подписанием протокола переписать текст своего допроса собственноручно.

Что следователь делать не вправе?

Законом не предусмотрен вызов на допрос по телефону. Исключение составляет только тот случай, если вы заранее  дали на это письменное согласие. Если следователь утверждает, что повестка вам была направлена, лучше не уклоняться от явки на допрос. 

Допрос не может длиться непрерывно более 4 часов. Продолжение допроса может быть осуществлено после перерыва не менее чем на один час. Общая продолжительность допроса не должна превышать 8 часов в течение дня.

Проведение следственных действий в ночное время (после 22.00) возможно лишь в случаях, не терпящих отлагательств. Однако продолжение допроса в ночное время возможно с согласия допрашиваемого лица. Прежде чем давать такое согласие следователю, проанализируйте целесообразность этого действия.

Внимательно следите, чтобы время, указанное в протоколе допроса, соответствовало фактическому времени допроса. В случае несоответствия укажите это в графе «замечания».

При допросе в ночное время суток или при допросе продолжительностью более 8 часов используйте следующие формулировки: «Я устал, не могу давать показания в ночное время», «Продолжительность моего допроса составляет более 8 часов, я устал, не могу давать дальнейшие показания».

Помните: при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер. Следователь может быть привлечен к уголовной ответственности за принуждение свидетеля к даче показаний (ст. 302 УК РФ). В ходе проведения допроса следователь не имеет право угрожать свидетелю (в том числе, лишением свободы).

Всегда вносите замечания в протокол допроса и ведите не афишированную аудиозапись. 

Если вам необходима квалифицированная помощь адвокатов — обращайтесь в Правовой центр ПАСМИ (пишите — pravo@pasmi.ru, звоните — 8 (495) 998-20-40.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников и правоохранителей — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».  

Ответственность за несоблюдение ограничений при административном надзоре

В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» судом могут быть установлены временные ограничения прав и свобод лицам, освобожденным из мест лишения свободы после отбытия наказания за совершенные преступления, то есть, установлен административный надзор.

Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения, когда лицо еще отбывает наказание в местах лишения свободы, а после освобождения лица — на основании заявления органа внутренних дел Российской Федерации.  Осуществляется административный надзор органом внутренних дел Российской Федерации по месту жительства поднадзорного лица.

  • При административном надзоре судом в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
  • — запрет на пребывание в определенных местах;
  • — запрет на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях;
  • — запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
  • — запрет на выезд за установленные судом пределы территории;
  • — обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

При этом лицо, в отношении которого судом установлены ограничения, после освобождения из мест лишения свободы обязано в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства  явиться для постановки на учет в орган внутренних дел, неукоснительно соблюдать эти ограничения, и выполнять обязанности, предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом. В случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей,  поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время отделом организации дознания Управления МВД России по Ненецкому автономному округу  в отношении гражданина, находящегося под административным надзором, возбуждено три уголовных дела за несоблюдение установленного судом административного ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, в ночное время суток. И проводится проверка еще по одному факту нарушения ограничения. При этом во всех случаях несоблюдения ограничений, поднадзорное лицо находилось в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, тем самым совершило и административные правонарушения.

Справочно:

В 2018 году органами предварительного расследования Управления возбуждено 10 уголовных дел по фактам совершения преступлений, предусмотренных ст. 314.

1 УК РФ «Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений».

Из них в течение года 8 направлено на рассмотрение в суд, и по 6 уголовным делам вынесены обвинительные приговоры с назначением наказания в виде лишения свободы.

Максимальное наказание по данной статье предусмотрено в виде лишения свободы на срок до одного года.

Пресс-служба УМВД России по Ненецкому автономному округу

С 1 июля 2021 года проверки будут проходить по новому закону

      В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее – Закон № 248-ФЗ).

       Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Законе № 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Достигается это за счет профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.

Читайте также:  Предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до одного года - Юридические советы

      Закон № 148-ФЗ разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора).

Кроме того, закон определяет права и обязанности контролеров и лиц, в отношении которых проводятся проверки.

Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.

       Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе.

       Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий  будет применяться значительно шире, чем сегодня. Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять

         Закон № 248-ФЗ предусматривает новые способы контроля:

  • выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
  • мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).

          Предусмотрены новые виды профилактических мероприятий:

          — меры стимулирования добросоветности;

         — самообследование;

         — профилактический визит

         Вступление в силу и переходные положения

         Закон № 248-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года (за исключением некоторых положений). Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным Законом № 294-ФЗ.

          Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утвержденному в соответствии с Законом № 294-ФЗ. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.

11 июня 2021 года принят Федеральный закон № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации)».

Чем опасен административный надзор

Москва, пр. Шокальского, д. 61, корп. 1, 2018 год Москва, 10 июня, в режиме ВКС

Рекомендации круглого стола «Проблемы законодательства и правоприменительной практики административного надзора за освобожденными».

В 2011 году был принят Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Данным законом был восстановлен институт административного надзора, существовавший в советский период.

Все освобожденные этим законом были разделены на две группы:

  • те, кому может быть установлен административный надзор в случае, если они были признаны злостными нарушителями порядка отбытия наказания либо в течение года совершили два административных правонарушения против порядка управления и общественного порядка и при этом отбывали наказание: а) за особо тяжкие и тяжкие преступления; б) при любом рецидиве преступлений; в) за преступления в отношении несовершеннолетних; г) за преступления, связанные с оборотом наркотических или иных запрещенных законом веществ;
  • те, кому он устанавливается в обязательном порядке: а) лица, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений либо против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, б) либо совершившие преступления во время нахождения под административным надзором, в) либо осужденные по п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 4 ст. 111 УК РФ и некоторых других. 
  • Поставив под определенный контроль поведение освобожденных и оказав некоторое воздействие на снижение постпенитенциарного рецидива, новый закон создал и достаточно многочисленные и острые новые проблемы.
  • Хотя административный надзор на предотвращение новых преступлений и имел профилактическое значение, для многих он стал дополнительным наказанием, не предусмотренным Уголовным Кодексом РФ. 
  • Для ряда категорий освобождаемых назначение административного надзора не зависит от того, как человек вел себя в колонии и в какой мере достигнуты в отношении его цели наказания, включая исправление или недопущение совершения им новых преступлений.
  • Устанавливаемый для некоторых освобождаемых запрет покидать место жительства после 22:00 препятствует устройству на работу в вечернее и ночное время.
  • Распространенной является практика, когда сотрудники полиции, чтобы проверить местонахождение поднадзорного, приходят к нему домой в ночное время, поднимают на ноги и пугают малолетних детей и престарелых граждан.   

Известны и случаи, когда сотрудники полиции, вместо того чтобы позвонить поднадзорному по телефону, звонят в звонок или домофон, который на ночь отключен, после чего составляется рапорт о том, что поднадзорный отсутствовал дома в ночное время. Это нарушает права членов семьи поднадзорного на частную жизнь и нормальный сон.

  1. Известны случаи, когда у поднадзорных на почве страха не услышать сигнал телефона или звонка развиваются психические расстройства.
  2. Регулярные ночные визиты полиции в семьи, где проживают поднадзорные, нередко приводит к конфликтам в семьях и разрушению семей.
  3. В особенно сложном положении оказываются лица, которые снимают жилье, так как постоянные проверки поднадзорного приводят зачастую к утрате им жилья.
  4. Не всегда сотрудники полиции проявляют уважительное отношение к лицам, находящимся под административным надзором, правильно выстраивают с ними свои отношения.

Выявлено значительное количество случаев, когда поднадзорные, проживающие в сельской местности и не обеспеченные работой, не имеют средств, чтобы добраться до должностных лиц полиции, которые должны поставить им отметки.

В особенно сложном положении оказываются поднадзорны в регионах, где не обеспечена занятость населения: лица, находящиеся под надзором, вынуждены искать себе работу и в связи с этим находиться в разъездах, что расценивается надзорным органом как уклонение от административного надзора.

  • Устанавливаемые при административном надзоре ограничения чаше всего носят формальный характер и не влияют на характер и мотивы совершения преступления, не выполняя своей профилактической функции.
  • Формальный характер надзора, отсутствие со стороны полиции помощи поднадзорным лицам в решении их проблем не позволяет ему влиять на снижение преступности.
  • Необходимо понизить тонус репрессивности законодательства об административном надзоре, ориентировать его на социализацию освобожденных.
  • Административный надзор также не должен использоваться для воспрепятствования осуществлению политической деятельностью.

Судами часто применяется суммирование административных наказаний, и административно арестованным назначается до 90 или даже до 120 суток ареста. При этом не учитывается то обстоятельство, что специальный приемник для административно арестованных не предназначен для отбытия человеком наказания более чем на один месяц. Участники круглого стола рекомендуют:

Внести изменения в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»:

  • Предусмотреть, что первично установленный срок административного надзора не может быть более трех лет;
  • Предусмотреть, что в случае положительного поведения освобождаемого из мест лишения свободы, ранее не отбывавшего наказание, административный надзор в отношении его не устанавливается.   
  • Предусмотреть, что характер ограничений, устанавливаемых поднадзорному лицу, должен иметь индивидуальный характер, зависеть от характера и мотивов совершенного преступления, личности осужденного, интересов потерпевшего.
  • Предусмотреть, что с учетом занятости осужденного надзорный орган вправе пересмотреть ограничения, установленные судом.  
  • Предусмотреть ограничение нахождения на улице в ночное время только в отношении лиц, которые совершили преступление в ночное время, либо лиц, допустивших после освобождения нарушения административного законодательства.
  • Установить, что частота отметки лиц, находящихся под административным надзором, не должна превышать два раза в месяц.
  • Предусмотреть, что запрет на выход за пределы места жительства может быть установлен только для лиц, которые совершили преступление в ночное время либо после освобождения в течение года совершили два правонарушения.   

Верховному суду РФ проанализировав судебную практику по назначению и осуществлению административного надзора, установить:

  • что сроки административного ареста, назначенного за несколько нарушений в сфере административного надзора, не суммируются;
  • что при рассмотрении дел, связанных с нарушениями со стороны лица, которому установлен административный надзор, необходимо обеспечить индивидуальный подход, тщательно выяснять причины и характер допущенных нарушений.

МВД России:

  • Установить, что при осуществлении контроля за местом нахождения поднадзорного лица в ночное время его вызов из жилого помещения должен осуществляться по телефону или иным способом, не доставляющим неудобства совместно проживающими с ним лицами.
  • Установить, что инспекторы административного надзора обязаны оказывать поднадзорным лицам помощь в трудоустройстве во взаимодействии с социальными службами.
  • Установить, что, если наложенные ограничения препятствуют работе поднадзорного лица, выполнению им своих семейных или гражданских обязательств, инспектор выходит в суд о пересмотре установленных ограничений.  

Оригинал

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Такая мера, как административный надзор за осужденными после освобождения, направлена на мониторинг их поведения непосредственно после отбытия наказания, фиксированного приговором. Однако наблюдение устанавливается не за всеми нарушителями закона.

Читайте также:  Как поделить экономию - Юридические советы

Решение в этом случае возлагается на органы суда, тогда как прошение о применении надзора подается администрацией колонии. Порядок назначения контролирующих мер, их осуществление, продление, прекращение, а также прочие моменты, регламентированы законом № 64-ФЗ.

 

Закон № 64-ФЗ о надзоре: суть процедуры и способы ее реализации

Надзор административного характера представляет собой процесс наблюдения за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, но еще не погасившими возникшую судимость. Цель процедуры – контроль поведения преступных элементов, отбывших назначенное приговором наказание, а также отслеживание их действий, проверка соблюдения ими положений закона.

Важно! Главной задачей надзора выступает предупреждение свершения ранее осужденными гражданами очередных преступлений. Также контроль производится для оказания на нарушителей профилактического воздействия с целью защиты государства и общества.

Регламент реализации процесса установлен законом № 64-ФЗ. Дополнительно, но в более кратком варианте, его положения дублируются в ст. 173.1 УИК РФ.

В реальности контролирующие меры имеют вид системы ограничений прав и свобод, временно запускаемой в отношении освободившегося осужденного. Здесь речь идет о различного рода запретах, а также обязанностях, налагаемых на каждого конкретного нарушителя в индивидуальном порядке.

Так, на практике и на основании ст. 4 ФЗ № 64 используются следующие варианты исполнения надзорных мер:

  • запрет на посещение и пребывание в определенных заведениях и местах;
  • обязательная явка для регистрационной отметки – от 1 до 4 раз в месяц;
  • запрет на посещение мероприятий массового характера, участие в них;
  • полное ограничение возможности выхода за пределы жилища в конкретное время суток (обычно это ночные часы – с 22.00 до 6.00);
  • запрещение выезда за пределы населенного пункта, страны.

Регулярный мониторинг соблюдения осужденным ограничений производится органами внутренних дел.

Подразделение для обязательной явки назначается в соответствии с местом постоянного или временного проживания поднадзорного лица либо с учетом места его фактического пребывания.

Под последним понимают территорию города, района, сельского поселения, избираемую освобожденным из колонии человеком, не имеющим реального места жительства.

Надведомственный и административный контроль: в чем различие

Надведомственный или внешний надзор – это контролирующая деятельность вышестоящего органа, исполняемая им в отношении подведомственных организаций. Здесь идет речь о довольно глобальной системе наблюдения за различными государственными структурами. Тогда как административный надзор предполагает проверку поведения конкретных гражданских лиц.

При этом надведомственные инстанции вправе влиять на решения нижестоящих структур, корректировать их деятельность. Административный надзор исполняет только наблюдательную функцию, делая упор на мониторинг соблюдения предписаний, назначенных ранее осужденным лицам.

В отношении кого устанавливаются ограничения

Перечень лиц, попадающих под административный контроль после освобождения, фиксирован в ст. 3 закона № 64-ФЗ.

Ограничительные меры налагаются, если человек судим за:

  • деяние тяжкого либо особо тяжкого характера;
  • преступление, свершенное повторно (рецидив);
  • намеренное незаконное деяние в отношении несовершеннолетнего лица;
  • несколько преступлений (от 2 и больше), связанных с незаконной покупкой, изготовлением, хранением наркотических препаратов без цели их сбыта, с оборотом вновь появившихся психоактивных веществ, а также с выращиванием растений, в составе которых содержатся запрещенные элементы.

В указанных ситуациях надзорный процесс запускается, если в момент отбытия наказания осужденный злостно нарушал режим. Еще одно основание – свершение гражданином в течение 1 года после освобождения больше 2 административных нарушений, посягающих на порядок управления, общественную безопасность, физическое состояние населения в целом.

В обязательном порядке и без дополнительных поводов контроль назначается в следующих случаях:

  • если человек отбывал срок за деяние против половой свободы и неприкосновенности лица младше 18 лет;
  • при опасном, крайне опасном рецидиве.

Также основания не требуются для наблюдения за освободившимся человеком, ранее осужденным за тяжкие, крайне тяжкие деяния, свершенные по мотивам расовой, религиозной, национальной ненависти, – истязание, убийство, тяжкие увечья. В эту же группу входит терроризм, хищение ядерных материалов, захват заложника, угон воздушного судна и иные преступления, угрожающие мировой безопасности и населению планеты.

Регламент и этапы надзора

Контроль и сопутствующие ограничения налагаются на освобожденного человека судебными органами. Запрос на применение надзорных мер подается в инстанцию администрацией исправительного учреждения, где содержался осужденный, за 2 месяца до завершения наказания.

Вынесенное судом постановление направляется в подразделение ОВД по месту регистрации или пребывания освобождающегося гражданина. Предварительно последний обозначает конкретный адрес, по которому он будет проживать. По факту прибытия на место, ранее осужденному следует встать на учет в контролирующую структуру.

Дальнейший процесс можно разделить на 3 стадии:

  1. Предварительная. На этом этапе проводится сбор и анализ информации о конкретном осужденном. Разрабатываются оптимальные ограничительные меры. На протяжении всего периода мониторинга их перечень может дополняться по решению суда. Например, по факту периодического нарушения режима издается приказ о применении вспомогательных запретов, более ужесточенных.
  2. Текущая. В процессе стадии осуществляется проверка исполнения ограничений и обязанностей, возложенных на человека судом.
  3. Завершающая. Предполагает вынесение решения о продлении контролирующих мероприятий либо об их снятии.

Пролонгация надзорных мер производится на основании ст. 7 закона № 64-ФЗ.

Период запретов может быть увеличен, если поднадзорный свершил в этот момент преступление и был приговорен к наказанию, не предусматривающему тюремный срок.

Второе основание – допущение нескольких административных нарушений в течение года. Решение об увеличении временного интервала принимает суд на основании запроса из ОВД. Максимальный период продления – 6 месяцев.

Прекращение ограничительных мер происходит по факту окончания интервала их действия, установленного судебной инстанцией. Дополнительно запреты аннулируются в результате снятия судимости, по причине смерти поднадзорного или при направлении его в исправительное учреждение по причине осуждения за очередное преступление.

Важно! Контроль с лица, ранее судимого за действия против половой неприкосновенности малолетнего ребенка (до 14 лет), и признанного страдающим от такого расстройства поведения и психики, как педофилия, снимается иначе. Основания – аннулирование либо прекращение судимости в совокупности с окончанием применения в отношении него принудительных медицинских мер.

Что касается того, как снять ограничения досрочно, то процедура проводится через суд. Запрос направляется от имени освободившегося человека либо заявление подают органы внутренних дел. В отношении граждан, отбывавших наказание за покушение на половую неприкосновенность детей, подобная возможность не применяется.

  • Вопрос:
  • На каких условиях допускается отменить надзорный процесс в досрочном порядке?
  • Ответ:

Отмена контроля ранее срока, фиксированного судебным органом, возможна только при максимальном соблюдении поднадзорным лицом ограничений и при исполнении им соответствующих обязанностей. Дополнительно в суд потребуется предоставить характеристики с места труда и жительства.

Важно, чтобы они были положительными. При этом запустить процесс можно лишь по прошествии половины ограничительного срока. В случае удовлетворения прошения, гражданин будет снят с учета в ОВД.

При отказе в досрочном аннулировании ограничений, повторное заявление в суд подается не ранее, чем через полгода.

Сроки

Период действия контролирующих мер составляет от 1 до 3 лет. При этом сроки могут быть приостановлены по причине объявления поднадзорного в розыск, признания его пропавшим, при назначении ему деятельности принудительного характера, при заключении под стражу.

По факту устранения обстоятельств, вызвавших заморозку срока, его течение возобновляется.

Разбор прав и обязанностей поднадзорного: глава 3 закона № 64-ФЗ

Отдельным пунктом в законе № 64-ФЗ стоят права и обязанности поднадзорных граждан. Этот момент освещен в ст. 10 и ст. 11.

Человек, освободившийся из колонии, вправе:

  • обращаться в органы суда с прошением об отмене административных мер либо их смягчении;
  • обжаловать постановления о назначении, пролонгации запретов, а также оспаривать действия проверяющих сотрудников;
  • направлять запросы в ОВД для получения разрешений на выезд, для одобрения пребывания вне дома по причине особых обстоятельств – смерть или тяжелое состояние родственника, получение медпомощи, прохождение обучения, сдача экзаменов, решение различных вопросов при трудоустройстве (собеседование, заключение договора, визит в органы трудоустройства населения).

В обязанности поднадзорного входит явка в ОВД для постановки на учет в течение 3 дней после прибытия к месту проживания, а также уведомление структуры о необходимости выезда, переезда в другое жилище, о смене работы. Также гражданин обязан впускать проверяющих сотрудников в свою квартиру в то время суток, в период которого он покидать ее не вправе.

Дополнительно поднадзорному следует являться в ОВД, давать объяснения в письменном либо устном виде, если уполномоченное лицо вызывает его с этими целями.

Заключение

Мониторинг поведения освободившихся заключенных проводится, если свершенные ими преступления трактуются как опасные деяния тяжкой и особо тяжкой степени. Ограничительные меры устанавливаются судом на срок от 1 до 3 лет с возможностью продления на полгода.

В процессе наблюдения сотрудники ОВД проводят проверку исполнения запретов и обязанностей, возложенных на освободившегося гражданина. Окончание контроля происходит по факту завершения установленного периода, на основании прекращения судимости либо в досрочном порядке. Последний вариант предполагает подачу запроса в суд самим заинтересованным лицом либо надзорным органом.

Реализовать право на преждевременное аннулирование назначенных мер можно лишь по истечении половины срока их действия.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *