Продолжительность трудовой недели преподавателя — Юридические советы

Продолжительность трудовой недели преподавателя - Юридические советы

Даже у опытных кадровиков есть заблуждения по поводу режима работы и нагрузки у педагогов. Это может привести к неверным решениям, трудовым спорам и жалобам работников в инспекцию труда и суд. А отвечать за все придется директору. Поэтому проверьте, нет ли у вашего кадровика опасных заблуждений, которые не соответствуют требованиям закона. 

Чтобы не выплачивать штрафы и избежать конфликтов с учителями, развейте семь заблуждений о режиме работы и отдыха педагогов.

Статья поможет урегулировать спорные вопросы и объяснить работникам сложные моменты. Для этого вы можете выдать им памятки.

А шпаргалка подскажет, какую работу вы вправе поручить педагогам за основную зарплату, а за какую придется заплатить отдельно и получить их письменное согласие.

«Учитель должен оставаться в школе после уроков»

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

 Продолжительность трудовой недели преподавателя - Юридические советы

«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы.

Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора.

Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе.

Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям.

Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

  • В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.
  • В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору.
  • Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов

Продолжительность трудовой недели преподавателя - Юридические советы

Пройдите обучение в Институте новых технологий в образовании по программам:

«Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»

Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.

Что грозит

Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему

Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

«Заму, который еще и преподает, нельзя установить нагрузку в 36 часов в неделю»

Прямых ограничений на объем учебной нагрузки для совместителей нет. Если в школе заместитель директора проводит уроки, значит, он выполняет дополнительную работу и совмещает профессии.

Ведь его трудовые обязанности включают в себя функции разных должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК). В этом случае заместитель преподает в течение рабочего дня наряду с основной работой.

Чтобы закрепить срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем, школа должна получить письменное согласие работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК).

Что грозит

На школу могут наложить штраф 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП)

«Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»

Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.

Что грозит

Директору могут вынести замечание или объявить выговор за необоснованную трату средств, которые выделили школе

Профсоюз считает, что директор обязан сохранять среднюю зарплату педагогу, когда он участвует в ГИА и отсутствует в школе. Основанием такой обязанности профсоюз называет Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. Но положения Соглашения обязательны только для школ федерального подчинения, для остальных оно носит рекомендательный характер.

Кроме того, Трудовой кодекс и Закон об образовании не содержат норм, которые бы обязывали школы сохранять оклад или среднюю зарплату за работником, пока он участвует в ГИА. Единственная обязанность – освободить учителя от работы и сохранить за ним должность (ст. 170 ТК, ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Поэтому начислять среднюю зарплату директора может обязать только региональное законодательство.

«Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»

Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Что грозит

Существует риск конфликта и трудового спора с работником

Работа педагога включает в себя не только уроки.

Когда учитель готовится к занятиям, повышает уровень квалификации, проводит воспитательную работу, ведет журналы и дневники, занимается внеурочной деятельностью, он также выполняет свои трудовые обязанности (ч. 6 ст.

47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и п. 1 примечаний к приложению № 1 приказа Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Смотрите на схеме, какие виды работ входят в рабочее время педагогов.

  1. Институт новых технологий в образовании предлагает сотрудникам образовательных организаций дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, семинарам и факультативам, а также скачать шаблоны документов и получить консультации экспертов.
  2. Схема. Какие виды работ входят в рабочее время педагогов                            
  3.  Продолжительность трудовой недели преподавателя - Юридические советы

Обратите внимание, что педагог обязан выполнять только ту работу, которую зафиксировали в трудовом договоре, локально-нормативных актах школы, например, в ПВТР, должностной инструкции (ч. 1 ст. 91 ТК).

Чтобы педагог выполнял дополнительную работу, которая не входит в нормируемую часть его рабочего времени, он должен дать на это письменное согласие и получать дополнительную плату от школы. Например, если поручаете учителю заведовать кабинетом, быть классным руководителем.

Смотрите шпаргалку, которая покажет, какую работу можно поручить педагогу и как ее учитывать.

Шпаргалка для директора «Какую работу можно поручить педагогам вашей школы»

«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК).

Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы.

Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

Что грозит

Директора могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а школу – на 80 тыс. руб., если учитель переработает по совместительству больше 18 часов в неделю (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Читайте также:  Признание членом семьи собственника жилого помещения - Юридические советы

Памятка для педагогов «Из чего состоит ваше рабочее время»

Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

© Материал из Справочной системы «Образование»

Сколько должен работать учитель?

Статьи

Внеурочная деятельность

Сколько часов должен работать педагог в образовательном учреждении? На этот вопрос существует два ответа. Первым (правильным) ответом является установленный временной норматив для педагогических работников согласно Трудовому кодексу Российской Федерации. Вторым (реальным) оказывается действительное положение дел в той или иной школе.

04 марта 2019

Единственно верной является продолжительность рабочих часов, определённая Законом РФ. На Закон мы и будем опираться.

Итак, Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) п. 1 ст. 333 утверждает, что «для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю».

Также немаловажной является следующая часть этой же статьи: «в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Продолжительность рабочего времени для педагогов

Далее возьмём другой документ — Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г.

№ 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Приказ Минобрнауки России № 1601 определяет конкретную продолжительность рабочего времени для разных категорий преподавательского состава. Так, например, вышеуказанные 36 рабочих часов в неделю (максимум) устанавливаются:

  • педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу;
  • старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
  • педагогам-психологам;
  • социальным педагогам;
  • педагогам-организаторам;
  • мастерам производственного обучения;
  • старшим вожатым;
  • инструкторам по труду;
  • педагогам-библиотекарям;
  • методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
  • руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;
  • инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Отдельные пункты посвящены педагогическим работникам с продолжительностью в восемнадцать, двадцать, двадцать четыре и тридцать рабочих часов.

Любая работа свыше положенных тридцати шести часов является сверхурочной и осуществляется в рамках внутреннего совместительства (регулярная работа в свободное от своей основной работы время в одной и той же организации) — ст. 282 ТК РФ. Соответственно, педагогическим работникам, работающим более 36 часов, следует подписать необходимые документы о совместительстве, согласии на сверхурочную нагрузку и т.д.

#ADVERTISING_INSERT#

Оформление документов для работы по внутреннему совместительству

Для оформления документов по внутреннему совместительству, чаще всего, не требуется подавать дополнительные документы, так как у работодателя уже есть все необходимые сведения о работнике.

Дополнительные документы подаются педагогом лишь в том случае, когда преподаватель должен обладать особыми знаниями (другими, отличающимися от знаний и умений его основной деятельности в учреждении) для выполнения работы по внутреннему совместительству.

В этом случае учитель должен предоставить документ об образовании, отражающем должную квалификацию.

Тем не менее, Трудовой кодекс РФ (ст. 282) обязывает составлять отдельный трудовой договор с указанием на конкретную работу по совместительству. Кроме основного документа, например срочного трудового договора, работодателем должен быть издан указ о приёме педагога на работу — ст. 68 ТК РФ.

Продолжительность работы по совместительству также определяется Трудовым кодексом РФ. Так, часть 1 статьи 284 утверждает, что «продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день.

В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену).

В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников». Соответственно, необходимо отслеживать продолжительность работы как основной, так и по совместительству.

Работа по внутреннему совместительству записывается в трудовую книжку по желанию работника на основании документа, подтверждающего эту самую работу (ч. 5 ст. 66 ТК РФ).

Таким образом, в зависимости от своей должности и специальности педагогический работник может определить собственную норму педагогической работы в часах согласно Трудовому кодексу Российской Федерации.

Если же преподаватель по личному желанию (или настоятельным рекомендациям со стороны администрации учреждения) перерабатывает, то ему следует заключить дополнительный договор о работе по внутреннему совместительству.

Особенности труда педагогических работников – ilex

На в­опросы, связанные с продолжительностью рабочего времени педагогических работников в учреждениях образования, ответит Татьяна Анатольевна Лукьянчикова.

С учителем был заключен контракт на 2 года. В контракте предусмотрено выполнение педнагрузки за ставку, т.е. 20 часов в неделю.

С нового учебного года педнагрузка учителя увеличилась и составляет 26 часов в неделю. Как оформить изменение педнагрузки?

  • В случае согласия работника с предложением нанимателя об изменении условий трудового договора (контракта), в том числе изменении установленного контрактом объема педагогической нагрузки, наниматель оформляет дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту).
  • По аналогии с трудовым договором (контрактом) дополнительное соглашение составляется в письменной форме в двух экземплярах, которые подписываются нанимателем и работником .
  • При этом наниматель обязан оформлять изменение условий трудового договора (контракта) приказом (распоряжением) .
  • Необходимо пояснить, что сведения об объеме педагогической нагрузки, установленной учителю, не относятся к обязательным сведениям и условиям, которые должен содержать заключенный с ним трудовой договор (контракт) .
  • Поскольку объем педагогической нагрузки учителей может меняться с началом, а также в течение учебного года, то на практике количество часов педагогической нагрузки обычно устанавливается приказом (распоряжением) руководителя учреждения образования.
  • Руководитель учреждения образования распределяет педагогическую нагрузку между работниками, осуществляет учет, контроль и несет ответственность за выполнение ее каждым педагогическим работником в полном объеме .

Продолжительность рабочего времени, устанавливаемого нанимателем для работающих по совместительству, согласно статье 345 ТК не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленной статьями 111 — 114 ТК.

Какое количество часов педнагрузки может устанавливаться работнику, выполняющему педработу по совместительству.

Исходя из установленной нормы часов за ставку либо из установленной сокращенной продолжительности рабочего времени педработников?

Для отдельных категорий работников (в том числе учителей) сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом .

Отдельным категориям педагогических работников (к ним относятся учителя, преподаватели учреждений профессионально-технического, среднего специального образования, педагоги дополнительного образования, музыкальные руководители учреждений дошкольного образования и др.) установлены нормы часов педагогической нагрузки за ставку .

  1. Для данных категорий работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 36 часов в неделю .
  2. Продолжительность ежедневной работы данных категорий работников определяется правилами внутреннего трудового распорядка с соблюдением установленной нормы продолжительности рабочей недели .
  3. Поскольку ставки указанных категорий педагогических работников исчисляются с учетом установленной нормы часов педагогической нагрузки, то при работе по совместительству количество часов педагогической нагрузки не должно превышать половины установленной нормы.
  4. Например, для учителя норма часов педагогической нагрузки за ставку составляет 20 часов, соответственно, педагогическая нагрузка учителя при работе по совместительству не должна превышать 10 часов.
  5. При этом необходимо учитывать, что продолжительность рабочего времени, устанавливаемая нанимателем для указанных категорий работников, работающих по совместительству, не может превышать половины продолжительности рабочего времени, определенной правилами внутреннего трудового распорядка для данных категорий работников .
  6. Записи о выплате премий и (или) вознаграждений, предусмотренных локальными нормативными правовыми актами (ЛНПА), в трудовые книжки не вносятся .
  7. Вносится ли в трудовую книжку работника, награжденного Почетной грамотой Минобразования, запись о выплате разовой денежной премии за счет средств учреждения образования, которое ходатайствует о награждении ?
  8. Сведения о награждении работника Почетной грамотой Минобразования вносятся в раздел «Сведения о награждениях и поощрениях» трудовой книжки .
  9. Поскольку разовая денежная премия работникам, награжденным Почетной грамотой Минобразования, выплачивается за счет средств организаций, которые ходатайствовали о награждении, то условия выплаты и размер данной премии должны быть предусмотрены положениями о премировании, утвержденными руководителями организаций .
  10. В данном случае запись о выплате премии в трудовую книжку не вносится .
  11. Согласно статье 347 ТК трудовой отпуск работающим по совместительству предоставляется одновременно с трудовым отпуском по основной работе, при этом часть трудового отпуска по совместительству, превышающая трудовой отпуск по основной работе, по соглашению между работником и нанимателем может быть заменена денежной компенсацией.
Читайте также:  Отсутствие заводской металлической таблички на автомобиле - Юридические советы

Просим разъяснить, как данная норма применяется в случае выполнения работником учреждения образования преподавательской работы на условиях внутреннего совместительства, если продолжительность основного отпуска преподавателя составляет 56 календарных дней, а работника — 24. Может ли наниматель отказать в выплате компенсации в этом случае?

  • Да, может.
  • В данном случае замена части трудового отпуска по совместительству, превышающей трудовой отпуск по основной работе, денежной компенсацией возможна только при достижении соглашения между работником и нанимателем .
  • В ином случае работник по основному месту работы выходит на работу до истечения трудового отпуска по совместительству.

Преподавателю ССУЗа, инвалиду II группы, в соответствии с заключением медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) и согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида установлена педагогическая нагрузка не более 620 часов в год. В каком размере производится оплата его труда (исходя из 620 часов либо, учитывая нормы ч. 4 ст. 287 ТК, исходя из полной ставки 800 часов)?

Инвалидам I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю , при этом продолжительность их ежедневной работы не может превышать 7 часов .

Педагогическим работникам также устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, которая для преподавателей учреждений среднего специального образования не должна превышать 36 часов в неделю, при этом их норма часов педагогической нагрузки за ставку составляет 800 часов в год .

Законодательством не предусмотрена возможность одновременного применения установленных гарантий. Соответственно, при наличии у работника права на сокращенную продолжительность рабочего времени по различным основаниям ее установление возможно лишь по более льготному из оснований.

  1. Наниматель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю инвалидам в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов .
  2. Оплата труда работников с неполным рабочим временем производится пропорционально отработанному времени (при повременной форме оплаты труда) .
  3. Соответственно, оплата труда преподавателя учреждения среднего специального образования, являющегося инвалидом II группы, производится за фактически отработанное время в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, установленной заключением медико-реабилитационной экспертной комиссии.

Норма ч. 4 ст. 287 ТК в отношении педагогических работников — инвалидов I и II группы не применяется.

В соответствии с указанной нормой оплата труда инвалидов I и II группы производится в таком же размере, как оплата труда работников соответствующих профессий и должностей при полной норме продолжительности рабочего времени – 40 часов в неделю , а как указано выше, педагогическим работникам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю.

Рабочее время педагогов

На первый взгляд, с рабочим временем педагогов все просто — 18 часов нагрузки в неделю на ставку плюс методические часы. Но есть классное руководство, другие дополнительные обязанности, работа в каникулы и карантин. Разбираемся, что входит в рабочее время педагога и как его контролировать.

Что входит в рабочее время педагога?

Во-первых, это учебная нагрузка или нормируемая часть рабочего времени. То есть количество уроков, которые ведет учитель. В ставку входит 18 рабочих часов. Учебная нагрузка считается в астрономических часах и включает в себя перемены между уроками. Все вопросы рабочего времени педагогов регламентирует приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 года № 536

Во-вторых, у учителя есть ненормируемое рабочее время. Оно тратится на заведование кабинетами, классное руководство, руководство методическими объединениями и другие обязанности. Такая нагрузка считается по-другому.

Как считается ненормируемая нагрузка или дополнительные обязанности?

Ненормируемая нагрузка и дополнительные обязанности регулируются несколькими документами.

Это правила трудового распорядка, планы деятельности школы на год, отдельные расписания и планы, трудовой договор, график дежурств. Эти документы разрабатывает администрация школы и подписывает директор.

При обсуждении и утверждении правил внутреннего распорядка должны присутствовать члены школьного профсоюза.

  • В правилах трудового распорядка должно быть указано, сколько часов педагог тратит на ведение журналов и дневников, консультации родителей.
  • В годовом плане школы должно быть указано, сколько часов педагог тратит на участие в педагогических советах, методических советах, на подготовку и проведение родительских собраний.
  • В годовом плане или иных планах и графиках должно быть указано, сколько часов нужно тратить на внеклассную работу: конкурсы, спортивные соревнования, оздоровительные мероприятия, экскурсии.
  • В трудовом договоре должно быть указано, как считаются и оплачиваются дополнительные обязанности педагога: классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами, руководство методическими объединениями.

В графике дежурств должно быть указано, сколько времени педагог тратит на дежурства по школе. Данный график должен учитывать рабочее время педагогов — педагогов нельзя заставлять дежурить в те дни, когда у него нет уроков.

Что с переработками?

Смотря что считать переработками. Если мероприятия, указанные в годовом плане школы, проводятся в выходные дни, работодатель должен предоставить педагогу лишний выходной или оплатить работу в двойном размере. Если педагога просят выйти в выходные дни на незапланированную работу, должен быть издан приказ, оплачены фактические часы работы в двойном размере и предоставлен выходной.

Должен ли учитель приходить на работу в дни без уроков?

Нет. В дни без уроков педагог не обязан приходить в школе, если годовом плане нет обязательных мероприятий. В некоторых школах у педагогов есть один свободный день в неделю для подготовки к занятиям. Министерство образования и науки РФ рекомендует выделять педагогам свободный день, но не обязывает школы это делать.

Как быть с «окнами»?

Администрация обязана составлять расписание так, чтобы перерывы между занятиями составляли не более двух часов подряд. Ставить в расписание уроки с большими «окнами» между ними можно только по письменному заявлению педагога.

Как считается участие в проведении ЕГЭ?

Педагоги, помогающие в организации ЕГЭ, освобождаются от основной работы. Им выплачивается компенсация — ее размер и порядок выплат определяется в каждом регионе.

Как педагоги работают в каникулы и карантины?

Большая часть летних каникул приходится на отпуск. Осенние, зимние, весенние, часть летних каникул и карантины считаются рабочим временем (кроме государственных праздников). В каждой школе по-своему определяют, чем «нагружать» педагогов.

Кто-то отправляет педагогов проходить переподготовку, повышение квалификации, отдельные курсы — закон считает это уместным. В других школах педагоги работают дома — дорабатывают образовательные программы, создают КИМы. В третьих — занимаются методической работой в школе.

Все нюансы должны быть прописаны в локальных нормативных актах.

А как другие работники — педагоги-психологи, воспитатели доу?

Педагог-психолог также должен работать 36 часов в неделю — 18 из них считаются методическими. Учебные часы он тратит на консультации, просвещение, диагностику, профилактику и развивающие занятия, методические часы — на подготовку к ним. Методические часы он может отрабатывать вне школы.

Педагоги дошкольных организаций должны работать 36 часов в неделю. При этом группа занимается 60 часов в неделю, а работают с ней два воспитателя по очереди.

Значит у педагога остается 6 часов, которые он должен отработать.

Каждая организация решает этот вопрос по-разному: педагоги подменяют отсутствующих воспитателей, занимаются методической работой, создают наглядные пособия или несколько часов в неделю работают вдвоем в одной группой.

Сроки в трудовом праве: как избежать неприятностей

Точное определение сроков в трудовых правоотношениях во многом избавляет работодателя от претензий со стороны проверяющих органов. Вместе с тем далеко не все сотрудники кадровых служб хорошо справляются с этой задачей.

К сожалению, на практике встречаются досадные ошибки и промахи.

Если вы не хотите повторять печальный опыт своих коллег и доставлять неприятности руководству компании, читайте наш материал о том, как правильно с точки зрения закона устанавливать и исчислять различные сроки, используемые в оформлении трудовых правоотношений.

На практике работники кадровых служб часто сталкиваются с «неудобной» проблемой.

Суть ее в том, как правильно определить срок (период времени или дату), имеющий значение для оформления того или иного юридического факта (например, приема на работу, перевода, увольнения).

А между тем точное установление срока – дело серьезное и далеко непростое. Посмотрим, какое значение имеют сроки в трудовом законодательстве, по каким правилам они исчисляются, к каким последствиям может привести их несоблюдение.

Виды сроков

В трудовых правоотношениях используется несколько видов сроков. Это промежуток времени, календарная дата, указание на определенное событие. При этом одни из них прямо оговорены в ст.

14 ТК РФ (календарная дата и период времени), другие (указание на определенное событие) специально не отмечены.

Однако они также встречаются в отдельных статьях Трудового кодекса и используются «на местах» в локальных актах, соглашениях сторон.

Давайте остановимся подробнее на рассмотрении правил, по которым устанавливаются и исчисляются перечисленные выше сроки.

Календарная дата

Вновь обратимся к ст. 14 ТК РФ. Из нормы закона следует, что течение сроков, с которыми закон связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено возникновение этих прав и обязанностей.

Читайте также:  Использование маткапитала при покупке квартиры - Юридические советы

Например, если работник приступил к работе (с ведома или по поручению работодателя или его представителя) 12.04.2010 года, то именно с этой даты будет считаться, что между ним и работодателем заключен трудовой договор (ст. 67 ТК РФ).

Течение сроков, связанных с прекращением трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, устанавливающей окончание трудовых отношений.

Например, если сотрудник уволен из организации 12 апреля, начиная со следующего дня, а именно – с 13 апреля, трудовые отношения между ним и организацией будут полностью прекращены.

И если работник не согласен с увольнением и намерен по этому поводу обратиться с иском в суд, ему следует помнить, что с 13 апреля пойдет отсчет месячного срока, установленного для обжалования действий работодателя.

Фрагмент документа

Статья 392 Трудового кодекса РФ «Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора»

  • Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
  • Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.
  • При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Временной период

Кроме фиксированных календарных дат, ст. 14 Трудового кодекса упоминает сроки, исчисляемые периодами времени – годами, месяцами, неделями, днями. Они исчисляются по строго определенным правилам, то есть истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока

О сокращенной продолжительности рабочего времени педагогическим работникам

Совет Министров Республики Беларусь 1 сентября 2003 г.

принял постановление № 1134 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников».

Постановлением установлена сокращенная продолжительность рабочего времени отдельным категориям педагогических работников организаций независимо от форм собственности не более 36 часов в неделю.

Постановлением утвержден перечень педагогических работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени и нормы часов преподавательской работы за ставку.

При применении названного постановления следует иметь в виду, что сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю — это предельная продолжительность рабочего времени учителей, учителей-дефектологов, преподавателей, руководителей кружков (клубов по интересам, коллективов любительских объединений, секций, студий, туристских групп и др.), концертмейстеров, аккомпаниаторов, музыкальных руководителей и культорганизаторов, выполняющих преподавательскую работу (далее — педработники).

Продолжительность рабочего времени педработников при выполнении должностных обязанностей, определенных квалификационными характеристиками по соответствующим должностям, утвержденными в установленном порядке, состоит из нормируемой и ненормируемой частей рабочего времени и не должна превышать 36 часов в неделю.

Нормируемой частью рабочего времени является установленный объем учебной нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (занятий) в классах, группах, в кружках, секциях и других объединениях обучающихся, а также объем часов организационно-воспитательной работы, устанавливаемой учителям и преподавателям до 7 часов в неделю (в среднем 4,2 часа в неделю) и проводимой в соответствии с планами мероприятий организационно-воспитательной работы учреждения образования.

Норма часов преподавательской работы педработника за ставку (18, 20, 24 часа в неделю и 720, 960 часов в год, в зависимости от должности и организации (подразделения)) определена как нормируемая часть педагогической работы. При этом преподавательская работа, выполненная педработниками сверх установленной нормы часов за ставку, оплачивается соответственно получаемой ставке в одинарном размере в установленном порядке.

Продолжительность нормируемой части рабочего времени определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (занятия) независимо от их продолжительности, короткие перерывы между ними, а также часы организационно-воспитательной работы.

Ненормируемая часть рабочей недели, требующая затрат рабочего времени, но не имеющая четких границ, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или уставом учреждения, выполняется педработниками в соответствии с должностными обязанностями:

  • осуществление дополнительного контроля учебной деятельности учащихся;
  • участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
  • осуществление связи с родителями или лицами, их заменяющими;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса и другие обязанности.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (72), январь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Согласно части 1 статьи 110 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) под рабочим временем понимается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находится на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности.

      Нормирование рабочего сремени производится путем установления норм его продолжительности на протяжении календарной (рабочей недели). При этом нормальной признается продолжительность рабочего времени, равная полной (ст.112 ТК) или сокращенной (ст.113 и 114 ТК) его норме.      В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь 05.09.

2011 № 255 “Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников и признании утратившими силу отдельных постановлений Министерства образования Республики Беларусь” (далее – постановление № 255) для учителей установлена сокращенная продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.

      Кроме того, Приложением 2 к постановлению № 255 для учителя установлена норма часов педагогической нагрузки за ставку в неделю (она составляет 20 часов).      Поэтому при приеме на работу (в том числе и молодого специалиста) на должность учителя наниматель обязан обеспечить его объемом педагогической нагрузки не менее, чем на полную ставку.

      Под педагогической нагрузкой следует понимать объем педагогической деятельности в части реализации содержания образовательных программ, программ воспитания, включая дополнительный контроль учебной деятельности учащихся и организационно-воспитательную работу, осуществляемую учителями в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь 25.11.

2004 №70 «Об утверждении Инструкции о порядке определения оплачиваемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях образования».      Педагогическая нагрузка распределяется на основании учебных планов, учебных программ, планов организационно-воспитательной, кружковой, коррекционной работы.

      Право распределять педагогическую нагрузку между работниками предоставлено руководителю учреждения. Он также осуществляет учет, контроль и несет ответственность за выполнение ее каждым педагогическим работником в полном объеме. (Подпункт 1.2. пункта 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь 30.03.

2007 №25 «О некоторых особенностях регулирования труда педагогических работников»).          Рабочее время учителя не ограничивается только объемом педагогической нагрузки. Выполнение работы на должности учителя осуществляется в пределах установленной для его сокращенной продолжительности рабочего времени, не превышающей 36 часов в неделю.

      Объем педагогической нагрузки является для учителя нормируемой частью его рабочего времени.

Остальная часть рабочего времени, которая выполняется учителем в соответствии с его должностными обязанностями, определенными в выпуске 28 Квалификационного справочника должностей служащих, занятых в образовании, устанавливаемыми правилами трудового распорядка, уставом учреждения, коллективным, трудовым договором является ненормируемой частью.

            Права и обязанности для педагогических работников определены статьями 52 и 53 Кодекса Республики Беларусь об образовании, а также устанавливаются локальными нормативными правовыми актами учреждения образования, трудовыми договорами.

      Порядок назначения классного руководителя учреждения общего среднего образования, его функциональные обязанности, основные требования к работе, порядок отражения фактического выполнения организационно-воспитательной работы определены в Инструктивно-методическом письме об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования 29 ноября 2012г. №11-01-07/П-755.      Показатели, условия, размеры материального стимулирования (премирование работников, установление надбавок), а также случаи их снижения, лишения отражаются в соответствующих положениях, которые являются неотъемлемой частью коллективного договора учреждения. Перечень документов для отдельных педагогических работников учреждений общего среднего образования в соответствии с их должностными обязанностями утвержден Министром образования Республики Беларусь С.А.Маскевичем. (Инструктивно-методическое письмо 21.10.2014 №05-21/212 «О документообороте в учреждениях общего среднего образования» размещено на сайте Министерства образования Республики Беларусь (edu.gov.by). 

    Кроме того, руководитель учреждения общего среднего образования на основании данного перечня документов с учетом специфики деятельности учреждения образования определяет перечень документов, образующихся в работе учреждения, и несет ответственность за состояние дел по вопросам документооборота. 

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *