Возврат материальной помощи, оказанной детскому саду — Юридические советы

Работодатель, заботящийся о своих сотрудниках, в случае особых обстоятельств в их жизни может финансово поддержать их, выплатив материальную помощь. В некоторых компаниях такая помощь гарантирована специально предоставляемым «соцпакетом».

В любом случае, это передача денежных средств, поэтому она должна отвечать определенным критериям, быть правильно оформлена, иметь установленную процедуру назначения и выплаты.

Возникают вопросы, касающиеся бухгалтерского учета и налогов, связанных с оформлением материальной помощи сотруднику.

Какие существуют виды материальной помощи работнику и как ее предоставить?

В каких документах искать опору?

ВАЖНО! Образец приказа о выплате материальной помощи от КонсультантПлюс доступен по ссылке

В Трудовом кодексе и других законодательных актах РФ четкое определение «материальная помощь» отсутствует, поэтому и могут возникать различные толкования и разночтения.

Более точен Стандарт РФ ГОСТ Р52495-2005, рассматривающий это понятие в связи с бедствиями людей при катастрофах, терактах и других чрезвычайных ситуациях. По этому стандарту, в качестве материальной помощи могут быть переданы:

  • денежные средства;
  • продукты питания;
  • одежда и обувь;
  • медикаменты;
  • предметы ухода за детьми;
  • вещи первой необходимости.

Как оказание материальной помощи отражать в бухгалтерском учете?

Этот нормативный документ далеко не всегда можно применить к отношениям в процессе труда.

Различные нормативные акты об оказании этого вида социальной помощи могут быть изданы местными федеральными органами исполнительной власти. Внутренний документ предприятия – «Положение о материальной помощи» – часто разрабатывается в качестве локального нормативного акта.

Как облагать НДФЛ и страховыми взносами материальную помощь?

Если с сотрудниками заключен коллективный договор, условия выплаты финансовой поддержки могут быть прописаны в нем.

ВАЖНО! Иногда положения о материальной помощи вписываются прямо в трудовой договор или являются частью других локальных документов, например, о премировании. Работодателю не стоит этого делать, т.к. эта выплата является социальной помощью, не зависящей от трудовой деятельности сотрудника.

Качественные признаки материальной помощи

Проанализировав различные нормативные акты, регламентирующие выплату материальной помощи, можно сделать вывод об основных ее признаках и отличиях от других выплат на предприятии.

  1. Личности, а не должности. Материальная помощь не связана с трудовыми инициативами и успехами работника, как и с его провалами и нарушениями в работе. Это не форма стимулирования работников, и не имеет никакого отношения к вознаграждению за труд. Назначается конкретному человеку, столкнувшемуся в жизни с особыми обстоятельствами. Вне зависимости от того, какую должность тот занимает.
  2. «Просить нельзя планировать». Исключительность случаев, в которых предоставляется такая поддержка, делает невозможной регулярный характер подобных выплат. Если «материальную помощь» назначают и получают постоянно, эти выплаты будут относиться совсем к другой статье расходов предприятия, что подтвердит первая же налоговая проверка.
  3. Обстоятельства чрезвычайны! Материальная помощь может быть получена тогда, когда в жизни сотрудника произошло нечто, не связанное с работой, заставившее его понести непредвиденные финансовые затраты. Добрая воля работодателя по назначению помощи может поддержать его в непростое время. Эти особые обстоятельства обязательно должны быть подтверждены в письменном виде: свидетельством, справкой, другим документальным основанием.
  4. Просьба о помощи. Данная финансовая выплата может быть инициирована только самим сотрудником, нуждающимся в помощи. Работодатель рассмотрит его заявление с обосновывающими бумагами и принимает решение. Оно не обязательно должно быть положительным, ведь помощь – дело добровольное.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Даже если в компании закреплено «Положение о материальной помощи», это не может обязать работодателя ее выплатить. «Положение» лишь регламентирует основания и порядок данной выплаты, но решение о ее назначении работодатель принимает индивидуально в каждом конкретном случае.

Кому можно надеяться на денежную помощь?

Теоретически, рассчитывать на эту выплату может любой сотрудник предприятия, даже бывший, попросивший о ней в сложный жизненный момент. На практике социальную поддержку работодатель чаще всего оказывает по факту:

  • необходимости поправки здоровья (если нетрудоспособность не связана с виной работодателя);
  • неожиданного финансового ущерба сотрудника (стихийное бедствие, кража, коммунальные неприятности, авария и т.п.);
  • наступления финансово дорогих жизненных событий (свадеб, похорон, рождения детей и т.д.);
  • ухода на пенсию (помимо положенных законом выплат).

К СВЕДЕНИЮ! Материальная помощь может быть и нецелевой, в заявлении в таком случае пишут «в связи с тяжелым материальным положением». Но, поскольку она подпадает под другие категории налогообложения, ее редко начисляют в размере больше 4 тыс. руб.

Если таким особым обстоятельством является смерть самого сотрудника, то финансовую помощь работодатель окажет его ближайшим родственникам (при наличии заявления от них, подкрепленного свидетельством о смерти, и подтверждающих родство документов).

СПРАВКА! Размер пособия в каждом случае определяется работодателем, во внимание принимаются сами обстоятельства и тонкости налогообложения.

Ориентировочные суммы могут указываться в «Положении о материальной помощи», если такой акт действует в данной компании.

Сроки подачи письменной просьбы на оказание этой помощи не регламентируются, кроме рождения малыша: в этом случае заявление принимается не позже, чем пройдет год с этого события.

Все обстоятельства, которые могут служить основанием для назначения финансовой помощи, обязательно перечисляются в соответствующем локальном акте – «Положении о материальной помощи», колдоговоре. Формулировки их должны быть как можно более точными и конкретными, во избежание обвинений в снижении налоговой базы со стороны инспекции.

Как это происходит для работодателя

Для сотрудника нужно совершить всего лишь три действия:

  • написать заявление, приложив к нему соответствующие документальные подтверждения;
  • дождаться резолюции начальства;
  • получить деньги на банковскую карту или на руки под роспись в ведомости или отдельном кассовом ордере.

Порядок действий работодателя несколько сложнее:

  1. Рассмотрение поданного заявления:
    • оценка основания обращения (включен ли повод в перечень локального документа о начислении материальной помощи);
    • изучение подтверждающей документации (свидетельства о браке, рождении, смерти, справки, выданной подразделением МЧС или ЖЭКом и т.п.).
  2. Издание приказа о выплате указанной помощи в обозначенном размере в определенный срок. В приказе обязательно должно быть:
    • ФИО претендента на данную выплату;
    • основание для начисления (указать вид обосновывающего документа);
    • ссылка на локальный правовой акт, регламентирующий такие выплаты в компании;
    • источник помощи (обычно это прибыль предприятия – текущая или прошлая; признание социальной выплаты частью оплаты труда неправомерно).
  3. Начисление назначенной суммы бухгалтером предприятия.
  4. Перечисление ее на банковскую карту работника или выдача наличными кассиром предприятия.
  5. Расчет бухгалтерским отделом налогов и отчислений в социальные фонды.

Как быть с налогами?

С 2010 года большинство поводов для социальных выплат не освобождаются от взносов в Пенсионный, страховой и другие фонды. Освобождается от отчислений:

  • любая помощь до 4 тыс. руб. в год на одного работника;
  • помощь, связанная с кончиной близкого родича;
  • начисление в случае чрезвычайных обстоятельств, в том числе природных катаклизмов;
  • поддержка при появлении новорожденного на сумму не выше 50 тыс. руб. на обоих родителей.

НДФЛ не начисляется, если суммы назначенных выплат не превышают 4 тыс. руб. в течение года.

Налог на прибыль не имеет отношения к материальной помощи, так как она не имеет отношения к вознаграждению за труд.

Материальная помощь работнику: причины, оформление, выплата

Материальная помощь — это деньги, которые выплачивает работодатель своим работникам при наступлении определенных событий. 

Как выплачивать матпомощь законами не установлено, работодатель определяет порядок выплат сам. Расскажем, как это делается.

Когда работодатель выплачивает матпомощь

Ситуации, когда работникам нужно оказать материальную помощь, работодатель определяет сам. Это может быть:

  • вступление работника в брак,
  • рождение в его семье ребенка,
  • лечение работника или его детей (например, покупка дорогих лекарств, получение платных медуслуг),
  • смерть члена семьи работника (например, матери, отца, супруги),
  • выход работника на пенсию.

Все основания получения матпомощи обычно прописывают в локальном нормативном акте или коллективном договоре. Там же указывают, какие документы нужно принести работнику, сколько дадут денег, в какие сроки они будут перечислены.

Работодатель может предусмотреть как конкретные суммы матпомощи, так и диапазон, например, 20 000 ₽ — 100 000 ₽.

Если условия матпомощи нигде не прописаны, руководитель организации по обращению работника может принять решение о выплатах лично. 

Может ли работник требовать материальной помощи от работодателя

Матпомощь не входит в систему оплаты труда по ст. 135 Трудового кодекса РФ, то есть ее не дают за перевыполнение плана или вредные условия труда. 

Материальная помощь — выплата социального характера, она предназначена для участия в хороших и поддержки работников в плохих жизненных событиях. Тем самым работодатель показывает свое небезразличие и взамен получает лояльность работников. Такие выплаты — популярная практика всех крупных компаний.  

В Трудовом кодексе РФ и других законах нет норм, которые бы обязывали работодателя выплачивать матпомощь, он делает это по собственному волеизъявлению. Поэтому требовать выплаты, если такая обязанность работодателя не установлена локальными документами, работник не может.

Матпомощь родственникам умершего работника

Родители или супруг(а) могут обратиться к руководителю компании за помощью в погребении умершего работника.

Читайте также:  Выезд ребенка за границу и въезд обратно - Юридические советы

Помогать им или нет — решает руководитель. Если обязанность оказания матпомощи в случае смерти работника прописана в локальном нормативном акте, отказать он не вправе.

Как выплачивать матпомощь

В положении о матпомощи или коллективном договоре подробно описывают весь этот процесс.

Обращение к работодателю. Обычно от работника требуется заявление с документом, доказывающим факт события. Таким документом может быть копия свидетельства о браке, о рождении ребенка, о смерти родителя.

Издание приказа об оказании материальной помощи. На основании полученного сообщения работодатель издает приказ об оказании матпомощи, где указывает сумму и срок выплаты. 

Выплата матпомощи. Бухгалтерия проводит эту операцию на основании приказа руководителя. 

Если происходит задержка выплаты матпомощи, за каждый день просрочки на нее начисляются проценты в соответствии со ст. 236 ТК РФ. При этом работник не вправе приостанавливать работу, ссылаясь на ст. 142 Трудового кодекса РФ. 

Как мы писали выше, матпомощь — не зарплата, поэтому задержка ее выплаты не может повлечь приостановление работы.

Нужно ли платить налоги с матпомощи

Надо ли платить налоги и страховые взносы с материальной помощи — зависит от основания выплаты.

Когда и как платят НДФЛ — представим в таблице.

Основание выплаты Платят ли НДФЛ с матпомощи Ссылка на норму
Вступление в брак Платят с суммы, превышающей 4000 ₽.  Абз. 1 п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ
Рождение ребенка Не платят, если матпомощь выделена в течение года после рождения, и сумма менее 50 000 ₽ на каждого ребенка.  Абз. 7 п. 8 ст. 217 Налогового кодекса РФ
Лечение  Не платят.  П. 10 ст. 217 Налогового кодекса РФ
Увольнение работника Платят с суммы, превышающей 4000 ₽.  Абз. 1 п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ
Выход на пенсию Платят с суммы, превышающей 4000 ₽. Абз. 4 п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ
Смерть работника (обращение за матпомощью родственников), смерть члена семьи работника Не платят, если за матпомощью обратился:

  1. работник
  2. супруг, родители, дети работника
Абз. 3 п. 8 ст. 217 Налогового кодекса РФ

 

Что касается страховых взносов, то по общему правилу материальная помощь облагается ими в части суммы поверх 4000 ₽.

Исключениями являются по пп. 3 п. 1 ст. 422 НК РФ:

  • матпомощь, выданная для возмещения вреда от природных катаклизмов,
  • матпомощь в размере 50 000 ₽ и меньше на каждого ребенка, выделенная в течение года после рождения,
  • матпомощь, выданная работнику в связи со смертью членов его семьи.

Есть практика, когда суд указывает, что матпомощь — выплата социального характера и на нее не нужно начислять страховые взносы, см., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.04.2019 № Ф04-1229/2019 по делу № А45-34360/2018 или Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.12.2018 № Ф03-5630/2018 по делу № А73-4750/2018.

Поэтому сказать, что матпомощь не облагается страховыми взносами только в случаях, указанных в ст. 422 Налогового кодекса РФ, однозначно нельзя.

Статья актуальна на 08.02.2021

Материальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами Администрации, государственными гражданскими служащими Администрации в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего Администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Администрации, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги). Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг. Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме в Администрации, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты), официального сайта Администрации, федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Портала. Почтовые адреса, справочные телефоны и адреса электронной почты ОСЗН Администраций размещены на официальном сайте Правительства Санкт‑Петербурга www.gov.spb.ru, на Портале.

При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана заявителем через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ).

При, поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Администрацию в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы, о взаимодействии между МФЦ и Администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается Администрацией. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Администрации.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, ее должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Администрацией.

Жалобы на решения, принятые главой Администрации, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администрации в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.

2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Администрацией.

В случае обжалования отказа Администрации, должностного лица Администрации в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.
Читайте также:  Уточнение границ участка земли - Юридические советы

При удовлетворении жалобы Администрация принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Администрации, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) ее должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Администрации.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) Администрации, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Администрация сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Администрация в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администраций (191060, Смольный, Санкт‑Петербург; (812) 576‑6262; adm@gov.spb.ru), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Администрации, ее должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале. Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Материальная помощь работнику (сотруднику) на работе в 2021 году

По решению руководства работодателя производят выплату работнику материальной помощи.

При этом у нанимателей-частников нет обязанности материально поддерживать сотрудников в сложной ситуации (немного иначе может быть в госкомпаниях и госорганах).

Некоторые социально ориентированные коммерсанты помогают и оказывают материальную помощь работникам, а в других компаниях данные выплаты вообще не предусмотрены. В этой статье рассмотрим ситуации, когда  на работе выдают материальную помощь работнику (сотруднику) в 2021 году.

Оказание материальной помощи работнику представляет собой денежную выплату или поддержку в натуральном виде (продуктами, одеждой и другим имуществом).

Законодательно нигде не утверждено, в каких случаях выплачивают материальную помощь работнику. На практике матпомощь оказывают при наступлении определенной ситуации у сотрудника. Обычно примерный набор таких ситуаций зафиксирован в локальных нормативных актах работодателя.

Наши эксперты подготовили для вас статью, из которой подробно узнаете, что из себя представляет материальная помощь «Материальная помощь».

Каждая компания самостоятельно решает, в каких случаях стоит оказывать материальную поддержку своим работникам. Крупные и средние компании утверждают Положение о выплате материальной помощи. Оно помогает убрать большинство вопросов, возникающих при возникновении права на матпомощь, а также нормализует документооборот.

С образцом и основными тезисами при формировании такого положения вы можете познакомиться в статье «Каким должно быть Положение о материальной помощи: образец».

Как выплатить материальную помощь работнику

В этом разделе будем говорить именно о выплате, которая никак не связана с трудовой деятельностью работника. Эта помощь не зависит от результата труда и призвана поддержать работника в какой-то особой для него ситуации. Это может быть выплата:

  • при рождении ребенка;
  • смерти близкого родственника;
  • на дорогостоящее лечение;
  • в связи с иной трудной жизненной ситуацией.

К данным выплатам применяют особый льготный порядок налогообложения.

Порядок оформления матпомощи на законодательном уровне тоже не определен. Однако, исходя из общих положений ТК РФ и иных документов в сфере трудового права, порядок всё же можно определить.

Пошагово разберем, что необходимо сделать для оформления материальной помощи:

  1. Работник должен написать заявление, в котором он указывает основание для ее получения.
  2. К заявлению работник должен приложить документы, подтверждающие наступление события (копия свидетельства о браке, о рождении/усыновлении ребенка, о смерти родственника, справки из МЧС о чрезвычайной ситуации, медицинское заключение о необходимости дорогостоящего лечения или протезирования и т. д.).
  3. Работодатель выпускает приказ о выплате материальной помощи. В нём следует также указать ситуацию, в связи с которой работнику выплачивается материальная поддержка.
  4. Бухгалтерия производит выплату материальной помощи по реквизитам, указанным в заявлении. Или сумму помощи выдают из кассы компании.

Вопрос налогообложения разобран нашими специалистами в статье «Налогообложение материальной помощи».

Порядок выплаты матпомощи

Выше мы рассмотрели пошаговую инструкцию для получения материальной выплаты. Компания может утвердить в своем положении или ином локальном акте и другой порядок выплаты материальной помощи. Например:

  • подтверждающие документы предоставляют в специальною комиссию или профсоюз;
  • для передачи заявления директору фирмы нужно предварительное одобрение непосредственного руководителя, начальника отдела кадров или финансового директора;
  • вместо заявления можно использовать бланк служебной записки.

Кроме того, возможно отойти от утвержденных правил выплаты матпомощи, когда инициатор оказания поддержки – сам работодатель или непосредственный начальник работника, который нуждается в помощи.

В этом случае начальник пишет служебную записку на имя руководителя компании, в которой он просит оказать подчиненному сотруднику матпомощь и указывает обстоятельства.

В этом случае подтверждающие документы можно предоставить позже – когда сотрудник выйдет на работу и сможет сам их принести.

Стоит учитывать, что:

  • директор может и отказать в выплате материальной помощи ввиду отсутствия денежных средств;
  • начальник может посчитать причину неуважительной, если работник не подтвердит документально, что у него тяжелая ситуация, требующая поддержки.

Если есть сомнения в правильности разнесения по счетам бухгалтерского учета проводок по материальной помощи, рекомендуем проверить это по нашей статье «Как отразить в бухучете материальную помощь: проводки».

Материальная помощь при увольнении

Отдельно остановимся на материальной помощи при увольнении работника. Такой выплатой может быть, например, матпомощь при выходе на пенсию.

Порядок выплаты данного вида поощрения стоит тоже отдельно прописать в положении или коллективном договоре. Можно установить стаж работы, дающий право на получение материальной помощи при выходе на пенсию. Например, при стаже работы в компании от 5 до 10 лет – 20 000 рублей, при стаже свыше 10 лет – 40 000 рублей.

Также работодатель может предусмотреть материальную поддержку работникам, которые увольняются по сокращению или, например, по соглашению сторон. Некоторые работодатели выдают материальную помощь при призыве на военную службу. Данные выплаты будут очень нужны увольняющимся сотрудникам.

Для получения данного вида матпомощи порядок – аналогичный указанному выше.

Читайте также:  Получение заказного письма вместо адресата - Юридические советы

Итоги

Выплата материальной помощи работнику от работодателя – дело добровольное. Если у работника возникла трудная жизненная ситуация, требующая материальной поддержки, он может обратиться с заявлением к своему нанимателю.

Материальная помощь при рождении ребенка: оформление, НДФЛ и взносы

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Материальная помощь при рождении ребнка выплачивается только в том случае, если предусмотрена трудовым, коллективным договором или иным локально-нормативным актом организации.

 Данная выплата не зависит от квалификации работников, не связана с достижением работником каких-либо производственных результатов, так же нельзя ее назвать стимулирующей.

Поэтому матпомощь при рождении ребенка не является частью оплаты труда — это выплата социального характера.

Как оформить выдачу материальной помощи

Как правило, начисление матпомощи оформляется так:

  • Работник пишет личное заявление, в котором указывает основание для выплаты ему материальной помощи — в данном случае это рождение ребенка. Заявление может быть составлено в произвольной форме;
  • Работник прилагает документы, подтверждающие необходимость получения такой помощи: например, копию свидетельства о рождении. Ее нужно передать в бухгалтерию вместе с заявлением.
  • Если руководство организации принимает положительное решение, издается приказ об оказании материальной помощи. Унифицированной формы такого документа нет, организация вправе разработать ее самостоятельно. В приказе указывается сумма получаемой сотрудником материальной помощи, и срок, в который она должна быть выплачена.

Если матпомощь выплачивается не единовременно, а поэтапно, то в графе «основание платежа» каждого платежного документа следует дать ссылку на приказ руководителя.

Налогообложение материальной помощи при рождении ребенка

Материальная помощь при рождении ребенка выплачивается за счет собственных средств организации и не учитывается при налогообложении прибыли (п. 23 ст. 270 НК РФ). Не учитывается эта выплата и при применении ­УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы» (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). А вот порядок обложения таких выплат НДФЛ и страховыми взносами имеет определенные особенности.

НДФЛ

Недавно Минфин изменил мнение относительно обложения НДФЛ сумм материальной помощи при рождении ребенка.

 Прежняя позиция финансового ведомства была такова: не облагается НДФЛ единовременная матпомощь, предоставляемая в сумме, не превышающей 50 000 рублей, одному из родителей по их выбору либо двум родителям из расчета общей суммы 50 000 рублей. То есть, финансовое ведомство считало, что необлагаемый лимит нужно делить между родителями.

 Ранее в Письме от 15.07.2016 № 03-04-06/41390 финансовое ведомство рекомендовало при выплате работнику материальной помощи при рождении ребенка запрашивать у этого работника справку о доходах супруга. Но Минфин РФ отозвал это письмо.

Новую точку зрения на вопрос об обложении НДФЛ доходов в виде материальной помощи, оказываемой работодателем работникам при рождении ребенка, Минфин озвучил в письмах от 12.07.2017 № 03-04-06/44336 и от 07.08.17 № 03-04-06/50382.

 В соответствии с абзацем 7 пункта 8 статьи 217 НК не подлежат обложению НДФЛ суммы единовременных выплат работникам (в том числе матпомощи) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка.

 При этом должны выполняться следующие условия:

  • матпомощь выплачивается единовременно в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения) ребенка;
  • размер матпомощи не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

Теперь пятидесятитысячный необлагаемый лимит применяется в отношении суммы, выплаченной каждому из родителей (усыновителей, опекунов), в том числе в случае, когда оба родителя (усыновителя, опекуна) трудятся у одного работодателя.

Получается, что при выплате работнику материальной помощи при рождении ребенка запрашивать у этого работника справку о доходах супруга.

Ведь теперь тот факт, получал ли второй родитель «детскую» матпомощь или нет, для НДФЛ-целей значения не имеет.

Теперь эта точка зрения объявлена единственной верной, так как все старые, противоречащие новому мнению ведомства разъяснения, признаны неактуальными, и ФНС предписала инспекциям применять в работе именно ее.

Кстати, стоит обратить внимание на Постановление арбитражного суда  Уральского округа от 29.07.

2016 № Ф09-6902/16, где суд отметил, что суть выплаты при рождении ребенка не изменилась в связи с реализацией права на нее по истечении года.

А НК РФ не содержит нормы, предусматривающей, что спустя год льгота не применяется. То есть, по мнению арбитров, матпомощь при рождении ребенка и через год не должна облагаться НДФЛ.

Страховые взносы

Объектом обложения страховыми взносами являются, в частности, выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ). Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в статье 422 НК РФ.

 Здесь сказано, что не подлежат обложению страховыми взносами для организаций суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), установления опеки, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка (пп. 3 пункта 1 статьи 422 НК РФ).

Минфин в письме от 16 мая 2017 № 03-15-06/29546 заявил, что материальная помощь, выплачиваемая при рождении ребенка, не облагается страховыми взносами в пределах лимита (50 тысяч рублей).

Причем этот необлагаемый лимит применятся к выплатам, начисленным каждому из новоиспеченных родителей. Т.е. если и папа, и мама малыша получили каждый по 50 тыс. руб. такой родительской матпомощи, страховые взносы с этих сумм начислять не нужно.

В том числе в случае, когда оба родителя трудятся у одного работодателя.

Таким образом, получается, что в отношении материальной помощи при рождении ребенка теперь действуют одинаковые правила обложения и НДФЛ, и страховыми взносами.

Бухгалтерский учет материальной помощи при рождении ребенка

Выплата работнику материальной помощи учитывается в составе прочих расходов на дату издания соответствующего приказа руководителя (п. 4, 5, 11, 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).

Согласно плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, материальная помощь учитывается на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Поскольку при налогообложении прибыли суммы материальной помощи при рождении ребенка не учитываются в составе налоговых расходов, выплачиваемой работодателем работнику, возникает разница между бухгалтерским учетом и налогообложением, с которой исчисляется постоянное налоговое обязательство (п. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н).

  • Пример 1
  • Сотруднице начислена единовременная материальная помощь в связи с рождением ребенка в размере 50 000 руб. В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:
  • Дт 91 Кт 73 — 50 000 — Начислена единовременная материальная помощь в связи с рождением ребенка
  • Дт 73 Кт 51 — 50 000 — Выплачена материальная помощь с расчетного счета
  • Дт 99 Кт 68 — 10 000 — Отражено ПНО с расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (50 000 руб. х 20%)
  • Пример 2

Изменим условия примера 1. Выплата работнице единовременной материальной помощи в связи с рождением ребенка составила 70 000 руб.

В нашем примере сумма страховых взносов рассчитывается исходя из общего тарифа (на обязательное пенсионное страхование — 22%, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%, обязательное медицинское страхование — 5,1%).

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитаны с применением тарифа 0,2%. Согласно пп. 1, 45 п. 1 ст. 264 НК РФ страховые взносы включаются в состав расходов в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 20.03.

2013 № 03-04-06/8592, от 03.09.2012 № 03-03-06/1/457).

  1. В бухгалтерском учете будут составлены следующие проводки:
  2. Дт 91 Кт 73 — 50 000 — Начислена единовременная материальная помощь в связи с рождением ребенка
  3. Дт 91 Кт 69 — 6040 — Начислены страховые взносы на облагаемую ими сумму материальной помощи ((70 000 — 50 000) руб. х 30,2%)
  4. Дт 73 Кт 68 — 2 600 — Удержан НДФЛ с налогооблагаемой суммы материальной помощи  ((70 000 — 50 000) руб. х 13%)
  5. Дт 73 Кт 51 — 67 400 — Выплачена материальная помощь из кассы (70 000 — 2 600) руб.
  6. Дт 99 Кт 68 — 14 000 — Отражено ПНО с расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (70 000 руб. х 20%)

Отражение в 6-НФДЛ

Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета справку по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ.

Из Приложения к Письму ФНС России от 01.08.2016 N БС-4-11/13984@ (вопросы 3, 4) следует, что строка 030 «Сумма налоговых вычетов» расчета по форме 6-НДФЛ заполняется согласно значениям кодов видов вычетов налогоплательщика, утвержденных Приказом ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов».

При заполнении строки 020 «Сумма начисленного дохода» следует учитывать, что в расчете по форме 6-НДФЛ не отражаются доходы, не подлежащие обложению НДФЛ, перечисленные в ст. 217 НК РФ. При этом не разъяснен порядок отражения в расчете сумм, частично не подлежащих налогообложению.

Поэтому обратимся к письму ФНС России в от 15.12.2016 № БС-4-11/24064@. Налоговая инспекция на основании п. 8 ст.

217 НК РФ пришла к выводу, что работодатель вправе не отражать в расчете по форме 6-НДФЛ доход работника в виде единовременной материальной помощи при рождении ребенка в течение первого года после рождения ребенка в размере, не превышающем 50 000 руб.

В случае если размер указанного дохода, выплачиваемого в налоговом периоде, превысит 50 000 руб., данный доход подлежит отражению в расчете по форме 6-НДФЛ.

Если организация, выплачивающая работнику материальную помощь при рождении ребенка в течение первого года после рождения ребенка в размере 50 000 руб.

, все же отразила данный доход в расчете по форме 6-НДФЛ, то организация должна отразить такой доход в сведениях по форме 2-НДФЛ за указанный налоговый период. В таком случае данные по строке 020 расчета по форме 6-НДФЛ и общая сумма дохода, указанного в п.

 5 представляемых по всем налогоплательщикам справок по форме 2-НДФЛ, будут идентичны, что соответствует Контрольным соотношениям ФНС России.

Дело в том, что если налоговый агент отразит соответствующую выплату в расчете по форме 6-НДФЛ, но не отразит ее в форме 2-НДФЛ, это приведет к нарушению Контрольных соотношений, что может повлечь за собой процедуру истребования от налогового агента соответствующих пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *