Должны ли торговые центры предоставлять бесплатную парковку на своей территории? — Юридические советы

Можно ли заставить водителей платить за хранение автомобилей во дворе и как избавиться от лишнего транспорта, который заполняет придомовую территорию

Должны ли торговые центры предоставлять бесплатную парковку на своей территории? - Юридические советы

Типичный двор российской многоэтажки: машины расставлены вдоль каждого дома ( Наталья Гарнелис/ТАСС)

Автомобили или пешеходы. Рано или поздно к этому противостоянию приходит любой двор многоэтажного дома. Современная застройка Москвы и других крупных городов России такова, что места и тем и другим обычно не хватает.

В результате припаркованные автомобили захватывают сначала проезжую часть, затем тротуары, а в особо запущенных случаях даже газоны около дома. У обычных жильцов просто не остается места для прохода, а двор теряет свою общественную функцию.

Место для прогулок и занятий на открытом воздухе превращается в хранилище автомобилей.

Застройщики новых домов в Москве начали бороться с засильем личного автотранспорта с помощью архитектуры.

Получившая распространение концепция двора без машин подразумевает, что автомобили физически не могут въехать во двор, огороженный высоким бордюром либо забором.

Такие дворы действительно достаются жителям: здесь обустраивают детские площадки, беговые дорожки и другую инфраструктуру для пешеходов.

У жителей вторичного фонда зачастую нет такой роскоши. Изгнание автомобилистов из собственного двора становится сложной задачей, которую невозможно решить в одиночку. Редакция «РБК-Недвижимости» узнала у юристов, что нужно сделать, чтобы защитить свой двор от оккупации машин и попробовать ввести платную парковку рядом с собственной многоэтажкой.

Откуда берутся машины

Очевидным источником автомобилей во дворах являются сами жители многоэтажек. В отдельных районах Москвы к ним присоединяются и сотрудники окрестных офисов. «Люди ищут любое местечко, где можно поставить машину, в том числе во дворах жилых домов. Это приводит к тому, что жители страдают из-за автомобилей работников организаций, расположенных поблизости», — рассказал юрист Сергей Тарасов.

В некоторых случаях жители отстаивают места во дворе силовым методом — установкой особых механизмов, которые препятствуют заезду машин на определенную территорию. Самовольный монтаж подобных устройств противоречит закону, предупредил Тарасов.

«Водителям непозволительно резервировать места для стоянки. Запрещается занимать парковочные места, обозначенные дорожной разметкой и знаками, предназначенными для категорий льготников.

Нельзя нарушать границы отведенного для парковки места», — перечислил юрист существующие ограничения.

Должны ли торговые центры предоставлять бесплатную парковку на своей территории? - Юридические советы

Автомобили традиционно занимают значительную долю внутридворового пространства ( Валерий Матыцин/ТАСС)

Как и на что можно повлиять

Борьбу с избыточным количеством автомобилей около дома нужно начать с выяснения всей информации о собственнике земельного участка рядом с многоэтажкой, советуют юристы, опрошенные «РБК-Недвижимостью».

«Дворы жилых домов в подавляющем большинстве случаев включены в так называемую придомовую территорию.

В статье 36 Жилищного кодекса установлено, что они принадлежат на правах общей долевой собственности собственникам помещений в данном жилом доме», — заявил ведущий юрист Европейской Юридической Службы Никита Захаров.

Несмотря на то что жильцы дома являются формальными совладельцами земли у дома, собственники квартир не вправе устанавливать плату за парковку в своем дворе, уточнили юристы.

«Данное требование закреплено в Жилищном кодексе, где говорится, что собственникам жилых помещений должен быть обеспечен доступ к земельному участку (территории двора), на котором расположен многоквартирный дом, — рассказал Тарасов.

 — Требовать внесения дополнительной платы за такой доступ неправомерно, поскольку бремя расходов на его содержание включается в плату, вносимую собственниками (либо в форме платежей и взносов члена ТСЖ, либо в форме внесения платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с договорами)».

Впрочем, это рассуждение относится только к возможности взимания платы с жильцов прилегающего дома: прямого запрета на взимание платы со сторонних автомобилистов, которые заехали в чужой двор, здесь нет.

«В законе обозначена правовая конструкция под названием «парковка общего пользования».

Соответственно, платная парковка — это одна из ее разновидностей и может быть организована собственником в любом месте, где существует парковка общего пользования», — считает управляющий партнер юридического бюро Heads Consulting Александр Базыкин.

Кто вправе вводить плату за парковку

Превратить внутридворовую территорию в платную парковку способна только городская администрация, считает управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский.

«Для отнесения территории к платной парковке мэрия должна принять муниципальный нормативно-правовой акт, провести технические мероприятия во дворе и внести парковочные места в специальный реестр, — разъяснил Старинский.

 — Для того чтобы все эти мероприятия были произведены, жильцы могут обратиться к чиновникам с соответствующим заявлением».

«Размещение парковок на внутридворовых территориях возможно по правилам субъектов РФ и муниципальных НПА (нормативно-правовых актов), — убежден Александр Базыкин.

 — На сегодняшний день законодательство и практика введения платных парковок на придомовых территориях нова.

Четкого урегулированного механизма, который позволит конкретному гражданину добиться введения платной парковки во дворе собственного дома, пока нет».

Если владельцем земельного участка под домом является правительство Москвы, то оно может принять муниципальный НПА, в соответствии с которым вводится плата за парковку у дома, указали в Heads Consulting.

«Можно предположить, что граждане вправе самостоятельно обращаться в мэрию с инициативой введения платных парковок во дворе собственного дома.

Насколько это действенно — сложно судить в силу отсутствия сложившейся практики по данному вопросу», — резюмировал Базыкин.

Альтернативные способы

Если добиться введения платной парковки во дворе не получилось, у жителей остается план Б — шлагбаум.

Такое заграждение сможет отсечь посторонних автолюбителей, однако не защитит людей от собственных соседей, которые решат оккупировать огороженную территорию личным автомобилем.

«Во дворе дома можно организовать парковку для жителей дома, но не платную, — подтвердил Сергей Тарасов. — Она будет рассчитана только на жильцов этого дома и принадлежать собственникам домовладения».

Намного проще добиться введения платной парковки за пределами двора — на улицах, которые примыкают к жилым домам.

«Введение платной парковки не требует проведения публичных слушаний, поскольку не является планировочным решением», — разъяснил Александр Базыкин.

«Нужно обращаться либо к муниципальным, либо региональным, либо федеральным властям — в зависимости от того, в чьей собственности находится территория», — добавил Владимир Старинский.

Должны ли торговые центры предоставлять бесплатную парковку на своей территории? - Юридические советы

Рядом с современными новостройками обычно возводят многоуровневую парковку, однако многие все равно предпочитают оставлять машины у подъезда — это просто и бесплатно ( ТАСС/ Руслан Шамуков)

«Хотя решение об организации платной парковки в Москве формально принимает столичное правительство, фактическую необходимость введения таких парковок определяет Центр организации дорожного движения (ЦОДД), — рассказал Никита Захаров из Европейской Юридической Службы.

 — Затем ЦОДД вносит в правительство соответствующие предложения по вопросу платных парковок.

Отметим, что в той или иной форме заставить правительство Москвы ввести платную парковку невозможно — соответствующее решение принимается в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из анализа дорожной ситуации на конкретной улице и в конкретном районе».

«Для положительного решения данного вопроса жителям дома необходимо обращаться в ЦОДД (это можно сделать как через их официальный сайт, так и лично) с предложением об организации платных парковок, — посоветовал Захаров.

 — В обращении стоит обосновать, почему введение такой парковки является необходимым. Кроме того, обращения лучше делать коллективно, чтобы продемонстрировать, что этот вопрос затрагивает интересы не одного гражданина, а всех жителей дома и района».

Также обращение можно оставить на сайте транспортного комплекса Москвы.

Ранее ЦОДД неоднократно вводил платные парковки в отдельных районах Москвы по просьбам жителей, а в 2014 году пообещал расширять охват платных парковок, если этого потребуют горожане. Система работает: в 2015 году стало известно о появлении первых участков платной парковки за МКАД благодаря инициативе местных жителей.

Можно ли парковаться там, где частная фирма установила запрет на остановку

Наверняка многие водители встречались с ситуацией, когда парковка возле магазина обозначалась табличкой «только для гостей компании N». Такое самоуправство преподносится владельцами бизнеса как забота о клиентах. Но правомерно ли подобное действие на самом деле?

Должны ли торговые центры предоставлять бесплатную парковку на своей территории? - Юридические советы

Как обычно выглядит самовольный запрет на остановку

Стоит сразу уточнить, что речь идет все таки о запрете парковки, а не остановки. Так как последняя предполагает, например, высадку пассажиров. Табличка с запертом парковки говорит о том, что водитель не может оставить свой автомобиль возле магазина или офиса компании на продолжительное время.

Самовольный запрет на парковку может выглядеть по-разному:

  1. Отдельная площадь на придомовой территории или возле торгового центра. Такие места могут находиться «под шлагбаумом» или иметь особую разметку на асфальте.

  2. Выделенный дорожный карман. В этом случае делают обособленный участок на несколько мест, который огораживают цепочками, специальными устройствами или мобильными металлическими турникетами.

  3. Обозначение парковочных мест на дороге общего пользования.

Также можно встретить и прочие ограничения и запреты, не дающие права водителю оставить свой автомобиль на длительную стоянку.

Но насколько правомерно такое ограничения передвижения? И что говорят по этому поводу ПДД? Разберемся в данном вопросе более подробно.

Требованиям каких знаков обязаны подчиняться водители

Любое ограничение передвижения транспортного средства должно быть зафиксировано и обозначено дорожными знаками. В противном случае данное действие можно расценить как самоуправство.

В правилах дорожного движения есть два знака, регламентирующих парковку и ее запрет:

  1. Знак 3.28 «Стоянка запрещена». Круглый знак с синим фоном и одной косой красной линей. Сюда же можно отнести и знак 3.27 «Остановка запрещена», который автоматически запрещает и парковку.

  2. Знак 6.4 «Парковка». Квадратный знак с синим фоном и буквой «Р» по центру. Чаще всего комбинируется с пояснительными табличками.

Последний знак как раз и должен указывать водителю на условия парковки. Их обозначают на прямоугольных табличках ниже основного знака. Дополнения могут содержать информацию о времени разрешенной парковки, ее платной основе, действии эвакуатора при нарушении знака, а также указании лиц, которым разрешена парковка в данном месте.

Чаще всего информацию о круге водителей, которым разрешена парковка, можно увидеть возле муниципальных предприятий или органов государственной власти. Но в некоторых случаях подобные знаки ставят перед офисами частных компаний или в непосредственной близости от входа в магазин.

В каком случае ограничение, сделанное по инициативе отдельной компании, законно

Разберем правомерность ограничений на примере трех ситуаций самовольного запрета, описанных выше. Начнем с последней.

При выставлении знака ограничения парковки для узкого круга лиц на дороге общего пользования, владелец бизнеса с 99.9% гарантией нарушает закон. Дело в том, что городские дороги поэтому и называется «общего пользования» так как они сделаны для всех граждан. На них распространяются действия общих правил дорожного движения, а не желаний отдельно взятых лиц.

Следующий случай — обособленный карман. Здесь речь идет уже о конструктивном изменении дорожного полотна. Такое действие практически невозможно сделать без согласований с муниципальными органами управления и ГИБДД. Если в зоне такой парковки есть соответствующие знаки, скорее всего их действие законно.

Однако и в этом случае может быть нарушение со стороны владельца бизнеса. Все дело в том, что парковку можно называть частной только в том случае, если сами парковочные места принадлежат физическому или юридическому лицу, а не городу. То есть, они должны быть приватизированы.

Чаще всего такие парковки можно встретить в первом случае. Возле крупных супермаркетов или больших магазинов, где место под парковку является собственностью компании. Хотя подобные площади, чаще всего, если и имеют ограничения, то только по времени. Либо за место на стоянке взимается плата.

Читайте также:  В Росреестре дважды зарегистрирован один и тот же участок - Юридические советы

В большем количестве случаев парковка для «посетителей магазина» является прихотью собственника бизнеса и не имеет под собой правовых обоснований. Особенно, если речь идет о небольших магазинах или офисах.

Запомните главное: никто не в праве что-либо сделать вам или вашей машине за парковку в запрещенном месте, кроме сотрудников ГИБДД.

Только инспекторы патрульной службы могут выписать штраф на законных основаниях или забрать машину на штрафную площадку.

  • Алексей Винокуров
  • Распечатать

Адвокаты программы «Человек и Закон» – консультации юристов

Обычный визит в один из торговых центров на Автозаводской улице Москвы для мамы ребёнка-инвалида Сабины Гафаровой обернулся скандалом. Женщина оставила машину со специальным знаком желтого цвета на лобовом стекле, как раз в том месте, которое отведено для инвалидов.

Медицинский центр, в услугах которого так нуждается её дочь, расположен внутри огромного супермаркета. После проведения всех необходимых процедур, семья села обратно в автомобиль, однако выехать с подземного паркинга получилось далеко не сразу.

Охранники, которые стояли на выходе, заявили, мол, за стоянку для инвалидов придется рассчитаться согласно обычным тарифам.

Женщина была возмущена, ведь она привыкла, что на её стороне закон, однако, сотрудники торгового центра заявили — на бесплатную парковку отводятся положенные три часа, за которые посетитель должен успеть совершить необходимые покупки или посетить нужные учреждения. Всё, что сверх установленного времени, должно оплачиваться отдельно.

Логику охранников понять можно: в столице с местами для стоянки настоящая беда, но многие предприимчивые водители нашли выход из ситуации: пытаются оставить машину в торговом центре, чтобы избежать трат на городской паркинг. Введение своеобразного временного лимита позволяет отсеять покупателей от сотрудников офисов.

Но для инвалидов действуют иные правила, поэтому женщина, немного поскандалив, решила обратиться в прокуратуру.

«Есть 181 Федеральный закон о социальной защите инвалидов в нашей стране, который предполагает различные преференции для людей с ограниченными возможностями. Среди них,  бесплатная парковка в специально отведенных для этого местах.

Существуют и муниципальные законы. Они в той или иной мере дублируют и дополняют ФЗ.

Кроме того, в КоАП прописана ответственность за нарушение правил парковки для инвалидов», — поясняет адвокат по гражданским делам нашего правового центра Роман Максимович.

Женщина заявила, что правила, установленные для посетителей торгового центра, ущемляют её права, но опытные юристы уверены, что нарушения были бы в том случае, если бы, к примеру, стоянка для инвалидов была разрешена на меньшее время, чем для водителей без специальных знаков. В этом же случае, все равны.

«Закон гарантирует те же права, что и у обычных граждан, а льготы, позволяющие инвалидам различных групп оставлять свой автотранспорт бесплатно, распространяются только на земли, которые принадлежат муниципалитету. Территория подземного паркинга находится в частной собственности, потому те правила, которые действуют на большинстве городских стоянок, не работают», — считает адвокат по гражданским делам Роман Максимович.

Льготные парковки в ТЦ: панацея или фарс?

Проблему московского транспортного коллапса пытаются решить не один год. Всё чаще Москва стоит в многочасовых пробках, предела которым не видно. Власти заявляют, что делают всё возможное, чтобы вызволить москвичей из плена их же автомобилей.

Горожан уговаривают пользоваться метро, которое уже выходит за пределы города и устремляется в область; строятся всё новые эстакады, хорды, ТПУ, путепроводы. Однако вместе с этим власти сделали платную парковку в центре Москвы, и количество коммерческих машино-мест будет только расти.

Эксперты уже объявили эту меру радикальной и малоэффективной. Вот только чиновники говорят о том, что вместе с платными парковками вырастет и количество льготных, где можно будет оставить свою машину по весьма приемлемой цене или вовсе бесплатно.

Естественно, заботу эту переложили в руки частного бизнеса, который не очень хочет нести чужой груз.

Так, с предложением о предоставлении посетителям бесплатной парковки на своей территории в первые два-три часа префектура ЦАО обратилась к владельцам торговых центров. Первоначально бесплатно предоставить парковочные места в первые три часа согласилась только администрация ТЦ «Смоленский Пассаж» на Смоленской площади.

После оглашения этой информации в прессе торговые центры стали сдаваться и добровольно-принудительно пошли навстречу префектуре. Так, в торговом центре «Галерея «МОСКВА», в бывшей одноименной гостинице на Охотном ряду, открылась льготная парковка для посетителей.

Стоимость парковки — 100 рублей в час. При покупке на сумму не менее 700 рублей в одном из магазинов ТЦ «Галерея «МОСКВА» три часа предоставляются бесплатно.

Позже Штаб Правительства Москвы по парковочному пространству сообщил, что договорился ещё с рядом торговых центров столицы о снижении тарифов за парковочные места для автомобилей.

  К торговым центрам, обеспечившим льготную парковку, теперь присоединились ТЦ «На Смольной», «Семеновский», «Ладья», ТРЦ «Филион».  Но встают вопросы, нужны ли самим ТЦ эти льготные парковки и действительно ли они помогут городу?

Кому это нужно?

Сергей Акулич, вице-президент BlackStone Keeping Company, считает, что предоставление льготных парковочных мест жителям города не сильно добавит популярности ТЦ , а точнее, не повлияет на эффективность работы арендаторов и не повысит доходность объекта. «Просто у жителей появится очередное место, где можно дешево или бесплатно «бросить» автомобиль на благоустроенной и обслуживаемой территории», — отмечает эксперт.

С этим мнением согласен Александр Зуйков, руководитель проектов департамента консалтинга S.A.

Ricci: «Льготные парковочные места не будут способствовать популярности ТЦ, так как люди, которые будут оставлять машины на парковках у ТЦ на льготных условиях, в большинстве своем едут на встречи/мероприятия и у них просто нет времени ходить по магазинам. Бесплатная парковка в ТЦ не будет способствовать повышению посещаемости».

Однако не все эксперты так пессимистично относятся к льготным парковкам. По мнению аналитиков отдела исследований компании Knight Frank, льготные парковочные места могут стать конкурентным преимуществом торгового центра в том случае, когда парковка в других комплексах останется платной.

Подобным примером может служить ТРЦ «Афимолл», в котором в вечерние часы по будням и в выходные дни парковка бесплатная. Можно сказать, что такая мера способствует привлечению в ТРЦ покупателей.

Полина Жилкина, директор направления стратегического консалтинга СBRE, отмечает, что льготные парковочные места в некоторой степени способствуют повышению популярности ТЦ. «Во-первых, под эту тему можно развернуть отдельную рекламную кампанию торгового центра, как B2B, так и B2C, продвигающую социальную ответственность и участие в городских программах.

Во-вторых, можно предположить, что какая-то часть «случайных» посетителей будет становиться «покупателями», возможно, даже постоянными.  Но в этом случае большую роль также будет играть tenant mix торгового центра», — добавляет эксперт.

Цена вопроса

Однако кроме популярности льготные парковки стоит рассматривать и с экономической точки зрения. Так как по факту, что для одних является льготой, для других представляет собой чистый убыток.

Говоря о конкретных финансовых потерях, Сергей Акулич отмечает, что всё зависит от того, какое количество парковочных мест и на каких условиях будет предоставляться жителям, но на доходность в сторону снижения это, в любом случае, повлияет.

Плюс неудобства при эксплуатации парковки с оставленными на ней бесплатно автомобилями. По мнению Полины Жилкиной, денежные поступления от парковки, конечно, нельзя сравнить с платежами арендаторов в контексте ежегодного операционного дохода.

Но, с другой стороны, капитализация даже нескольких десятков тысяч долларов в год может на выходе прибавить сотни тысяч продавцу.

Однако часть экспертов считает, что в сравнении с общей прибылью торговых центров деньги, которые приносит парковка, слишком малы, чтобы придавать им какое-либо значение в основном бюджете ТЦ. Александр Зуйков говорит о том, что прибыль от паркинга для ТЦ является чисто символической и не влияет на доходность торгового центра.

Его поддерживают и аналитики компании Knight Frank, по мнению которых доля прибыли, получаемой управляющей компанией ТРЦ в результате эксплуатации парковки, как правило, не превышает 3-4% от общего дохода, генерируемого объектом.

Таким образом, нет предпосылок, чтобы говорить о том, что льготные парковки могут существенно сократить прибыль торгового центра.

Лишних мест нет

Кроме того, нужно не забывать, что из-за наплыва «случайных» автомобилистов может не остаться места на парковке для самих клиентов ТЦ. Такая ситуация может возникнуть в связи с тем, что многие люди задерживаются на работе на несколько часов, а самое активное время посещения ТЦ в будние дни — это с 18:30 до 22:00.

В вечерний час пик автомобилисты, оставившие свои авто на льготных парковочных местах, могут создать проблемы с паркингом для посетителей ТЦ. Стоит отметить, что паркинг в существующих ТЦ проектировался с учетом планируемой посещаемости объекта, но не с учетом льготных парковочных мест.

Читайте также:  В какой срок банк обязан разблокировать зарплатную карту? - Юридические советы

Сергей Акулич считает, что с большей степенью вероятности может так и произойти: «Покупатель, зная, что приехав в торговый центр за покупками, он столкнется с трудностями с парковкой из-за «случайных» автомобилистов, несколько раз подумает, прежде чем выбрать данный торговый центр для шопинга.

А это, соответственно, напрямую влияет на успешность работы объекта недвижимости».

При этом Полина Жилкина отмечает, что это будет больше касаться тех ТЦ, которые расположены в районе станций метро и представляют собой идеальную площадку под ТПУ. С другой стороны, большинство «случайных» автомобилистов можно отсеивать системой доступа и оплаты парковки.

Вопрос реализации

Одним из основных вопросов даже в случае принятия льготных парковок остается их формат. Владельцы ТЦ могут просто сделать бесплатными несколько первых часов парковки.

Также льгота может распространяться на посетителей торговых центров, которые сделали покупку на определенную сумму.

Кроме того, администрация торговых объектов может вместо отмены платы за несколько часов ввести урезанную цену за машино-место на все время парковки.

Сергей Акулич считает, что вариант с бесплатной парковкой на первые два часа наиболее предпочтительн, так как при нём машины не будут оставлять на целый день и превращать торговый центр в перехватывающую парковку. Также это является положительным стимулом непосредственно для клиентов (покупателей) ТЦ, так как появляется время на полноценный шопинг.

По мнению аналитиков компании Knight Frank, наиболее эффективным для привлечения дополнительных покупателей может быть предоставление бесплатной парковки на ограниченный период времени, например полчаса или более.

Повышению общей популярности объекта и его узнаваемости может способствовать организация бесплатной парковки в течение всего времени работы торгового центра.

Более мягким вариантом является бесплатная парковка в определенный временной интервал, например днем или вечером.

Зарубежный опыт показывает, что парковка в торговых или многофункциональных центрах может успешно использоваться в ночное время жителями близлежащих жилых домов. Это может принести девелоперу объекта дополнительный доход.

Стоит обратить внимание на то, что важным фактором для посетителей торговых центров является не только стоимость парковки, но и удобство пользования ею: подъездные пути, параметры рампы, в частности угол наклона и ширина, удобная система оплаты, организация движения на самой парковке и т.д.

В любом случае — выгодны или не выгодны для торговых центров льготные парковки — власти ненавязчиво заставляют принимать владельцев ТЦ их условия игры. Однако с точки зрения общей транспортной загруженности в городе такой выход вряд ли сильно повлияет на московские пробки, но сможет стать отдушиной хотя бы на некоторое время.

Лада Белайчук, заместитель руководителя отдела исследований Cushman & Wakefield, отмечает, что всего в Москве торговым центрам принадлежит более 120 тысяч парковочных мест, поэтому потенциал коммерческих парковочных мест для города огромен.

  «Идея предоставления льготных мест мне кажется несовместимой с концепцией коммерческого объекта.

Но вполне реально увеличить КПД коммерческого использования парковок  в торговых центрах, что будет взаимовыгодно и собственникам коммерческих объектов, и городским властям, и жителям», — добавляет эксперт.

Насколько проект будет удачным и сможет ли он прижиться повсеместно, покажет время. Перекладывание проблем с больной головы на здоровую лишь ненадолго облегчает ситуацию, поэтому властям не стоит забывать о комплексном подходе к вопросу нейтрализации московских пробок.

Александр Мошков

Советы экспертов: как правильно оформить льготную парковку в Москве

С момента начала эксперимента с резидентными парковками в Москве прошло чуть больше двух лет. Многие сложности были устранены, однако до сих пор некоторым москвичам приходится предпринимать не одну попытку, чтобы получить разрешение на льготную парковку. «МИР 24» выяснил как можно избежать трудностей при оформлении резидентной парковки.

Что такое резидентное разрешение на парковку

Это документ, который дает право на бесплатную парковку в пределах района, на территории которого располагается жилье резидента ежедневно с 20:00 до 8:00 в течение одного, двух или трех лет (выбрать срок может сам заявитель). Чтобы получить право парковаться круглосуточно, необходимо оплатить взнос в размере трех тысяч рублей за каждый год.

Парковочное разрешение положено собственникам жилья, прописанным в квартире лицам или официальным квартиросъемщикам (при наличии временной регистрации). Одно разрешение дает право получить два парковочных места.

В ноябре прошлого года правительство Москвы внесло в постановление существенную поправку – теперь разрешения выдаются только лицам, на чье имя зарегистрирован автомобиль.

Коммунальный вопрос: если соседи против

Москвичка Татьяна Просукова пытается получить резидентное разрешение на парковку с августа прошлого года. Она зарегистрирована в коммунальной квартире, расположенной в самом центре столицы — напротив театра имени Моссовета.

Их три комнаты приватизированы, в равных долях на нее, дочь и свекровь, также часть квартиры оформлена на соседку, с которой у Проскуровых плохие отношения.

Оформить парковку Просуковы пытались через «Многофункциональный центр», но обе попытки оказались тщетными – в Центре требуют разрешения от той самой соседки по коммуналке. После обращались за помощью в ГУП «Мосгортранс».

«С этой соседкой у нас разные лицевые счета, счетчики, телефоны. Общая только входная дверь.

Многие жители Москвы возмущаются тем, что должны спрашивать разрешение родных, а мне приходится спрашивать совершенно чужого человека, с которым очень плохие отношения. Она никогда не даст мне разрешение, равно как и я ей. Я в тупике: продолжаю платить за парковку и выхода в этой ситуации не вижу», — говорит Татьяна.

Совет эксперта: пока только суд

Жители коммунальных квартир имеют право на парковку, но это право действительно зависит от позиции соседей, говорит адвокат Марина Гапченко.

«Вряд ли в данном случае помогут жалобы, лучше всего идти сразу в суд. При этом нужно понимать, что пока решения «сверху» о предоставлении парковочных мест жителям коммунальных квартир без разрешения соседей не принято, исход дела может быть непредсказуемым. Бывают споры по резидентной парковке, которые люди выигрывают, но эти судебные процессы нельзя назвать легкими».

Личная явка

Ведущая телеканала «МИР» Камила Тилова рассказала о том, что ее попытки получить место на резидентной парковке продолжаются уже около месяца. Будучи уверенной, что для ее оформления требуется явка всех прописанных в квартире жильцов, она вместе с мужем, малолетними детьми и всеми необходимыми документами приехала в Центр государственных услуг «Мои документы».

«На ресепшене консультант посоветовала нам не тратить время и оформить заявку на разрешение онлайн, — говорит Камила.

— В графе, где необходимо указать число собственников жилья, нет возможности пояснить, что все они согласны на предоставление парковочного места – так устроена электронная форма.

Так как по закону это согласие необходимо, то я, скорее всего, получу отказ», — предполагает Камила.

В ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) Камиле сообщили, что из-за отказа во время первого посещения Центра госуслуг придется ехать в головной офис компании, а не филиал, удобный для посещения по месту жительства. Она полагает, что в сложившейся ситуации виноваты сотрудники Центра госуслуг, которые по незнанию вводят в заблуждение клиентов. «Они не знают, что на сайте представлена неверно составленная форма онлайн-заявки», — поясняет Камила.

Совет эксперта: электронная заявка — как сделать все правильно

«В электронной форме есть графа, которую необходимо выбрать, если у помещения несколько собственников. Далее заявителю необходимо прикрепить нотариально заверенную копию согласия всех собственников жилья», — пояснила сотрудник пресс-службы АМПП Анна Пивоварова.

Она добавила, что для оформления резидентного разрешения согласие от несовершеннолетних детей не требуется. Его должны предоставить только собственники жилого помещения, а не все прописанные в квартире жильцы.

Запрос на получение разрешения может быть подан через любой понравившийся центр госуслуг «Мои Документы». Регламентное время ожидания заявителя в очереди многофункциональных центров составляет не более 15 минут.

«Так как подать заявку на оформление резидентного разрешения можно и удаленно через сайт mos.ru, то консультант всегда информирует об этом. Однако заявитель самостоятельно принимает решение о том, как ему удобнее подавать документы», — сказала Пивоварова.

Решение суда устарело?

Пенсионер Вячеслав Чулков уже доказывал свое право на резидентное парковочное место через суд. Квартира зарегистрирована на него, а автомобиль – на супругу, которая прописана по другому адресу. На этом основании Чулкову пять раз отказывали в выдаче разрешения. В итоге судебные разбирательства тянулись год, и пенсионер в результате выиграл.

«После моего выигрыша в судах всех инстанций мне дали такое разрешение, но когда я в начале этого года попытался его продлить, мне отказали, — рассказывает Вячеслав.

— Я обратился на сайт правительства Москвы с запросом, спросил, почему не выполняется решение суда — оно ведь не одноразовое и не имеет ограничений по сроку действия, но чиновники не ответили ничего по существу.

Из прокуратуры, куда я обратился с требованием пресечь нарушение закона, я уже получил два письма с дежурными ответами: «Ваше заявление переслано в следующую инстанцию»».

Читайте также:  Арест счета за неуплату долга за квартиру - Юридические советы

Пенсионер жалуется, что ему приходится крайне ограничивать свои поездки, так как «Каждый раз не знаешь, куда будет возможно припарковаться, мечешься, как заяц по своему району, где родился и прожил всю жизнь. Ищешь, куда приткнуться». Он готов платить три тысячи рублей в год, как того требуют московские власти от всех, кто хочет иметь право на круглосуточную льготную парковку.

Совет эксперта: меняйте собственника автомобиля или регистрируйте родственников в квартире

Сейчас в законе четко прописано, что разрешение выдается тому, на чье имя зарегистрирована машина. Пока этой нормы не было, некоторым жителям столицы удавалось в суде добиться разрешения на парковку на том основании, что Семейный кодекс устанавливает режим совместной собственности супругов, комментирует ситуацию адвокат Гапченко.

«Противоречия с семейным законодательством здесь нет. Возможно, надзорные органы в случае с Чулковым исходили именно из старых правил. Добиться в судебном порядке разрешения в данной ситуации будет непросто, лучше переоформить автомобиль на супруга, если есть такая необходимость», — пояснила адвокат.

Гапченко подтвердила, что для получения резидентных парковочных разрешений жители Москвы либо судятся, либо придумывают способы обойти существующие правила.

В пресс-службе АМПП сказали, что Чулкову отказали в продлении резидентного разрешения абсолютно законно, поскольку собственник автомобиля (его супруга) не имеет регистрации по месту жительства.

«Мы хотим помочь Чулкову, и выход из его ситуации есть. Ему достаточно зарегистрировать жену в своей квартире, но он почему-то не хочет этого делать», — заявили в пресс-службе.

Дом-призрак

Парковка в Москве: как оформить резидентное разрешение для Нанимателя

Мы проанализировали, каким образом можно оформить легальную парковку в Москве Нанимателям, которые снимают жилье на основе договора найма.

ВАЖНО:

  1. Условия оформления в других городах могут отличаться, так как этот вопрос регулируется местными органами власти. Тем не менее, во многих городах наверняка возьмут за основу московскую практику.
  2. Мы не комментирует «справедливость» или «несправедливость», «законность» или «незаконность» принятых решений. Мы обращаем внимание на то, что нужно учесть – чтобы Наниматель смог оформить парковку на законных основаниях.
  3. Зона платной парковки в данный момент занимает не весь город, однако она постоянно расширяется. Если у вас есть машина и вы хотите снимать квартиру в определенном районе, поинтересуйтесь статусом парковки сейчас и в ближайшей перспективе. Если вы сдаете квартиру или комнату в сегменте «средний» и «выше среднего», тоже нелишним будет изучить вопрос – ваши будущие Наниматели могут задать вопрос «Готовы ли вы оформить парковочное удостоверение».

Самый главный документ про парковку в Москве – это Постановление Правительства Москвы от 17 мая 2013г. “Об организации платных городских парковок в городе Москве” № 289-ПП, к которому после первоначального издания, как водится, Правительство выпустило несколько изменений и уточнений.

Вы может найти его здесь:

  • На сайте Московский паркинг
  • Вместе с самим Постановлением вы найдете формы необходимых заявлений и списки необходимых прилагаемых к ним документов/копий.
  • Может изучить его самостоятельно, но мы рекомендуем для начала ознакомиться со следующей краткой инструкцией.
  • ИТАК:
  1. Стоит ли «игра свеч»? – Решайте сами. Удостоверение резидента на год стоит 3000 рублей, или 250 в месяц, и дает права на бесплатную парковку в своем муниципальном округе в ночное и дневное время. Удостоверение резидента для парковки только в период с 20.00 до 8.00 (т.е. фактически в нерабочее время) оформляется бесплатно. Парковочный абонемент в течение месяца без него в зоне платной парковки обойдется намного дороже, правда он дает право парковаться «везде» в рамках определенной зоны.

Парковочный абонемент дает право ежедневно парковаться без почасовой оплаты с 06.00 до 00.00 в течение выбранного периода (месяц или год).

Стоимость абонемента (по данным на 27.02.2016)

Парковка на территории от внешней стороны Садового кольца до границ Москвы

  1. месяц — 8 000 руб.
  2. год — 80 000 руб.

Парковка на территории от внешней стороны Бульварного кольца до границ Москвы

  1. месяц — 12 000 руб.
  2. год — 120 000 руб.

Парковка на всей территории платной парковки до границ Москвы

  1. месяц — 25 000 руб.
  2. год — 250 000 руб.

Сами видите: это существенно влияет на ежемесячный бюджет.

  1. «Если я снимаю квартиру, я могу оформить парковочное удостоверение резидента». Можете при выполнении целого ряда условий, которые надо принимать во внимание уже при заключении договора. Самое главное: срок действия договора найма должен быть не меньше срока действия парковочного удостоверения, а удостоверение действует 1 год. Т.е. в момент подачи заявления на парковочное удостоверение договор должен действовать еще более 1 года. А это означает, что это: «полноценный» долгосрочный найм, с регистрацией обременения на квартиру/комнату.
  2. На одну квартиру можно оформить не более 2-х резидентных разрешений одновременно. Например, если муж с женой имеют по автомобилю и оформили на них резидентные разрешения. После этого они решили сдать свою квартиру, переехав в другую квартиру поблизости – оформить резидентное разрешение для своего Нанимателя они не смогут, если конечно не заменят свои прежние на новые по новому адресу.
  3. Наниматель должен быть зарегистрирован по адресу договора найма. Это вполне естественно для долгосрочного договора и иногородних Нанимателей, снимающих жилье в Москве. Однако сами москвичи часто снимают квартиру, не регистрируясь в ней, и никакие санкции за это не предусмотрены. Однако для оформления разрешения на парковку придется зарегистрироваться.
  4. Автомобиль должен принадлежать Нанимателю на основе права собственности. Вы не сможете оформить разрешение на служебный автомобиль, который вам предоставила ваша компания-работодатель и который вы паркуете возле дома, где снимаете квартиру.
  5. Заявление на резидентное разрешение может подавать только владелец квартиры/комнаты. При этом если владельцев несколько, то все они должны присутствовать либо предоставить нотариально заверенное согласие с заявлением на получение разрешения конкретным Нанимателем. Оформление разрешения для снимаемой квартиры, у которой много владельцев, может стать большой проблемой – особенно если кто-то из них проживает в другом городе.
  6. Кто платит? – Разрешение оформляется на конкретный автомобиль, принадлежащий Нанимателю. Логично, что платит в бюджет за него сам Наниматель. Эти суммы никак не отражаются в договоре найма, поскольку это взаимоотношения и расчеты между владельцем автомобиля и местными властями (бюджетом).
  7. Срок оформления разрешения – 6 дней. Т.е. лучше это делать заранее, а до момента оформления платить за парковку по часам или парковать автомобиль так, чтобы не стать жертвой эвакуаторов.
  8. Как вы уже поняли, оформление удостоверения – это некоторые затраты времени и ограничения возможностей для Наймодателя. Будет ли он это делать бесплатно? – Такая готовность «оформить разрешение на парковку» может быть его конкурентным преимуществом. Но в некоторых случаях можно найти компромисс: Наниматель может компенсировать Наймодателю его трудозатраты в форме увеличения оплаты за конкретный месяц, в котором пришлось потратить время на оформление.
  9. Разрешение можно оформить на основании нотариально заверенной доверенности. Например, Наймодатель может дать Нанимателю доверенность, и Наниматель «все сделает сам». Однако все равно придется тратит время на визит к нотариусу и еще оплачивать его услуги. Надо ли это вам? – Зависит от ситуации. Например, если «и так, и так» Наймодатель дает Нанимателю доверенность на выполнение некоторых действий, то почему бы не включить туда явно, отдельным пунктом оформление парковочного разрешения резидента?

В нашем магазине договоров вы можете найти дополнительное соглашение, которое позволяет урегулировать отношения между Нанимателем и Наймодателем в связи оформлением резидентного разрешения.

Другой вариант – это увеличить цену найма за месяц, и таким образом учесть трудозатраты Наймодателя (см. доп. соглашение об изменении цены найма в магазине договоров).

Наконец, может потребоваться заключение нового долгосрочного договора и его регистрация (здесь в магазине вы можете найти договор для квартиры и для комнаты)

НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ (на основе информации сайта mos.parking.ru):

Способы оформления, внесения изменений и аннулирования разрешения

Обязательные документы при личном обращении резидента-Наймодателя (вместе с копиями), а также при обращении через портал pgu.mos.ru:

  1. Заявление  от имени заявителя, которым может быть только собственник=Наймодатель
  2. Документ, удостоверяющий личность заявителя-Наймодателя
  3. Свидетельство о регистрации транспортного средства (принадлежащего Нанимателю)
  4. При владении резидентом только долей в собственности — Согласие всех собственников и Нанимателей по договору социального найма жилого помещения, заверенное нотариусом либо сотрудником МФЦ в присутствии всех собственников/Нанимателей по договору социального найма жилого помещения и предъявлении документов, подтверждающих их личность. Также необходимы документы, подтверждающие права всех собственников
  5. Договор найма/поднайма жилого помещения – договор между Нанимателем и Наймодателем
  6. Выписка из домовой книги/единый жилищный документ (если жилое помещение обслуживается негосударственными бюджетными организациями).

Разрешение можно оформить по доверенности. При этом необходимо представить дополнительные документы при обращении представителя резидента (вместе с копиями):

  1. Документ, удостоверяющий личность представителя резидента
  2. Документ, подтверждающий полномочия представителя резидента (нотариальную доверенность).

Остались вопросы? – задайте их юристу портала

Проект “Правильная Аренда” готов предоставить весь спектр услуг для собственников квартир (домов), сдающих недвижимость в аренду:

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *