Исполнительный орган представительства иностранного юридического лица — Юридические советы

Вопрос: Юридическое лицо — нерезидент Республики Беларусь намерено осуществлять на территории Республики Беларусь проектирование объектов магистральных газопроводов. Эту деятельность в Республике Беларусь можно осуществлять при наличии соответствующей лицензии.

Получить ее иностранному юридическому лицу можно только при наличии представительства на территории Республики Беларусь.

Если иностранная организация собирается работать на территории Республики Беларусь через постоянное представительство и не вести вспомогательную деятельность, нужно ли ей открывать представительство в МИД?

Ответ: Да, нужно.

Для отдельных видов работ (услуг) в Республике Беларусь предусматривается лицензирование. Отношения по лицензированию регулируются Положением о лицензировании.

  • Среди различных субъектов хозяйствования право на получение лицензии, если иное не предусмотрено Положением о лицензировании, имеют иностранные юридические лица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь, если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и (или) услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица Республики Беларусь и (или) индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь .
  • Представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные не противоречащие законодательству функции .
  • Под обособленным подразделением понимается филиал и (или) иное расположенное вне места нахождения юридического лица обособленное подразделение юридического лица, статус которого определен законодательством, учредительными либо иными организационно-распорядительными документами этого юридического лица .
  • Лицензия выдается на конкретный вид деятельности с указанием работ и (или) услуг, составляющих этот вид деятельности, если они определены Положением о лицензировании.

Получение лицензии требуется на проектирование, монтаж объектов магистральных нефте-, газопроводов, нефтепродуктопроводов, газораспределительной системы и газопотребления (либо выборка из указанного перечня объектов) . Государственный орган, уполномоченный на выдачу специального разрешения (лицензии), — МЧС.

  1. Для получения лицензии ее соискатель (иностранная организация) либо его уполномоченный представитель представляет в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с указанием в заявлении определенных сведений, среди которых:
  2. — наименование и местонахождение этой организации, а также ее представительства, открытого в установленном порядке на территории Республики Беларусь;
  3. — наименование и адрес налогового органа по месту постановки соискателя лицензии на учет, УНП соискателя лицензии (при его наличии) .
  4. Следовательно, претендовать на получение лицензии может иностранная организация, у которой на территории Республики Беларусь есть обособленное подразделение — представительство, открытое на основании разрешения, выданного МИД.
  5. Отметим, что лицензия выдается по форме согласно приложению 2 Положения о лицензировании и содержит среди иной следующую информацию:
  6. — наименование лицензируемого вида деятельности;
  7. — сведения о лицензиате (наименование и местонахождение иностранной организации, УНП);
  8. — сведения о представительстве иностранной организации, об обособленных подразделениях (наименование и местонахождение) с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг, если они определены Положением о лицензировании, для каждого обособленного подразделения .
  9. Представительство коммерческой иностранной организации может быть открыто только в целях осуществления представительством от имени и по поручению представляемой им иностранной организации деятельности подготовительного и вспомогательного характера, если иное не установлено международными договорами, заключенными Республикой Беларусь, или законодательными актами Республики Беларусь .
  10. Если одним из основных видов деятельности иностранной организации является выполнение проектных работ, то выполнение ею таких функций, как подготовка документов для получения лицензии и непосредственно ее получение в уполномоченном органе Республике Беларусь можно рассматривать как вспомогательную деятельность этой организации на территории Беларуси.

Иностранная организация, получившая в МИД разрешение на открытие представительства, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения такого разрешения подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения представительства по ее заявлению . При этом ей присваивается соответствующий УНП.

Таким образом, если иностранная организация открывает на территории Республики Беларусь в установленном порядке представительство и получает при этом УНП в налоговом органе Республики Беларусь, то ее действия соответствуют требованиям белорусского законодательства о прохождении процедур для получения лицензии на соответствующий вид деятельности.

Следует отметить, что постоянное представительство не является обособленным подразделением иностранной организации на территории Республики Беларусь. Это понятие в республике применяется для налоговых целей.

В частности, если иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь, место выполнения работ, оказания услуг иностранной организации признается постоянным представительством, при условии что указанная деятельность осуществляется в течение 90 дней непрерывно или в совокупности в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде .

Для таких иностранных организаций ч. 1 подп. 2.6 п. 2 ст. 66 НК предусмотрен отдельный порядок постановки на учет в налоговом органе.

Он выполняется по их заявлению, подаваемому в налоговый орган по месту осуществления деятельности на территории Республики Беларусь до начала деятельности по договору (договорам) с органом государственного управления Республики Беларусь, юридическим, физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем. Постановка происходит, если работы выполняются, услуги оказываются в течение периода, превышающего срок, установленный п. 3 ст. 139 НК (свыше 90 дней).

Таким образом, выполнив постановку на учет в белорусском налоговом органе по месту нахождения представительства, у иностранной организации будет УНП, при наличии которого можно обращаться за лицензией.

После ее получения следует приступить к заключению договора (договоров) на проектирование.

Если сроки выполнения работ по договорам превысят на территории Республики Беларусь 90 дней, то иностранной организации необходимо будет стать на налоговый учет по месту оказания услуг, выполнения работ по проектированию.

Для регистрации в белорусском налоговом органе потребуется представить перечень документов, указанный в ч. 2 подп. 2.6 п. 2 и п. 3 ст. 66 НК.

Принятие решения о регистрации филиалов и представительств иностранных некоммерческих организаций

  • О государственной услуге
  • Предназначена для
  • регистрации представительств иностранных религиозных организаций (внесения изменений в сведения о них) и
  • внесения сведений (изменений в сведения) о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
  1. Структурные подразделения – филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр.
  2. Кто может обратиться
  3. Для регистрации представительств иностранных религиозных организаций:
  • руководитель иностранной религиозной организации;
  • лицо, уполномоченное иностранной религиозной организацией на ведение от ее имени переговоров об открытии представительства.
  • Для внесения сведений о филиале или представительстве международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации в Реестр:
  • руководитель филиала или представительства;
  • руководитель международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации;
  • иное лицо, действующее на основании полномочий.

Куда обратиться

В центральный аппарат Минюста России г. Москва, ул. Кржижановского, д. 7, стр. 1 (м. Профсоюзная).

График приема:

Понедельник       10.00 – 13.00

Вторник, четверг         14.00 – 17.00

Среда, пятница   09.00 – 12.00

Почтовое отправление корреспонденции осуществляется по адресу: 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 14.

Прием корреспонденции через экспедицию по адресу: г. Москва, ул. Житная, д.14 (м. Октябрьская) осуществляется по следующему графику:

  1. понедельник – четверг – с 10-00 до 12-00, с 14-00 до 17-00;
  2. пятница – с 10-00 до 12-00, с 13-00 до 15-00.
  3. Порядок получения государственной услуги
  4. Заявители имеют право направить документы почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представить документы лично.
  5. Для регистрации представительства иностранной религиозной организации представляются:
  • заявление об открытии и регистрации представительства иностранной религиозной организации, подписанное уполномоченным лицом (лицами) иностранной религиозной организации, в котором указываются краткие сведения об этой религиозной организации;
  • положение о представительстве иностранной религиозной организации, в котором указываются цель и основные формы деятельности представительства, местонахождение (адрес) и территория его деятельности, количество иностранных сотрудников представительства;
  • в случае открытия представительства иностранной религиозной организации при российской религиозной организации — соответствующее решение правомочного органа и заявление этой организации;
  • решение правомочного органа иностранной религиозной организации (организаций) об открытии своего представительства в Российской Федерации и назначении руководителя представительства (представителя);
  • копии учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной религиозной организации.
  • В случае ликвидации иностранной религиозной организации, открывшей представительство, досрочного прекращения деятельности представительства, замены его руководителя (представителя), изменения местонахождения (адреса) представительства, численности иностранных сотрудников иностранная религиозная организация или руководитель представительства уведомляют об этом Минюст России с приложением подтверждающих документов.
  • Для внесения сведений о филиале или представительстве международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации в Реестр представляются:
  • уведомление о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации;
  • учредительные документы международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации;
  • решение руководящего органа международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации о создании филиала или представительства;
  • положение о филиале или представительстве;
  • решение о назначении руководителя филиала или представительства;
  • документ с изложением целей и задач создания филиала или представительства.
  1. Не позднее семи дней со дня внесения в Реестр сведений о соответствующем структурном подразделении его руководитель уведомляет Министерство юстиции Российской Федерации об адресе (о месте нахождения) филиала или представительства и о контактных телефонах.
  2. Для внесения изменений в сведения, содержащиеся в уведомлении о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации и иностранной некоммерческой неправительственной организации и в прилагаемых к уведомлению документах, а также изменении сведений об адресе (о месте нахождения) филиала или представительства международной организации и иностранной некоммерческой неправительственной организации, представляются:
  • уведомление об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации и иностранной некоммерческой неправительственной организации;
  • документы, прилагаемые к уведомлению о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации в соответствии с пунктом 3 статьи 13.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», сведения в которых изменились.
  • Требования, предъявляемые к документам
  • Заявление, уведомление и прилагаемые к ним документы представляются в одном подлинном экземпляре, кроме учредительных документов иностранной религиозной организации, международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, которые представляются в надлежаще заверенном виде.
Читайте также:  Возврат НДФЛ на покупку жилья - Юридические советы

Официальные документы и акты, представленные организациями и учреждениями иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г.

, если иное не установлено действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения Российской Федерации за границей и Консульское управление Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Официальные документы и акты, представленные организациями и учреждениями иностранных государств — участников Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г.

, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, если иное не предусмотрено договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при принятии решения о регистрации представительства иностранной религиозной организации или внесении сведений (изменений в сведения) о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в Реестр без консульской легализации документов, при наличии на них апостиля, удостоверяющего подлинность подписи, должность лица, подписавшего документ, и подлинность оттиска печати или штампа, которым заверен этот документ.

Официальные документы, полученные из стран СНГ, принимаются к рассмотрению без какого-либо специального удостоверения, если такие документы изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и заверенных оттиском печати с воспроизведением государственного герба.

Услуга предоставляется бесплатно.

Консультации по вопросам предоставления государственной услуги предоставляются при личном обращении, посредством интернет-сайта, телефонной связи, почты или электронной почты. При личном обращении консультации предоставляются в часы приема документов, в иных случаях — в рабочее время, в том числе когда прием документов для предоставление государственной услуги не осуществляется.

  1. Срок предоставления
  2. Для регистрации представительств иностранных религиозных организаций  –90 дней (может быть продлен до 180 дней в случае если у заявителя запрашиваются дополнительные сведения)
  3. Для внесения сведений о филиале или представительстве международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации в Реестр – 30 дней.
  4. Результаты оказания государственной услуги
  5. Конечными результатами предоставления государственной услуги являются:
  • регистрация представительства иностранной религиозной организации (принятие решения о регистрации; внесение сведений о представительстве иностранной религиозной организации в Реестр представительств иностранных религиозных организаций; формирование и выдача документов заявителю);
  • внесение сведений о филиале или представительстве международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации в Реестр;
  • прекращение исполнения государственной услуги по инициативе заявителя.
  • Основания для отказа в предоставлении государственной услуги
  • Для отказа в регистрации представительства иностранной религиозной организации:
  • цели и деятельность иностранной религиозной организации, заявляющей об открытии своего представительства в Российской Федерации, противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
  • представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, Порядку регистрации представительств иностранных религиозных организаций или содержат недостоверные сведения;
  • ранее зарегистрированное на территории Российской Федерации представительство было закрыто в связи с осуществлением деятельности, запрещенной законом, или с иными нарушениями законодательства Российской Федерации.

Для отказа во внесении сведений (изменений в сведения) о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в Реестр:

  • если сведения и документы представлены не полностью либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке;
  • если установлено, что в представленных учредительных документах международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации содержится недостоверная информация;
  • если документы и (или) содержащиеся в них сведения противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
  • если цели и задачи создания филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации;
  • если ранее внесенные в Реестр филиал или представительство международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации были исключены из Реестра в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.

Административный регламент 

Формы ведения бизнеса для иностранных компаний | Аккаунтор

  • Требуется разработка собственных норм бухгалтерского учета организации.
  • Филиалы и представительства являются независимыми налогоплательщиками и несут обязательства по уплате налога на прибыль организаций, НДС, имущественного налога, налога на доходы физических лиц, а также обязательных платежей в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования (ФСС).
  • Отчетность подается в территориальные государственные органы по месту расположения организаций.
  • Филиалы, представительства и дочерние компании подают отчеты во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования) на регулярной основе и в указанные ниже сроки:
  1. Пенсионный фонд – за первый квартал (не позднее 15 мая), за полугодие (не позднее 15 августа), за девять месяцев (не позднее 15 ноября) и за год (не позднее 15 февраля)
  2. Фонд социального страхования – за первый квартал (не позднее 15 апреля), за полугодие (не позднее 15 июля), за девять месяцев (не позднее 15 октября) и за год (не позднее 15 января)

Филиалы, представительства и дочерние компании подают налоговую отчетность ежеквартально и ежегодно.
Годовая налоговая декларация подается в конце финансового года (с 01.01. по 30.03).

Квартальная налоговая отчетность подается в течение месяца (28-30 дней), следующего за соответствующим кварталом.

  • Налоги, уплачиваемые филиалами: НДС 18%, имущественный налог, налог на прибыль иностранных организаций;
  • Налоги, уплачиваемые представительствами: НДС 18%, имущественный налог;
  • Налоги, уплачиваемые дочерними компаниями: НДС 18%, налог на прибыль организаций, имущественный налог, единый социальный налог.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, если компания не осуществляет деятельность, ей следует подавать нулевую бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетность.

Соответственно, филиалы, представительства и дочерние компании обязаны подавать в государственные органы Российской Федерации отчетность о своей деятельности на регулярной основе (условия подачи различаются для разных типов отчетности).

При этом призываем вас обратить внимание на то, что российские налоговые органы принимают нулевые декларации достаточно неохотно. На практике подача нулевой отчетности может повлечь за собой проведение выездной налоговой проверки.

2. Филиал ООО

Филиал ООО может находиться на отдельном бухгалтерском балансе, но не имеет права разрабатывать собственные нормы бухгалтерского учета.

Филиал ООО не является независимым налогоплательщиком, он может только перечислять некоторые налоговые платежи от имени головной организации.

В таких случаях на филиал возлагаются обязательства по подаче налоговой декларации в территориальные налоговые органы (по месту его расположения).

Налог на прибыль организаций налог уплачивается в региональные и местные бюджеты. ООО перечисляет средства отдельно за себя и за зарегистрированные на него филиалы (по месту их регистрации). Авансовые налоговые платежи перечисляются в налоговые органы по месту расположения ООО и его филиалов.

Имущественный налог. Если филиал находится на отдельном балансе и обладает имуществом, подлежащим налогообложению, ООО уплачивает соответствующие в налоговые органы по месту расположения данного филиала, а также перечисляет туда авансовые налоговые платежи.

НДС. Обязанности по уплате этого налога и подаче соответствующей отчетности ложатся на ООО. Подача отчетности в налоговые органы по месту расположения филиала от ООО не требуется.

Часто задаваемые вопросы по представительству и филиалу иностранной компании

13 сентября 2019

При ведении иностранной компанией деятельности на территории РФ необходимо определить, приводит ли эта деятельность к образованию постоянного представительства или нет.

Решение этого вопроса необходимо для правильного исчисления налогов на территории РФ.

Понятие «постоянное представительство» имеет в налоговом законодательстве специальное значение, отличное от гражданско-правового термина «представительство юридического лица», определяемого ст. 55 ГК РФ.

Это понятие, не имея организационно-правового значения, устанавливает налоговый статус иностранной организации.

Если деятельность иностранной компании образует постоянное представительство, то у нее возникают налоговые обязательства в соответствии с законодательством РФ: доходы иностранной организации, полученные через представительство, образованного на территории РФ облагаются налогами в РФ.

Если деятельность иностранной компании не образует постоянного представительства на территории РФ, то налогом на прибыль облагаются только доходы компании, полученные от источников на территории РФ. Компания не несет обязанностей по исчислению и уплате НДС (налог определяется и удерживается налоговыми агентами), а также налога на имущество (за исключением объектов недвижимого имущества).

Оценка компании, как образующей или не образующей постоянное представительство зависит от того, какая деятельность осуществляется на территории РФ и от документального оформления ведения этой деятельности.

Понятие «постоянное представительство» иностранной компании установлено п. 2 ст.

 306 НК РФ, которой предусмотрено, что под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей налогообложения прибыли, понимается любое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с продажей товаров, проведением работ по строительству и монтажу, оказанием услуг. Исключением является деятельность подготовительного и вспомогательного характера.

Приведем пример:

  • Иностранная компания зарегистрировала представительство на территории РФ. При этом компания решила, что если представительство не получает оплаты от покупателей и не заключает договоров, то постоянное представительство не образуется.
  • Однако в штате представительства заявлена официально должность «менеджер по продажам».
  • Сотрудники представительства ведут переписку по эл. почте касательно исполнения конкретных сделок (то есть ведут деятельность, направленную на получение дохода).
  • При таких условиях представительство иностранной компании может быть признано постоянным представительством в целях налогообложения.
Читайте также:  Обжалование решения о лишении водительских прав - Юридические советы

Иностранные компании могут присутствовать в РФ в форме представительства иностранного юридического лица или в форме филиала иностранного юридического лица.

Предполагается, что представительство не осуществляет коммерческой деятельности и занимается только обслуживанием головной компании, является неким маркетинговым подразделением на территории РФ.

Тогда как филиал — структура, которая занимается коммерческой деятельности, заключает коммерческие договоры и исполняет на территории РФ — это уже коммерческое подразделение иностранного юридического лица на территории РФ, которое является самостоятельным плательщиком налогов в РФ, т.е. то самое «постоянное представительство».

Особо обращаем внимание, что в любой организационно-правовой форме может возникнуть «постоянное представительство» для целей налогообложения с момента ведения коммерческой деятельности.

Также необходимо учитывать, что существует такое понятие как «зависимый агент». Наличие зависимого агента на территории РФ приводит к образованию «постоянного представительства».

Зависимый агент — это юридическое или физическое лицо, которое представляет интересы иностранной организации в РФ. При этом зависимый агент:

  • Действует от имени иностранной организации на основании договора. Полномочия зависимого агента могут быть оформлены доверенностью либо договором поручения, агентирования и т.д.
  • Имеет и регулярно использует полномочия на заключение от имени организации контрактов или согласование их существенных условий (например, цены, сроков, объемов поставок).
  • Своими действиями создает правовые последствия для иностранной организации.
  • Не является обычным посредником (т.е. деятельность от имени иностранной организации не является его основной деятельностью).

Поэтому, при принятии решения об организационно-правовой форме присутствия иностранной компании в РФ, необходимо исходить из планируемой деятельности.

2. Какую деятельность могут вести филиал и представительство иностранной компании?

Иностранные компании могут вести деятельность на территории России в форме представительств, в форме филиалов и в форме российской компании с иностранным капиталом.

Деятельность иностранного представительства на территории РФ предполагает, что иностранная компания открывает некое маркетинговое подразделение, которое занимается продвижением продукции или услуг иностранной компании, осуществляя некоммерческую деятельности, направленную на изучение рынка, разработку системы ценообразования, прогнозирование продаж, эффективное взаимодействие с клиентами и поддержку связи с ними. Представительство не заключает самостоятельно контракты, а ищет клиентов и передает информацию о них головному иностранному офису, который, в свою очередь, заключает контракты и исполняет их.

Открытие филиала позволяет осуществлять продажу работ и услуг в России от имени обособленного подразделения иностранной компании, т.е. заключать контракты и исполнять их, получая прибыль в России. Деятельность филиала значительно шире, чем представительства.

В силу несовершенства законодательства мы не рекомендуем использовать форму филиала при ведении торговой деятельности и получения товаров для продажи от головной компании. Сложности возникают на этапе ввоза товара и признания себестоимости товара в расходах: возможны налоговые претензии и споры.

Филиал иностранной компании, зарегистрированный в РФ, является частью этой иностранной компании — обособленным подразделением. Товар, который приходит от головного офиса не считается приобретенным филиалом товаром. Эта операция внутреннего перемещения внутри юридического лица.

Это перемещение не является реализацией/приобретением, товар двигался с одного склада юридического лица на другой, и, право собственности на него как принадлежало иностранному юридическому лицу, так и осталось принадлежать, только поменялся ответственный сотрудник/лицо за сохранность товара.

Из этого следует вопросы о выборе таможенной процедуры ввоза товара, уплате таможенного НДС и принятии его к вычету. Также считаем, что филиал находится в зоне риска в части признания расходов, т.к. фактически расходы по приобретению товара неслись головной компанией.

Данный вопрос должен регулироваться глобальной учетной политикой иностранной компании, из которой будет явно следовать какие расходы и в какой стране учитываются.

В ситуациях ведения торговой деятельности иностранной компанией на территории РФ мы рекомендуем нашим клиентам работать по схеме учреждения иностранной компанией на территории РФ российского юридического лица.

3. Можно ли создать обособленное подразделение филиала иностранной организации?

Филиал иностранной компании не может иметь обособленного подразделения, т.к. он сам является обособленным подразделением иностранной компании. И если иностранная компания планирует вести деятельность в другом регионе РФ, то необходимо проходит процедуру регистрации еще одного филиала.

4. Какие налоги должно платить представительство (филиал) иностранной компании?

Так как представительство (филиал) иностранной организации для целей налогообложения входит в понятие «организации», используемое в НК РФ, то, следовательно, оно признается налогоплательщиком по большинству видов налогов.

Так, в соответствии с нормами НК РФ представительство зарубежной компании признается плательщиком налога на прибыль, НДС, налога на имущество организаций и некоторых других.

Налог на прибыль

Отметим, что в соответствии с п.1 ст.

 307 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через «постоянное представительство», признается доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений п. 4 ст. 307 НК РФ.

В соответствии с требованиями законодательства иностранная компания обязана предоставлять:

  • Декларацию по налогу на прибыль иностранной организации. Если имеются расходы при отсутствующих доходах, то в декларации необходимо отразить убыток. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
  • Годовой отчет о деятельности в РФ (утвержден Приказом МНС России от 16.01.2004 N БГ-3-23/19). Годовой отчет представляется в срок не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
  • Подача декларации и годового отчета производится независимо от того, ведет ли представительство предпринимательскую деятельность или нет.
  • Иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства, заполняют разделы 2-9 декларации.
  • Иностранные организации, деятельность которых не приводит к образованию постоянного представительства в РФ, заполняются разделы 2-3 декларации.

НДС

Иностранные организации, так же как и российские компании, признаются налогоплательщиками НДС, самостоятельно уплачивающими налог, как и любая российская компания в порядке, определенном гл. 21 НК РФ.

У представительства (филиала), независимо от того осуществляет оно предпринимательскую деятельность на территории РФ или нет, возникает обязанность представлять декларацию по НДС.

Отчетность, связанная с выплатой заработной платы

  1. Представительство обязано начислять и уплачивать страховые взносы и предоставлять отчетность по страховым взносам по месту учета представительства в качестве страхователя.

  2. Иностранные представительства в обязательном порядке удерживают НДФЛ при выплате дохода физическим лицами и представляют расчет по форме 6-НДФЛ и справки по форме 2-НДФЛ на каждого сотрудника.

  3. Кроме того, в Пенсионный фонд ежемесячно подаются сведения о работающих сотрудниках (СЗВ-М).

Налог на имущество

Если у представительства иностранной организации есть на балансе имущество, признаваемое объектом налогообложения налогом на имущество, то у него возникает обязанность предоставлять декларацию по данному налогу.

Транспортный и земельный налог

Декларации по транспортному и земельному налогу подаются только если иностранное представительство имеет в собственности транспортное средство и земельный участок.

Отчетность в Росстат

Если иностранное представительство попадет в выборку Росстата, то возникает необходимость подавать те отчеты, о которых уведомит Росстат.

5. Как вести бухгалтерский учет представительства (филиала) иностранной компании?

Представительство или филиал иностранной организации нельзя рассматривать как российское юридическое лицо, т.к. оно является составной частью иностранного юридического лица, образованного в соответствии с нормами законодательства иностранного государства.

Заметим, что на данный момент ни одним нормативным документом по бухгалтерскому учету не предусмотрена обязанность составления представительством иностранной организации бухгалтерской отчетности.

Если иностранное представительство или филиал будет вести учет доходов и расходов (и иных объектов налогообложения) в соответствии с налоговым законодательством, то оно может отказаться от ведения бухгалтерского учета и сдачи бухгалтерского баланса в ИФНС. Однако ничего не мешает иностранной компании вести учет в стандартной 1С с целью отражения операций и контроля за деятельность.

При ведении учета необходимо учитывать, что для обобщения информации обо всех видах расчетов с головной компанией можно использовать счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Филиал или представительство может отражать убыток, получаемый в результате деятельности в РФ, а может все осуществленные расходы передать головному офису для формирования у него финансового результата. В любом случае отчетность головного офиса должна включать в себя все показатели деятельности представительства иностранной компании в РФ.

Бухгалтерский учет можно и нужно выстраивать таким образом, чтобы иметь возможность предоставления отчетов в головной офис. Зачастую формы этих отчетов имеют особенности стандартов учета страны нахождения головного офиса.

С помощью программистов можно доработать программу или написать обработку, которая позволит формировать эти отчеты автоматическим образом.

При ведении учета филиалов и представительств мы обязательно прорабатываем этот вопрос и ведем учет таким образом, чтобы предоставлять максимальную информацию по операциям головной компании.

6. Учетная политика представительства (филиала) иностранной компании

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ, могут формировать бухгалтерскую учетную политику в соответствии со стандартами российского бухгалтерского учета, либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

Если филиал ведет коммерческую деятельности и получает доходы на территории РФ, то составление налоговой учетной политики обязательно в соответствии с налоговым законодательством РФ.

7. Какая налоговая регистрирует иностранные представительств и филиалы, а в какую подается отчетность?

Для регистрации филиалов и представительств иностранных компаний по всей России документы подаются в Межрегиональную ИФНС № 47. Отчетность сдается по месту нахождения представительств или филиала иностранной компании.

Наши услуги:

Компания-нерезидент – единоличный исполнительный орган ООО

При выстраивании холдинга с иностранной компонентой очень часто возникает вопрос, можно ли назначить управляющим российского хозяйственного общества иностранную компанию? Отсутствие прямого законодательного ответа не способствует развитию данного института и приводит к дополнительным затратам. Анализ российской законодательства и практики позволит ответить на поставленный вопрос.

Интеграция российской экономики в мировую провоцирует постоянную динамику корпоративных, способствует их усложнению и модификации. Все чаще мы сталкиваемся с примерами, когда общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) делегируют полномочия единоличного исполнительного органа профессионалам – управляющим компаниям. Как правило, функции директора ООО передаются головному хозяйственному обществу либо подконтрольной ему организации. В этом случае головное общество получает возможность не только оперативного контроля за деятельностью дочерней организации, но и непосредственного административного воздействия. Однако нередки случаи привлечения сторонней организации в качестве управляющей. Если в первом случае речь идет о построении вертикальной холдинговой структуры, то привлечение сторонней компании в качестве исполнительного органа не устанавливает подобных (холдинговых) отношений. Дело в том, что между управляющей организацией и ООО во втором случае не возникает отношений экономической субординации, управляющая организация обязана действовать в интересах общества, согласно его указаниям, и несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные ее виновным действием (бездействием)1.

Читайте также:  Сроки оплаты взносов в ДНТ - Юридические советы

При очевидной сложности конструкции привлечение внешней организации по договору управления в качестве единоличного исполнительного органа достаточно популярно2. Обусловлено это целым рядом причин.

Например, в случае привлечения управляющей организации к имущественной ответственности реальной становится возможность компенсации управляемому обществу убытков, причиненных виновными действиями (бездействием) исполнительных органов в порядке, установленном ст.

44 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»3.

Налоговый аспект

Использование института внешнего корпоративного управляющего привлекательно с налоговой точки зрения.

Так, управляющая организация в отдельных холдингах используется в качестве одного из механизмов финансирования в группе компаний: выплата вознаграждения данной организации – неплохой, с точки зрения налогообложения, способ изъятия у дочерних компаний денежных средств и их аккумулирования на счетах головной компании, в частности, для дальнейшего инвестирования и перераспределения денежной массы. Привлечение управляющей компании позволяет оптимизировать налоговые расходы в рамках группы компаний посредством трансфертного ценообразования, а именно, когда часть налоговой нагрузки в холдинге переносится на льготный режим налогообложения – на управляющую организацию, применяющую, в частности, упрощенную систему налогообложения и, соответственно, освобожденную от уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций, ЕСН и НДС. Расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также на приобретение услуг по такому управлению включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 18 и 19 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Тем самым головная компания и (или) дочерние компании холдинга вправе отнести расходы по оплате услуг управляющей организации к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль общества4.

Правовое регулирование

Несмотря на распространенность института корпоративного управления, законодательное определение управляющей компании раскрывается только посредством привязки к инвестиционным фондам, паевым инвестиционным фондам и негосударственным пенсионным фондам.

Может ли компания-нерезидент, зарегистрированная в соответствии с законодательством иностранного государства, выступать в качестве единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью? Иначе – может ли быть директором ООО иностранная компания?

Согласно положениям Гражданского кодекса РФ (ст. 53) любое юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с нормами законодательства и учредительными документами общества.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется посредством единоличного исполнительного органа общества (или единоличного исполнительного органа и коллегиального исполнительного органа).

Законом предусмотрено, что единоличный исполнительный орган уполномочен действовать от имени общества, представлять его интересы, совершать сделки, выдавать доверенности от имени хозяйственного общества, издавать приказы о назначении на должности, о переводе, увольнении работников ООО, а также осуществлять иные полномочия, не отнесенные к компетенции общего собрания участников ООО.

Единоличным управляющим органом ООО (избираемым общим собранием участников ООО на срок, определяемый уставом) может быть только физическое лицо (ст. 40 Закона об ООО). Исключение из этого правила – управляющий (ст. 42 Закона об ООО).

Общество вправе передать осуществление полномочий единоличного исполнительного органа управляющему, если такая возможность предусмотрена уставом. Из содержания статьи 32 (подп. 2 п. 2.1) настоящего закона явственно следует, что управляющим органом ООО может быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.

Управляющей организации передается весь объем полномочий, который определен действующим законодательством и уставом хозяйственного общества для единоличного исполнительного органа.

Таким образом, вырисовывается следующая схема: в качестве директора ООО выступает иностранная компания (например, зарегистрированная в соответствии с законодательством Англии FOREX LTD5). Представляет английскую компанию физическое лицо – директор FOREX LTD.

Им может быть как гражданин РФ, так и иностранное физическое лицо (в своем примере мы не будем усложнять цепочку наличием корпоративного директора в иностранной компании).

В итоге управление российским ООО сконцентрировано в руках английской компании, а действует от имени FOREX LTD и, соответственно, представляет ООО директор английской компании.

Цели создания такого холдинга с иностранным элементом или привлечения сторонней организации могут быть абсолютно разными (оптимизация налогового бремени, структурирование бизнеса, усиление контроля, возможность использования неограниченного круга управленческих ресурсов и пр.).

Если иностранный компонент не усложняет повседневного управления обществом (например, директором FOREX LTD является гражданин РФ), то положительный экономический эффект, приносимый подобными решениями, преобладает над затратами, ложащимися на организаторов предприятий.

Желание российской компании делегировать функции директора иностранной компании становится понятным.

Передача полномочий единоличного исполнительного органа юридическому лицу

Передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющему осуществляется на основании договора, условия которого подтверждаются на общем собрании участников ООО.

Договор с управляющей организацией является гражданско-правовым, в нем содержатся отдельные элементы договоров поручения, доверительного управления имуществом, возмездного оказания услуг, безвозмездного пользования (например, имуществом, предоставляемым управляющей организации).

Данные положения дают право некоторым цивилистам рассматривать такой договор как смешанный гражданско-правовой договор (ст. 421 ГК РФ).

По вопросу передачи полномочий единоличного исполнительного органа юридическому лицу существуют две противоположные точки зрения:

  1. при передаче таких полномочий юридическому лицу управляемое хозяйственное общество должно сменить свое место нахождения, указав в своих учредительных документах место нахождения управляющей организации и принять меры для внесения изменений в свои учредительные документы, а также предпринять меры для передачи налогового дела в налоговую инспекцию по месту нахождения управляющей организации;
  2. при передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации смена места нахождения юридического лица не требуется.

«Передача по договору полномочий единоличного исполнительного органа общества другому юридическому лицу, имеющему иное местонахождение, не означает, что у общества в данном случае отсутствует исполнительный орган или что изменяется местонахождение исполнительного органа общества. Поскольку место нахождения юридического лица имеет существенное значение для определения правоспособности юридического лица, подсудности споров, для решения вопросов, связанных с уплатой налогов и неналоговых платежей, временная передача функций (или их части) управляющей организации не должна кардинально изменять местонахождение этого юридического лица и лишать контролирующие органы возможности осуществлять проверки его деятельности» 6.

Статьей 54 Гражданского кодекса РФ установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Уплата налога организацией, не имеющей обособленных подразделений, производится по месту ее нахождения. Представление деклараций и уплата налога на прибыль производятся по месту нахождения организации, а не по месту нахождения управляющей компании7.

Рассмотрим правовую сторону делегирования исполнительных полномочий.

В России основополагающим критерием, используемым для определения налогового резидентства юридического лица, является место государственной регистрации.

Согласно закону «О налоге на прибыль предприятий»8 плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, которые зарегистрированы в качестве юридических лиц согласно законодательству Российской Федерации, что соответствует ст. 11 и гл. 25 НК РФ.

Специальными нормами об ООО9 не предусмотрено запрета на передачу обязанностей исполнительного органа иностранной компании. Однако на практике известны случаи отказа налоговых органов в регистрации ООО, где управляющей компанией выступает иностранное юридическое лицо.

Отказ инспектора налоговых органов матировали, ссылаясь на содержание ст.

50 ГК РФ: «Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий».

Согласно п. 1 ст. 1186 ГК РФ право, применимое к гражданско-правовым отношениям, осложненным участием иностранных юридических лиц, определяется в соответствии с международно-правовыми договорами РФ, ГК РФ, другими федеральными законами (п. 2 ст. 3 ГК РФ), а также обычаями делового оборота.

Статус организации в качестве юридического лица, организационно-правовая форма, правопреемство, содержание правоспособности, порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятие на себя гражданских обязанностей, способность юридического лица отвечать по своим обязательствам определяется на основе личного закона юридического лица, то есть в соответствии с правом страны, где учреждено данное юридическое лицо.

Поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений относительно возможности передачи полномочий единоличного исполнительного органа иностранному юридическому лицу, полагаем, что договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа может быть заключен с иностранной коммерческой организацией, зарегистрированной согласно закону страны регистрации.

Тем не менее налоговые инспекторы, выдавая очередной отказ в регистрации ООО, директором которой является иностранная компания, исходят из буквального и узкого толкования нормы ГК РФ, без учета специальных норм, регулирующих отношения, осложненные иностранным элементом.

Считаем такую позицию неверной и противоречащей нормам закона. По нашему мнению, полномочия единоличного исполнительного органа ООО могут быть делегированы иностранной организации на основании соответствующего договора, если возможность такой передачи предусмотрена уставом ООО.

Отсутствие законодательного регулирования, судебных прецедентов, рекомендаций не способствует развитию данного института, вызывая только спорные вопросы и недоумение.

Полагаем, что внесение изменения в Закон об ООО не только прояснит вопросы, связанные с регистрацией ООО с иностранным корпоративным директором, но и позволит избежать ненужных затрат учредителей компаний, способствует избежанию двусмысленного толкования норм права.

Решение о привлечении стороннего управляющего может быть принято как в момент регистрации ООО, так и в процессе осуществления обществом хозяйственной деятельности.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *